Крым

Отношение к неевреям и русским в израиле. Русская девушка — о том, зачем она переехала в Израиль

Если бы я писала эту статью десять лет назад, в начале большой алии, возможно, ответы израильских мужчин по поводу того, что они думают о "русских" женщинах, были бы иными. Что и говорить, за десять лет нам удалось избавиться от многих ярлыков, которые спешили навесить на нас уроженцы страны. Теперь почти ни у кого из них репатриантки из стран СНГ не ассоциируются с девушками из "массажных кабинетов". И все же некая неуловимая грань ментальности часто становится камнем преткновения во взаимоотношениях израильских мужчин и "русских" женщин.

Итак, что они в нас любят?

- "Русские" по ментальности очень близки к европейским женщинам (Итай, 52 года), красивы (Итамар, 50 лет), у них прекрасная кожа, они очень ухоженны (Зеэв, 29 лет)," женственны (Мордехай, 48 лет), не вульгарны (Йоси, 45 лет), открыты, искренни (Натан, 35 лет), непритязательны (Ицик, 20 лет).

Чего они в нас не любят?

- "Русские" слишком прагматичны, среди них немало интересанток, возможно, это объясняется их экономическим положением (Йоси, 45 лет).
- Они постоянно носят маску, недоверчивы, возможно, потому, что росли, в отличие от нас, при тоталитарном режиме (Мордехай, 48 лет).
- "Русские" женщины больше руководствуются разумом, нежели чувствами, они идут на сближение с мужчиной слишком медленно (Итай, 52 года).

В чем мы выигрываем и в чем проигрываем по сравнению с уроженками страны в их глазах?

Уроженки страны слишком увлеклись феминизмом, курят не меньше мужчин, любят соленые шутки, чаще носят брюки, чем юбки. Они менее интеллигентны и скромны по сравнению с "русскими". Более того, они могут быть вульгарны во всем - начиная от реакций во время беседы и кончая одеждой и украшениями. У них плохая кожа - в этом виноват климат, в котором они живут. Но зато они более спонтанные, открытые, знают, чего хотят, самостоятельные, уверенные в себе. На них можно положиться. А кроме того, они раскованные в постели (Итамар, 50 лет).

А теперь несколько реальных историй на тему "русско-израильских" взаимоотношений.

Невеста с приданым

Итай (52 года) развелся с женой четыре года назад. Жена его была уроженкой страны, и развод не обошелся без осложнений по поводу дележки имущества. И все же Итай получил некую приличную сумму, позволившую ему купить квартиру и машину.

Я для нового союза в экономическом отношении мужчина-нетто. Дети взрослые, алиментов не плачу, есть квартира, машина, постоянная, хорошо оплачиваемая работа, но до сих пор не могу найти себе спутницу жизни, - сокрушается Итай.

От себя добавлю визуальные наблюдения. Итай вовсе не урод, не коротышка, не толстяк, не лысый. Интеллигентен, образован, без вредных привычек - не пьет и не курит. В чем же дело? Оказывается, в том, что ему постоянно достаются невесты с "приданым".

Итай, прожив более 20 лет со своей женой-саброй, решил искать новую спутницу жизни исключительно среди "русских". И, как он уверяет, готов жениться даже на нееврейке, если она ему придется по сердцу. Первой подругой Итая, после того как он развелся с женой, стала Наташа. Красивая, образованная женщина. Итай влюбился в нее с первого взгляда, Наташа ответила взаимностью. Сначала Итаю не мешало даже то, что у Наташи было двое маленьких детей от первого брака. Но в какой-то момент он вдруг поймал себя на том, что большую часть времени вынужден тратить на беготню по магазинам, детским врачам и аптекам. Ему бы уже собственных внуков нянчить, а он таскает в сумке "памперсы" для чужих детей. Спустя пять месяцев Итай - не без сожаления - сообщил Наташе, что вынужден с ней расстаться. Она приняла это очень тяжело. Он и сам не скоро оправился и два месяца провел в полном одиночестве.

Потом Итай сошелся с Ирой. "Химия" возникла после первой же встречи, и вскоре Итай предложил Ире переехать к нему жить. Она согласилась. Но зато стала возражать ее мама. До того как Ира встретила Итая, она жила с мамой и старшей сестрой на съемной квартире. У мамы, когда она услышала, что младшая дочь собирается переехать к другу-сабре, тут же подскочило давление - при том что она ничего конкретно против Итая не имела. Мама переживала по другой причине - она категорически не хотела расставаться с дочерью. Ее не устраивал даже альтернативный вариант, который предложил Итай, - переехать со старшей дочерью в дом по соседству. Мама не разговаривала с Ирой в течение двух месяцев - несмотря на то что та после работы первым делом бежала к матери, а потом уже к своему другу. В конце концов дочь не выдержала материнского бойкота и вернулась домой.

Итай отходил от удара в течение трех месяцев - пока не познакомился с Анной. Анна была, по признанию Итая, - "высший класс". Красивая, внимательная, неизбалованная. И она - о счастье! -согласилась тут же переехать к Итаю вместе со своим сыном, мамой и папой.

Сына твоего я люблю и ничего против его проживания с нами, разумеется, не имею. Но объясни мне, почему мы должны жить вместе с твоими мамой и папой, которые к тому же не знают ни одного слова на иврите? Как мы будем общаться? И не слишком ли это много - четыре человека на одной кухне?

Мои родители - немолодые, больные, неустроенные люди. Не знаю, как у вас, а у нас родителей на произвол судьбы не бросают! - отрезала Анна.

И она была по-своему права. Потому что в России - не от хорошей жизни, конечно, - иногда три поколения ютились в одной квартире. И это было скорее нормой, а не исключением. И Итай был по-своему прав. Потому что в Израиле, напротив, с детства привыкают к тому, что у каждого есть своя территория. Сначала это отдельная детская комната, потом отдельная съемная квартира (обычно сразу после окончания школы), а затем - собственное жилье. Но, как бы то ни было, любовная лодка разбилась о непреодолимое препятствие. И везение Итая тоже неожиданно кончилось. После трех замечательных "русских" женщин, даривших ему свою любовь и даже недорогие подарки, ему стали попадаться сплошные интересантки. Например, он приглашал в кафе свою новую подругу Юлю, а она неожиданно приходила с подругой, приехавшей издалека, и ее сыном. Итаю, естественно, приходилось платить за всех. Следующей была Вера, которая охотно приняла приглашение Итая поехать вместе за границу, но не готова была вложить в это предприятие ни агоры, хотя зарабатывала вдвое больше его и имела свой бизнес.

О вещах меркантильных

Тут мы случайно затронули крайне деликатную тему - кто за кого платит? Моя подруга-сабра, женщина феминистского склада, уверяет, что когда она идет с мужчиной в кафе, то предпочитает платить за себя сама. Если они едут за границу - то, разумеется, расходы делятся пополам. Что же касается мужчин, то если они идут в кафе с женщиной, с которой их связывают чисто дружеские отношения, обычно каждый платит за себя. Если же это романтическая встреча - угощает мужчина. Поездки за границу чаще оплачиваются поровну. Один из моих приятелей со смехом сказал мне, что может даже объяснить природу этого явления, которое шокирует "русских" женщин, привыкших к мужской опеке (сам он, кстати, в этом отношении нетипичный уроженец страны - он всегда и везде платит за женщин):

Ты знаешь, Израиль всегда и во всем равняется на Америку. Там появились феминистки, и тут же они появились в Израиле. Женщины стали проявлять независимость во всем. Они предпочитали платить за себя сами - и постепенно израильские мужчины к этому привыкли, и кое-кому это даже очень понравилось. Теперь "русские" женщины пытаются все вернуть на круги своя, но инерция столь велика, что это потребует немало времени.

Похоже, что он прав. Я знаю одну замечательную израильскую пару, которые являются партнерами вот уже семь лет. Они разведены, живут порознь, но все отпуска и уик-энды проводят вместе. За развлечения платят всегда поровну, Я спросила Эли, почему у него не возникает желания хотя бы раз побаловать Эсти - пригласить ее на уик-энд за свой счет?
- Если у меня такое желание и возникает иногда, я говорю себе: "Эсти зарабатывает вдвое больше меня - она руководит отделом в банке, у нее есть дети, и у меня дети, почему же я должен платить за нее?"

"Русские" - очень странные

29-летний Зеэв одинаково лоялен к репатрианткам из СНГ и родившимся в Израиле, он никому не отдает предпочтения. Его опыт общения с "русскими" невелик. У Зеэва было всего две подружки из России.

Обе были очень странными. Одна выгоняла меня спать в салон из-за храпа. Она могла пойти со мной в бар и на спор пить до потери созна-ния. При этом совсем не была алкоголичкой. В споре ей всегда было важно настоять на своем. До такой степени, что иногда ей не хватало терпения доспорить и она просто обзывала меня тупым ослом. А вторая была спящей красавицей. Ее было невозможно вытащить из дома. В 10 вечера она уже была в по¬стели. Больше всего она любила поспать. Может, это была своего рода болезнь - типа "полулетаргии"?

"Ищу серьезный вариант"

48-летний Мордехай большую часть жизни провел за границей, где работал от одной израильской фирмы. Он давно развелся с женой, а теперь, когда решил обосноваться в Израиле, хочет строить новую семью.

За границей у меня было много связей, но я понимал, что это временно, и не относился к ним серьезно, - говорит Мордехай. - Теперь другое дело. Я ищу жену. Причем "русскую". На израильтянке не женюсь под дулом пистолета - они все грубые, как мужики. А мне в доме нужна хозяйка - мягкая, женственная, красивая, без сигареты в зубах. "Русские" ближе всего к этому идеалу. За границей я познакомился с одной женщиной из Литвы, готов был привезти ее сюда, но она не захотела. У нее в Литве серьезный бизнес - есть что терять. И потом, она слишком самостоятельная, чтобы жить "при муже". Что мне мешает в "русских" - это их "маски". Они ни за что не скажут после первой встречи, понравился ты ей или нет. Они будут уверять тебя, что ты спешишь, а они к этому не привыкли, хотя ты вовсе не собираешься тащить их в постель после первой же встречи. Просто у нас принято говорить прямо: подходит - не подходит. Уроженки страны в этом смысле гораздо легче идут на контакт (я имею в виду вовсе не физическую близость, тут они как раз могут промурыжить мужика довольно долго). Просто это так очевидно - есть контакт или нет. Если нет, то зачем терять время, встречаться еще и еще раз? И еще, что мешает в "русских", так это то, что они никогда не скажут тебе в лицо всей правды. А я так устроен, что предпочитаю услышать правду, какой бы неприятной она ни была. Если я, скажем, хам - так скажите мне это прямо, а не прячьте правду в карман с фальшивой улыбкой. Что меня еще поражает в молоденьких "русских", так это их готовность спать с пожилыми состоятельными мужчинами. В Израиле на этом уже давно делают бизнес всевозможные своднические конторы. Последнее время вообще привозят с Украины 20-летних невест для 45-летних женихов. Здесь такой жених хоть и при деньгах, но кто на него посмотрит, а для этих девочек он - иностранец, богач. Вот и продают себя, дурехи.

Непреодолимая дистанция

50-летний Итамар предпочитает "русских" подруг Их у него за последние пять с половиной лет (с тех пор как он развелся с женой) было четыре. По словам Итамара, он готов жениться даже на нееврейке, но при условии, что это будет та самая, един¬ственная. Что ему мешает встретить эту единственную?

Моя первая подруга, ее звали Регина, не отличалась высоким интеллектом, - говорит Итамар. - В постели с ней было великолепно, а говорить не о чем. Когда мы спустя полтора месяца расстались, она плакала и не понимала, почему я принял такое решение.

Вторая - Елена - была интеллигентна и образованна. Все в ней Итамару подходило. Но она, по его мнению, была слишком са-мостоятельной и независимой.

Я не представляю ее на кухне, - говорит Итамар. - Конечно, я не ищу жену-домохозяйку, но все же...

Пока Итамар предавался сомнениям, Елена ушла к другому. Третья подруга, Марина, была с Украины. Она, по его мнению, была слишком скрытной.

Я человек прямой и предпочитаю, чтобы мне тоже все высказывали прямо в лицо, без обиняков. Пока я пытался разбить в Марине этот лед, мои чувства к ней успели остыть. Решение о расставании она восприняла спокойно. Я теперь вообще сомневаюсь в том, что она ко мне что-либо испытывала.

Четвертая, Света, по словам Итамара, была великолепна и в постели, и в общении. Она быстро приспособилась к израильской ментальности. Итамар мог рассказать ей любую шутку - она понимала все с полуслова. А вот он ее шуток не понимал. Они требовали дополнительных разъяснений - вся соль уходила. Света ушла от Итамара сама, обвинив его в эгоизме и неспособности "подставить плечо" в трудной ситуации.

Это была самая большая потеря в моей жизни за последние пять лет, - сокрушается Итамар. - Но удержать ее было невозможно. Если Света решила - это все, окончательно.

Я спросила Итамара, который не теряет надежды встретить ту самую единственную "русскую" женщину, - как он представляет себе совместную жизнь с ней, учитывая, что они - из разных миров. Разные ассоциации, разный опыт, разная ментальность...

Я думаю, что можно найти нечто среднее, попытаться соединить наши два таких разных мира. Во всяком случае я, со своей стороны, готов сделать шаг навстречу.

А готовы ли сделать такой шаг навстречу "русские" женщи¬ны? Об этом - как-нибудь в другой раз.

P.S. Интересно, какие ответы можно было бы получить сегодня, спустя еще десять лет?

Приехавший на свою историческую родину улыбающийся еврей в скором времени узнаёт, что его «соплеменники» вообще на бытовом уровне не считают его за еврея. И, к его удивлению, называют его «русским» (этот этноним, даже без кавычек, используют как сами выходцы из СНГ, так и их новые сограждане). Расовый тип мигрантов из стран бывшего СССР очень отличается от внешности «сабров» (коренных израильтян) или, например, мизрахи́м («арабских» евреев).

Менталитет, русский язык, причисление себя к более развитой в культурном отношении европейской цивилизации отличает их от аборигенов. Да и вообще признаки идентификации, манера поведения не совпадают с местными, даже наоборот противопоставляются им.

Русофобия к евреям из России

В Израиле развился феномен откровенной фобии к «русским» евреям. Примером этого может служить сообщения самих израильских СМИ. Недавно в интернете было выложено видео, которое показали по центральным каналам. В нём коренная израильтянка напала на еврейку из СНГ в автобусе с криками: «я порву тебя, русская, порву прямо тут, русская!» и «проваливай в Россию!». Особый резонанс также вызвал трагический случай, где русскоязычного гражданина убили «евреи из Марокко» из-за требования говорить на иврите.

Участились случаи когда соседи вызывали полицию из-за того, что их согражданин слушал российскую музыку или дискриминировали на работе, если в графе «место рождения» стоял какой-нибудь город бывшего Советского Союза. А несколько месяцев назад произошёл инцидент на одной из баз израильской армии в Хайфе, на входе в неё появилась табличка: «Приказом запрещено говорить по-русски». Под давлением ортодоксальных евреев раздаются голоса о полном прекращении иммиграции из стран СНГ, так как, по их мнению, приезжие в большинстве своём атеисты (или имеют частичное нееврейское происхождение) и не могут считаться полноценными гражданами религиозного Израиля.

Но не только на бытовом уровне проявляется эта, как считают, «русофобия». Существует огромное количество различных околонаучных псевдоисторических теорий и идеологических концепций, по которым «русские» евреи (как и все ашкеназы) являются потомками не выходцев из Израиля, а разноплеменного населения бывшего Хазарского каганата. Порой даже на официальном уровне ставится под сомнение их этническое еврейское происхождение и чистота крови. В ответ на это русскоязычные жители стали объединяться против дискриминации.


Дошло даже до того, что среди недавних приезжих возник самый настоящий антисемитизм, русский национализм и стремление закрыться в своей общине от влияния окружающего израильского общества. Весь Израиль находился в шоке, когда СМИ страны раструбили об аресте группы молодых «русских» евреев, которые создали тайную организацию.

Главным образом они занимались пропагандой среди своих соотечественников антиеврейских и прорусских взглядов. Но местные власти обвиняли их в избиениях ортодоксальных религиозных израильтян, арабских евреев, гомосексуалистов, распространении листовок и литературы определённой тематики. Многие выходцы из бывшего СССР защищали парней, утверждая, что это всё происходит в ответ на низкий социальный статус и все издевательства, которые иммигранты терпят на новой родине.

«Русский» Израиль

Раньше, до массовой репатриации, русский язык на землях современного Израиля использовали многочисленные паломники из России, посещавшие или долго жившие на территориях монастырей и земельных владений, которыми владела Российская Империя на Ближнем Востоке. В начале XX века начался массовый выезд евреев из России. Идеолог правого сионизма, бывший одессит Владимир Жаботинский так в 1926 году описывает своё отношение к бывшей родине и русскому языку: «Для большинства из нас Россия давно стала чужой. Нам глубоко безразлично, что случится с этой страной в будущем. Но русский язык пристал к каждому уголку нашего сознания…».

И сегодня евреи, приехавшие даже несколько поколений назад, создали настоящее подобие русской культурной жизни, этому способствует и стремление селиться между «своими». Образуются целые анклавы компактных поселений переселенцев из постсоветских стран. В Израиле издают многочисленными тиражами русскоязычные книги, газеты и научные издания, вещают радиостанции, телевизионные каналы, создаются многочисленные интернет-сайты и даже театры.

Алия («возвращение в Эрэц Исраэль») не только не превратила их в топливо для «плавильного котла», на что надеялись израильские власти, но наоборот сплотила, создала на новой территории особую субкультуру. Не многие с лёгкостью решались расстаться с русской (даже частичной) идентификацией. Для «русских» евреев сегодня свойственно не только тёплое и бережное отношение к русской культуре, но и запоздалое осознание того, что они больше русские, чем собственно евреи. Израильский поэт Игорь Губерман так в стихах описывает этот феномен:

«Изверившись в блаженном общем рае,

но прежние мечтания любя,

евреи эмигрируют в Израиль,

чтоб русскими почувствовать себя».

Каждый пятый гражданин Израиля (20%) сегодня говорит на нашем с вами языке, который успешно передаётся молодому поколению, даже выходцы из других стран проявляют к нему интерес и начинают изучать. Сразу же после переселения в 90-е годы начали создаваться различные объединения, землячества и даже партии для «своих». В Израиле ни одна политическая сила не может теперь игнорировать такое большое количество избирателей. Неоднократно ставился вопрос повышения статуса русского языка, вплоть до государственного.


Кто они для нас и что с ними делать?

В последние годы в Израиле сформировалась особая этническая группа русскоязычных евреев, которые в большей степени, чем это наблюдалось у них в России, начали ценить русские признаки идентификации. Неприятие со стороны местного населения к приезжающим из стран СНГ и нежелание считать их «своими» со стороны чиновников - вызвало у них метаморфозы идентичности, сделало невозможным или затруднило интеграцию в израильское общество.

Сегодня более миллиона неинтегрированных «русских» считаются угрозой существования самого еврейского национального государства, и Израиль прилагает все усилия, чтобы их как можно быстрее ассимилировать. Но они создали «маленькую Россию» внутри страны, начался и продолжается процесс формирования нового самостоятельного этноса (или субэтноса).

К сожалению, у русскоязычных израильских евреев отсутствует какая-либо идеологическая концепция, признанная обосновать их связь с российской государственностью и русской культурой. Если Россия стремится в будущем расширить и укрепить своё влияние на Ближнем Востоке, то нужно не дать «русскоязычным» бесследно раствориться в общееврейской этнической среде и требовать в будущем для них автономию. .

Григорий Миронов, специально для

Пишет наша читательница Олеся: Я была в Израиле несколько раз, здесь живут мои друзья. Многое было записано с их слов.

1. Израиль - рай для туристов. Здесь найдутся экскурсии на любой вкус. Религиозные туристы могут отправиться по библейским местам. Можно посетить христианский Иерусалим или Иерусалим трех религий, где вас проведут по значимым для мусульман, христиан и иудеев местам. Любители оздоровиться и понежиться на солнышке могут поехать к Мертвому морю, где можно не только полежать в соленой воде и не утонуть, но также посетить сероводородные и грязевые ванны. Мужчинам будет интересна экскурсия в Танковый музей под открытым небом, где собрана военная техника разных стран и годов. Недалеко от музея находится Латрунский монастырь Богородицы, где проживают монахи-молчальники. При монастыре есть небольшой уютный магазинчик, где продают вино и бренди. Желающим устроят дегустацию. В том же районе расположен парк «Мини-Израиль», где все значимые достопримечательности Израиля представлены в миниатюре. Парк будет интересен и взрослым и детям. Для любителей флора открыт парк «Утопия», где растут орхидеи и парят бабочки. А женщинам стоит заглянуть на Алмазную биржу в Тель-Авиве, где опытные геммологи помогут подобрать камень на ваш вкус и кошелек.

2. Израиль - это пустыня. При подлете к береговой линии вы не увидите ничего кроме песка и домов в цвет песка. Но стоит очутиться на земле, и вы измените первое впечатление. Здесь очень много зелени: кактусы, пальмы, газоны. Ко всем лужайкам подведена система орошения. На траве можно спокойно прилечь отдохнуть, что и делают не только туристы, но и местные жители. Но вот на разделительных аллеях дорог пластиковая трава, на ней лежать не надо.

3. Бен Гурион - человек и аэропорт. Международная ассоциация аэропортов трижды признавала его лучшим на Ближнем Востоке. Говорят, что в «Бен-Гурионе» теряется только два чемодана из тысячи. Испытала на личном опыте: в один их прилетов мою сумку по ошибке забрал другой пассажир, сумки оказались абсолютно одинаковыми. А я на конвейере обнаружила его сумку. В тот же вечер мне доставили ее в другой город.

4. Столицей страны является Иерусалим. Там расположены основные государственные учреждения. Но деловым центром Израиля признан Тель-Авив, где сосредоточены штаб-квартиры международных корпораций и консульства большинства стран.

5. Как в России в любом городе есть улица Ленина или площадь Ленина, а иногда и то и другое вместе, так в Израиле в каждом городе есть улица имени Давида Бен Гуриона или Теодора Герцля. Вообще здесь всячески воспевают идеологов сионизма.

6. Института официального, то есть оформленного органами ЗАГС, брака не существует. Не один раз пытались протащить законопроект, но в Кнессете (местный парламент) он не набирает необходимого количества голосов. Поэтому существует только религиозный брак. Сыграть свадьбу могут только представители одной религии. Межрелигиозным влюбленным предстоит совершить путешествие на Кипр или в Чехию, где вас распишут в ратуше за 5 минут. Израиль признает браки, заключенные в других странах.

7. В связи со сложившейся ситуацией распространен так называемый «Парагвайский брак». Это брак, не требующий присутствия двух сторон на церемонии. Он заключается по нотариальной доверенности на заключение брака от будущей/его супруги/супруга. Свидетельство о браке заверяется консулом Израиля в Парагвае и официально признается. Такой брак рекомендуется оформлять парам, которые опасаются, что в случае выезда МВД откажется впустить в страну супруга, гражданина другой страны.

8. Неделя начинается в воскресенье. А в субботу (шабат) все вымирает. Хотя, как говорят местные жители, сейчас уже не так, как лет 15 назад, кое-какие магазины открыты.

9. Население всей страны равно населению половины Москвы. Из них четверть - русскоязычные выходцы из стран СНГ.

10. Официальными языками в стране являются иврит и арабский (это второй язык, но главный иврит), но признаются также английский (на нем даже дублируются указатели), русский (куда же здесь без него), грузинский, французский и амхарский.

11. Столько французов как в Израиле, наверное, и во Франции нет. Есть даже шутка по этому поводу: «Хотите выучить французский, поезжайте в Эйлат». (Эйлат - курортный и самый южный город страны, расположенный на берегу Красного моря).

12. Иврит - несложный и очень логичный язык. К нему просто надо привыкнуть, особенно к тому, что в алфавите нет гласных и что пишут справа налево. Тягу открывать книги сначала, а не с конца, как положено, побороть трудно.

13. Слов в иврите мало, а глаголов так и вообще раза в четыре меньше, чем в русском языке. Поэтому худо-бедно изъясняться вы сможете довольно скоро, на это уйдет около 6 месяцев при условии постоянной разговорной практики. Чтобы читать философские труды времени уйдет гораздо больше, но «шуковский» (от слова шук - рынок) иврит «возьмете» быстро.

14. В Израиле можно всю жизнь прожить и практически не знать иврита, даже родившиеся здесь израильтяне вас поймут. Но в качестве работы дальше продавца в магазине с сувенирами для русских туристов вы продвинуться не сможете. Чтобы найти хорошую работу, надо знать иврит.

15. А вот вам русский фольклор от репатриантов из стран СНГ: «Живу в дыре, купаюсь в яме», что в переводе означает: «Живу в квартире, купаюсь в море». Квартира на иврите - дира, море - ям:)

16. Климат влажный и жаркий. Зимой, однако, довольно прохладно: +15 градусов здесь это по ощущениям то же самое, что «0» в России.

17. Здесь запросто можно встретить девушку в босоножках и в меховой шубе или наоборот в коротких шортах и майке, но в меховых сапогах.

18. Приблизительно в июне купание в Средиземном море становится экстримом. К побережью подходит несметное количество обжигающих медуз. Их яд оставляет на коже сильные ожоги. Лучше не купаться и дождаться уменьшения количества этих жителей морей. Когда они уйдут, капельки яда еще неделю будут досаждать отдыхающим, поэтому берите с собой бутылочку с уксусом. Если ожег большой, то до оказания профессиональной медпомощи уксус вас спасет.

19. Купить землю в собственность практически невозможно. Частный сектор есть, но земля в аренде почти на век. А 3-х комнатная квартира без ремонта обойдется примерно в 200–250 тысяч долларов. Поэтому многие живут в съемном жилье десятилетиями или оформляют ипотеку.

20. Средняя зарплата здесь выше, чем в России, раза в 2, но при этом цены на ряд товаров выше в раза в 3. Поэтому, получая здесь 2000 тысячи долларов, половину отдашь за аренду маленькой квартиры, четверть уйдет на еду и хозтовары.

21. Коммунальные платежи съедают еще четверть зарплаты. Электричество раза в 2 дороже, вода почти на вес золота. У всех дома стоит фильтр, так как пить из-под крана не рекомендуется. А то в почках не то что песок и камни, но и кирпичи для строительства дома появятся:)

22. Сплит-системы есть у всех и в каждой комнате в квартире. Но их стараются не включать и терпеть до последнего и когда жарко и когда холодно, электричество-то дорогое.

23. Если вы обзавелись здесь личным автомобилем, приготовьтесь за литр бензина отдавать 7 шекелей (2 доллара). И цена постоянно растет. Но местные готовы тратить любые суммы, лишь бы ехать в собственном автомобиле, а не в общественном транспорте.

24. Кстати, каждый четверг вечером и каждое воскресенье утром в автобусы и поезда без особых навыков не втиснуться. Причина в том, что солдатов отпускают из армии домой на выходные. Отпускают по очереди практически всех, где бы не служили, и каждые 2 недели.

25. В армии служат и юноши и девушки, худые и полные, высокие и низкие, здоровые и не очень - всем находят занятие.

26. Патриотизм развит до невиданных высот. Практически вся молодежь, даже репатрианты, которые приехали сюда подростками, считают своим долгом отслужить 3 года в армии. Говорят, что если не они, то кто защитит родителей и дом.

27. Отношения с соседними странами у Израиля напряженные. Здесь как нигде актуальна фраза: «Хочешь мира, готовься к войне». И граждане Израиля готовы 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

28. Многие граждане ходят с оружием. Чаще всего это служебное оружие. Сотрудники службы безопасности, охранники и т. д. Не говоря уже о солдатах-срочниках, которые вообще выходят в увольнительные с автоматами. Первое время это дико, потом привыкаешь.

29. Перед входом в каждый торговый центр (каньон), госучереждение, школы и университеты стоит рамка металлоискателя и один-два сотрудника службы безопасности. Пока проходишь через рамку, твою сумку откроют и изучат содержимое. Причем абсолютно без спроса. Здесь очень серьезно относятся к безопасности.

30. Полицейские авто здесь курсируют часто. Но к мирным гражданам и туристам не пристают. Однако раз наблюдала такую картину: на трехполосной дороге полицейский остановил маршрутку за превышение скорости. Маршрутка двигалась по крайней правой полосе и там же остановилась, полицейская машина остановилась на средней полосе, перекрыв движение. Полицейский вышел, попросил выйти водителя маршрутки и очень бурно и громко объяснял водителю маршрутки, что тот не прав. Собрались зеваки. Темпераментный попался служитель закона, хотя тут все-такие. Восток все-таки.

31. Преступности в Израиле практически нет. Как говорят местные жители, им просто некогда думать о всяких глупостях, так как приходится очень много работать. Родители спокойно отпускают своих несовершеннолетних детей гулять на всю ночь.

32. Обменом валюты занимаются в основном грузины. Необъяснимо, но факт.

33. Поезда в Израиле двухэтажные. Обязательно покатайтесь:)

34. Израиль славится своей медициной. И она здесь действительно на очень высоком уровне.

35. Работающий гражданин может не волноваться о своем здоровье, страховка оплатит даже дорогостоящие исследования и процедуры, если они будут необходимы.

36. Стариков в Израиле много, в связи с большой продолжительностью жизни и хорошей медициной. И они не сидят дома, а сохраняют социальную активность. Если есть необходимость, к пожилому человеку приставят соцработника, который и по дому поможет, приготовит покушать и составит компанию на прогулке.

37. Дети тут полные, особенно девочки. Женщин в Израиле вообще меньше, чем мужчин, поэтому даже не очень симпатичные представительницы слабого пола легко находят себе пару.

38. Детей в Израиле много. Если верить статистике, то приблизительно 3 ребенка на женщину. Таким высоким показателем страна обязана религиозным гражданам, в чьих семьях 5–7 детей.

39. Местное население очень дружелюбное, помогут и объяснят на пальцах. Если вы немного владеет ивритом, но совершаете ошибки, вас поправят и абсолютно без злобы или насмешек.

40. Бродячих собак нет, но кошек огромное количество. Когда добрые местные жители выходят подкормить бездомных кошачьих, сбегается целая стая из 20–30 вполне себе увесистых морд. Они здесь не голодают. Даже голуби спокойно проходят перед их носом, абсолютно не опасаясь за свою жизнь и здоровье.

41. С насекомыми в Израиле беда. Тараканы размером с американских - сантиметров 5 в длину. Стоит на ночь оставить на тумбочке у кровати кусочек шоколада, муравьи и его съедят и вас утащат в муравейник. Поэтому все съестное, включая картошку, обязательно хранится в холодильнике, а не в мешке в кладовке. Крупы и макаронные изделия лучше хранить в герметичных стеклянных банках, а то долгоносик не дремлет, изничтожит все подчистую.

42. В кафе и ресторанах Израиля кормят на убой. Если Вы закажете цыпленка табака, готовьтесь к тому, что вам принесут цыпленка размером со взрослую курицу. А если хотите отведать свинины, то вам прямая дорога в русские заведения. Свинина - продукт не кошерный.

43. Вообще, что касаемо кухни, то здесь она очень разнообразна. Ведь в Израиль приезжали репатрианты из многих стран. Кое-какие заимствованные блюда стали национальными. Как, например, йеменский схуг (что-то наподобие аджики). Его едят в основном с мясом, но некоторые индивиды добавляют его и в борщ:)

44. Также национальным блюдом является хумус - закуска из нутового пюре, которую поливают оливковым маслом, посыпают различными приправами и едят с питой. Некоторые русские называют его герметиком из-за внешнего вида, но он очень вкусный.

45. Из измельченного нута также готовят Фалафель - обжаренные во фритюре шарики. Блюдо является арабским, но в Израиле его очень любят. Со вкусом Фалафеля даже есть сухарики. Они очень хороши к пиву.

46. Очень много русских магазинов под вывесками на русском, с русскоязычными продавцами и русскими продуктами. Но вот классической Докторской колбасы я так и не нашла.

47. Если любите нежирный кефир не доверяйте надписи на русском языке «Кефир 3%», по густоте он напоминает 15% сметану, из бутылки приходится ложкой перекладывать в кружку. Лучше брать 1,5-процентный аналог израильского производства, он в большей степени похож на привычный продукт.

48. В супермаркетах цены выше, чем на рынке, притом гораздо. Поэтому большинство людей закупается на базаре, где овощи даже чище, чем в магазинах, картофель весь мытый. Выбор фруктов колоссальный, и они не считаются в Израиле экзотическими.

49. Представляете что такое восточный базар? Продавцы не просто кричат, они орут, при чем не какие-нибудь слова, а просто издают звуки, чтобы обратили внимание на их торговую точку.

50. Если встретите на своем пути пекарню, не проходите мимо. Выпечка просто потрясающая: мини-пиццы, пирожки с картошкой, тунцом, шпинатом, творогом и т. д., я уж не говорю о классических восточных сладостях. Пальчики оближите.

51. Самый значимый из всех религиозных праздников Израиля(который на самом деле не является праздником, а скорее днем памяти и скорби) несомненно Ём Кипур или Судный день. В этот день строгий пост, нельзя пить воду. Запрещается даже чистить зубы и умываться. Вождение автомобиля, разговоры по мобильному телефону тоже табу, не работает радио и телевидение. Зато детям раздолье - катаются на велосипедах и роликовых коньках прямо по проезжей части, даже на трассах.

52. Как и в любой стране мира быть туристом и проживать в ней - это разные вещи. Но в Израиле этот контраст ощущается особо.

(Израиль)

В ответ на спорное высказывание советника министерства финансов, д-ра Ави Симхона, сравнившего репатриантов из бывшего СССР с суданскими нелегалами, проще всего потребовать его немедленной отставки, объявить высокопоставленного сотрудника минфина врагом сионизма. А можно задаться вопросом: как могло случиться, что миллион человек, прибывших сюда в течение двадцати последних лет в полном соответствии с Законом о возвращении, в глазах многих старожилов и уроженцев страны остаются абсолютными чужаками, якобы приехавшими в Израиль исключительно для того, чтобы использовать эту страну в своих целях и пить водку до посинения при любой возможности?

На этот вопрос (и это предсказуемо) нет однозначного ответа. Но ясно одно: грубое обобщение, превратившее миллион человек, приехавших в страну, в "русских", несправедливо по отношению к огромному числу людей. Речь идет об абсолютно разных людях, прибывших из 15 разных стран, которые входили в прошлом в состав Советского Союза, занимавшего шестую часть суши.

Есть среди них (среди этого миллиона "русских") евреи, мечтавшие всю свою жизнь поселиться на Cвятой земле, говорившие в доме на идише - тихо, чтобы никто не услышал; есть люди, которые выросли в смешанных семьях, но с волнением и любовью относились к еврейской традиции и культуре; есть те, кто, не являясь евреями по Галахе, приняли решение связать свою судьбу с еврейским народом и его государством (многие из них стремятся пройти гиюр во время службы в армии).

И действительно - есть те, на которых указал д-р Симхон. Те, кто вспомнили, что у них есть еврейский дедушка в очереди в пустой московский гастроном в конце 1980-х и эмигрировали в Израиль исключительно для того, чтобы ежедневно есть колбасу, запивая ее изрядной порцией алкоголя, которая могла бы свалить беговую лошадь. Этих ребят ничем не проймешь: они будут продолжать напиваться, как свиньи, делать антисемитские замечания (за закрытой дверью) и класть на всех нас с прибором.

Очень жаль, что об этом ничего не сказал в своем интервью доктор Симхон. Тогда можно было бы обойтись без последующих извинений.

Жизнь в еврейском государстве уникальна во всех отношениях. Во-первых, находясь на его территории, с трепетом осознаешь, что первые поселенцы появились здесь задолго до нашей эры. Во-вторых, имеешь возможность прикоснуться к древнейшим святыням трех мировых религий: ислама, христианства и иудаизма. В-третьих, понимаешь, что в этой стране все делается для того, чтобы ее гражданам жилось лучше и комфортнее. Можно сказать, что Святая земля остается одной из самых развитых держав с высочайшим уровнем правовой и социальной защищенности населения. А вот хорошо ли жить русским в Израиле, мы и постараемся выяснить.

Особенности жизни в Израиле

Своим благосостоянием жители страны обязаны в основном трем принципам, которых придерживаются местные власти:

  • научные разработки и их широкое внедрение во все сферы жизни;
  • привлечение иностранных инвестиций (порядка 10 миллиардов долларов ежегодно);
  • интенсивный труд.
  • Результатом подобной политики стал тот факт, что за 60 лет своего развития государство Израиль заняло передовые позиции в таких областях, как медицина, сельское хозяйство.

    Перечислить все особенности жизни в Израиле для русских довольно сложно. Но первое, что бросается в глаза, это продолжительность жизни: для мужчин она составляет 78,9 лет, а для женщин – 82,4 года. При этом пенсионное пособие получают абсолютно все граждане (мужчины – с 67 лет, а женщины – с 62 лет), независимо от того как долго и плодотворно они работали.

    В целом же здесь всячески поощряют людей к труду. Чем больше и упорнее работает каждый член общества, тем быстрее развивается государство, которое возвращает израильтянам уплаченные ими налоги в виде отличных дорог, бесплатных школ и детских садов, всевозможных пособий и .

    Израиль для русских удивителен еще и тем, что дети здесь являются национальным достоянием. И данное утверждение закреплено на законодательном уровне. Именно поэтому все, в чем нуждается ребенок, начиная от предметов первой необходимости и заканчивая образованием, достается ему здесь бесплатно.

    Рассматривая Израиль глазами русских, нельзя не отметить и отношение в здешнем обществе к женщине. Именно она является носителем идентичности нации. Этим обстоятельством, пожалуй, и можно объяснить тот факт, что евреем по крови здесь считается тот, у кого мать – еврейка. Такое положение женщин сводит все судебные разбирательства по причине ссор в семье к обычной формальности: мужчина, который поднял руку на женщину, очень быстро оказывается за решеткой.

    А еще одна важная черта местного общества – патриотизм. Практически вся молодежь – и девушки, и парни (включая репатриантов) – жаждет отслужить положенные 3 года в армии. Молодые люди считают, что если не они, то кто же еще защитит их дом и родителей.

    Преимущества и недостатки жизни русских мигрантов в Израиле

    Получить ответ на вопрос, почему в Израиле много русских, можно, только внимательно изучив все плюсы и минусы жизни здесь. Сразу же отметим, что русскими здесь называют всех, кто говорит на русском языке, независимо от того, из какой именно бывшей советской республики они прибыли.

    Преимущества эмиграции:

  1. Комфортный климат и экологически чистая среда. Вопреки своим небольшим размерам, данное государство дает возможность выбрать место жительство в любых природных условиях – от пустынного до средиземноморского климата.
  2. Безопасность. В стране крайне низкий уровень преступности.
  3. Демократия и высокая гражданская ответственность каждого жителя страны.
  4. Развитая инфраструктура, которая включает в себя дороги, транспорт, рекреационные зоны. Это говорит о том, что если, скажем, жизнь в для русских несколько дороговата, можно поселиться в пригороде, добираться из которого в столицу придется ровно столько же, сколько и из одного столичного района в другой.
  5. Главенство закона. Большинству русских очень сложно понять, что это необходимо для развития государства и общества, но к этому они очень быстро привыкают.
  6. Русское ТВ в Израиле. Здесь без труда можно найти провайдера, который подключит интересующие каналы. Но не стоит забывать, что в этой стране жители платят налог на телевидение.
  7. Достойный уровень жизни, одна из лучших медицин в мире, социальная защищенность граждан.
  8. Наибольшая в мире концентрация памятников истории и религии.
  9. Большое количество мигрантов, в том числе из стран СНГ, поэтому здесь легко можно найти не только русские рестораны в Иерусалиме или Тель-Авиве, к примеру, но даже магазины и парикмахерские, основанные выходцами из республик бывшего СССР.
  10. Толерантность и миролюбивость местного населения.

Недостатки жизни в Израиле:

  1. Очень сильный ветер, особенно зимой, иногда с песком.
  2. Пребывание государства в состоянии войны, что увеличивает вероятность терактов. Как результат – усиленная проверка при входе в любое общественное заведение.
  3. Необходимость изучать иврит. Без знания официального языка здесь более-менее комфортно только туристам, которые могут отыскать русские магазины в Израиле и обслуживаться в них. Мигрантам будет тяжело не только при устройстве на работу, но даже в повседневной жизни.
  4. Определенно сильное влияние религии на общественную жизнь.
  5. Необходимость усердно трудиться. Именно этому учат местных жителей с самого детства.
  6. Дорогая , что обусловлено малыми земельными ресурсами.
  7. Изолированность государства. Фактически закрыты границы с такими странами, как Египет, Иордания, Сирия, Ливан. Выезд во все другие державы возможен только воздушным путем или по морю.

Отношение к русским в Израиле

Собираясь сменить свое гражданство на израильское, необходимо понимать, что Израиль, как и любая другая страна, может принять, а может и не принять выходцев из других государств. Очень многое в этом вопросе будет зависеть от того, какую именно позицию займет мигрант в процессе интеграции в местное общество.

В целом же отношение к русским в Израиле сложно назвать приветливым. Скорее всего, оно мало чем отличается от того, какое израильтяне выказывают другим иностранцам. Безусловно, не возникает такого явного противостояния, как с арабами, но и большого восторга ожидать не приходится. Скажем так: к русским здесь привыкли.

Дискриминация русских в Израиле практически отсутствует. В немилость может попасть только тот, кто намерен прожить здесь жизнь иждивенца – отказывается работать и вносить свой вклад в развитие государства.

Безусловно, то, как живут в Израиле репатрианты из России, несколько отличается от жизни таких же граждан в других странах. Если удастся доказать свою еврейскую принадлежность, можно воспользоваться всеми благами местного социума:

  • встреча в аэропорту уполномоченным лицом;
  • пособие, на которое вполне можно снимать недорогое жилье;
  • ежемесячная помощь, пока не удастся встать на ноги в новых условиях;
  • возможность бесплатно получить высшее образование и выучить иврит;
  • шанс подтвердить имеющийся диплом и работать по специальности.

Стоит отметить, что основная причина, почему в Израиле любят русских женщин, заключается в том, что они достаточно выносливы в работе и быстро приспосабливаются к новым условиям жизни. Вот почему израильтяне предпочитают нанимать именно русских женщин на должности няни, сиделки, домработницы.

Максимально быстро ассимилироваться с местными жителями можно будет только в том случае, если сразу же прекратите ностальгировать, ходить по русским ночным клубам, проводить время в русских районах, смотреть русские каналы в Израиле и читать русские газеты. Вместо этого следует заняться изучением иврита. Ведь Израиль – это не страна евреев и не страна русских. Израиль – это государство израильтян.

Где проживают русские в Израиле

Прежде чем выяснить, сколько русских в Израиле в 2019 году, необходимо отметить, что примерно четверть населения страны – это мигранты. Кроме того, русскими здесь могут называть даже евреев, которые пользуются данным языком. По этой причине, если вы услышите, что в израильском государстве насчитывается порядка 2 миллионов русских, следует помнить, что речь идет обо всем русскоязычном населении, а не только о тех, кто приехал из РФ.

Что касается этнических русских, то их здесь примерно 200 тысяч жителей. К ним относятся:

  • православные христиане, переехавшие сюда еще до революции, потомки которых уже плохо говорят на русском языке;
  • граждане бывшего СССР, исповедующие иудаизм и живущие по большей части в кибуцах;
  • члены семей репатриантов;
  • мигранты, получившие право на работу;
  • нелегалы.

Чтобы стать законным гражданином Израиля, необходимо иметь для этого основания. Самый весомый аргумент – наличие еврейских корней.

Сказать однозначно, в каком городе Израиля больше всего русских, довольно сложно, как и определить, какой именно населенный пункт лучше выбрать для обустройства. Все зависит от менталитета мигранта, его стремлений и финансовых возможностей. Если основная цель смены места жительства – это полная интеграция в местное общество, тогда выбор города по большому счету особого значения не имеет. В этом случае определяющими будут такие факторы, как стоимость жизни, возможность трудоустройства и развитость инфраструктуры.

Чаще всего русские евреи в Израиле выбирают на карте страны:

  1. Тель-Авив – политический и культурный центр страны. Город разделен на несколько районов с самой разнообразной публикой. Есть обычные спальные районы, элитные, которым отдают предпочтение богатые русские в Израиле, туристические и неблагополучные.
  2. Хайфа – третий по величине город после Иерусалима и Тель-Авива, расположенный в северной части государства. Промышленный центр страны. Жилье здесь относительно недорогое, а выше, чем в других регионах.
  3. Бат Ям – небольшой город, находящийся в нескольких километрах от Тель-Авива. Его население составляет 150 тысяч человек. Именно здесь поселилось большое количество мигрантов из стран постсоветского пространства. Данная местность привлекает невысокими ценами на жилье, а также хорошими возможностями трудоустроиться, что обусловлено близостью к столице.
  4. Раанана, Нетания, Хадера – города, расположенные вдали от боевых действий.

Если русские корни уж слишком дают о себе знать, лучше выбрать те населенные пункты, в которых сформировались русскоговорящие общины, как, например, Российский культурный центр в Тель-Авиве. Его основная задача – популяризация российской культуры, распространение русского языка и поддержка сограждан, которые перебрались в Израиль.

В целом же о существовании русской диаспоры в Израиле говорить очень сложно.

Несмотря на значительное количество здесь россиян, все же большая часть из них является потомственными евреями, старающимися как можно быстрее стать типичными израильтянами.

Оставшегося количества для создания каких-либо социальных институтов явно недостаточно. Одним из самых больших таких объединений можно считать Русское Палестинское Общество в Иерусалиме.

Система образования

Данная сфера израильской жизни в последние годы претерпела некоторые изменения. Еще недавно в одном школьном классе могло обучаться порядка 55 учеников, что не давало детям возможности полноценно развиваться. Сегодня ситуация кардинально изменилась.

В целом система образования делится на 4 этапа:

  • дошкольный;
  • основной;
  • средний;
  • гимназия.

Дошкольный период в жизни ребенка длится всего 1 год. Школьный этап занимает 10 лет, из которых первые 6 классов являются обязательными.

Что касается высшего образования, то оно здесь не зависит от министерства и пользуется абсолютной автономией. Учащиеся сами могут решать, продолжать дальнейшее обучение или нет. А поскольку высшая школа в Израиле – удовольствие платное, все желающие учиться в таком учебном заведении рано начинают работать.

Трудоустройство

Одним из способов получить в Израиле работу можно назвать государственные программы по привлечению иностранной рабочей силы. При этом рассчитаны такие проекты не только на специалистов высшей категории, но и на тех, кто не боится работы и готов заниматься тем, что сами израильтяне делать отказываются, например ухаживать за больными или пожилыми людьми.

В качестве временной работы здесь предлагают сезонные вакансии в сельском хозяйстве или на курортах. Больше всего повезло тем, чья специальность и опыт работы представляют интерес для экономики страны: медикам, инженерам, IT-специалистам. Основным условием въезда в страну на работу является наличие разрешения и контракта с компанией, а у последней – еще и лицензии на прием в штат иностранцев. Найти работу репатриантам помогает специально созданное для этих целей кадровое агентство «Сохнут».

Что касается оплаты труда, то здесь достигает 10 тысяч шекелей в месяц (2 781 доллар США). Меньше всех получают грузчики, водители и разнорабочие на стройке. А вот оплата труда медиков и инженеров начинается от 15 тысяч шекелей в месяц (от 4 172 долларов США).

Подводя итог, можно сказать, что успешная эмиграция в Израиль зависит от множества факторов, главным из которых является готовность влиться в среду с совершенно иными культурными традициями и бытом.

Иммиграция в Израиль: Видео