Кипр

Ярополец гончаровых. Поездка выходного дня. Ярополец. Усадьба Гончаровых. Здесь бывал Пушкин

Название села Ярополец , по преданию, происходит от "Ярого поля", так как в древности в окрестностях содержались псарни московских царей и в свое время здесь любил охотиться Алексей Михайлович . Расположено село Ярополец к северо - западу от .
Село Ярополец было пожаловано в 1684 г. украинскому гетману П. Д. Дорошенко . После смерти гетмана, село по наследству перешло к его сыновьям и было поделено между наследниками. Обе части поместья были проданы. Северная часть перешла в 1717 году к . Южная часть находилась во владении Александра Петровича Дорошенко , сына гетмана, до середины восемнадцатого века. После смерти Александра Петровича Дорошенко, усадьба по наследству перешла к его дочери - Екатерине Александровне, в последствии вышедшей замуж за - представителя старинного дворянскогого рода. В гербовнике того времени про Загряжских писали, что «...служили наместниками, воеводами, посланниками и в иных чинах и жалованы были от государей в 1500 и других годах поместьями»
По архивным данным Александр Артемьевич Загряжский значился владельцем усадьбы как минимум до 70-х годов восемнадцатого столетия. Главный дом усадьбы к тому времени оставался деревянным, однако здания-службы были уже каменные. По некоторым записям можно сделать вывод, что в дальнейшем каменные службы были переделаны во флигели и между ними и главным домом были проложены переходные галереи . Этот вывод можно сделать, например на основании записи 1755 года, в которой уже не упоминаются каменные службы, а про усадебный дом говорится: «дом господский и при нем флигели каменные о двух этажах».
Облик усадьбы складывался именно в это время - в середине восемнадцатого века . Около построенного на берегу реки Ламы деревянного усадебного дома возведена каменная церковь Иоанна Предтечи (1751-1755-е гг.), стоящая при въезде на парадный двор. К храму, и далее на парадный двор ведут боковые въездные ворота . Необычна форма ворот - они выполнены в виде крепостных башен с зубцами . К сожалению до нашего времени от всей кирпичной ограды, ранее окружавшей весь усадебный комплекс, сохранилась только южная стена . Парадный двор имения образован усадебным домом , соединённым переходами с флигелями . По периметру двора, полукругом, расположены хозяйственные постройки. За свои художественные достоинства усадебный дом по праву относится к числу лучших усадебных построек восемнадцатого века. Создателем изысканной архитектуры усадебного ансамбля усадьбы Гончаровых принято считать известного архитектора второй половины XVIII в. И.В. Еготова .
В 1786 году во владение усадьбой вступает один из сыновей Александра Артемьевича Загряжского -- Борис. Борис Александрович Загряжский известен как волоколамский уездный предводитель дворянства , имевший чин генерал-майора. В конце восемнадцатого века (в 80х-90х годах) он завершает капитальную застройку усадьбы , начатую еще его отцом в конце 70-х годов восемнадцатого века.
Еще один сын Александра Артемьевича Загряжского - Иван Александрович , «молодой, блестящий гвардеец», дослужившийся до чина генерала-лейтенанта, женился повторно, и 22 октября 1785 года , в усадьбе Ярополец, у его второй жены родилась дочь Наталья - будущая теща Александра Сергеевича Пушкина . В январе 1807 года Наталия Ивановна Загряжская вышла замуж за Николая Афанасьевича Гончарова (1787 - 1861). В декабре того же года умер ее отец Иван Александрович Загряжский.
Спустя пять лет, 27 августа 1812 года , у Наталии Ивановны и Николая Афанасьевича родилась дочь Наталия - будущая избранница Пушкина . Счастье было недолгим. Начиная с 1814 года у Николая Афанасьевича Гончарова появляются первые признаки умственного расстройства, а в 1823 году его поражает острый припадок полного умопомешательства, неизлечимого до конца его дней. Хозяйкой усадьбы остается Н.И. Гончарова с тремя сыновьями и тремя дочерьми, среди которых одиннадцатилетняя Наталия . Начиная с 1821 года, получив по разделу имений, Ярополецкую усадьбу, Наталия Ивановна становится ее распорядительницей и проводит в ней с детьми каждое лето. Сохранились письма, в которых она искренне признается в том, что усадьба ей очень нравится. Однако, имущественные дела Гончаровых в это время были весьма неблагополучны. В 1832 году, после смерти Афанасия Николаевича - отца Николая Афанасьевича, обнаружились огромные долги - более миллиона рублей. Эти долги вместе с майоратным наследством должны было перейти к сыну - безнадежно больному Николаю Афанасьевичу . В связи с состоянием здоровья наследника, в ноябре 1832 года опекунство над Н. А. Гончаровым было поручено его старшему брату .

Пушкин и усадьба в Яропольце

В 1833 и 1834 годах в усадьбу приезжал Александр Сергеевич Пушкин . Он приезжал сюда к матери своей жены - Наталье Ивановне Гончаровой. Сама же Наталия Гончарова регулярно навещала мать в усадьбе с детьми. По словам поэта, усадьба уже в то время клонилась к упадку. Вот цитата из письма Александра Сергеевича к супруге: «В Ярополиц приехал в середу поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше… Ей очень хотелось бы, чтоб ты будущее лето провела у нее. Она живет очень тихо и уединенно в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки, Дорошенки, к которому я ходил на поклонение. Сем. Фед., с которым мы большие приятели, водил меня на его гробницу и показывал мне прочие достопримечательности Яропольца… »
Летом 1848 года Наталия Ивановна Гончарова приехала в "на богомолье". Это случилось 1 августа 1848 года. Однако не прошло и дня, как «2 числа там занемогла и 2 числа скончалась». 4 августа Наталия Ивановна Гончарова была похоронена в "по христианскому православному чинопочитанию". Новый раздел имения Гончаровых произошел между наследниками 30 апреля 1852 года.
С 80-х годов девятнадцатого века владельцем имения стал сын И. Н. Гончарова, Николай Иванович, а после его смерти до Октябрьской революции в усадьбе жила его вдова - Елена Борисовна Гончарова, урожденная княгиня Мещерская.

Главный усадебный дом

Двухэтажное здание главного усадебного дома связано с двумя флигелями крытыми галереями (начало 80-х годы восемнадцатого века). Украшенный портиком коринфских колонн, скрывающим позади полуциркульную лоджию, отмеченный на флангах своих плоскими пилястровыми портиками под треугольными фронтонами, это здание своей объемной композицией напоминает знаменитый дом Пашкова в Москве. Необычно цветовое оформление построек усадьбы и главного дома, в том числе. Все здания, кроме церкви Ионна Предтечи , окрашены в яркий алый цвет, а дполнение из белокаменных деталей и лепнины придают всему ансамблю праздничный, торжественный вид.
Необычно в этом здании решена открытая галерея-балкон , соединившая центральное ядро с боковыми флигелями. Она протянулась от одного крыла к другому , повторяя в тени портика изгиб полукруглой лоджии.
Внутреннее убранство дома по своему изяществу соответствовало внешнему облику усадьбы. Интерьеры украшали настенные росписи , возможно исполненные крепостным живописцем Гончаровых - Макаровым , изразцовые печи и камин, наборный паркет. В большом зале с потолка свешивалась массивная екатерининская люстра, состоящая из сотен хрустальных капель. В здании находилось огромное количество разнообразных произведений искусства -- старинные картины, гравюры, акварели. Каминные полки были уставлены часами и фарфоровыми вазами. В залах располагалась мебель различных стилей и эпох.

Усадьба построена в стиле русской классической архитектуры . Главный усадебный дом построен из красного кирпича и украшен лепными деталями . У парадного входа возвышаются белые колонны. Дом-дворец был обнесен кирпичной стеной , от которой сейчас осталась только фронтальная часть с железными воротами и высокими башнями по бокам.
По периметру курдонёра располагаются конюшня и каретник , построенные в 60-е годы восемнадцатого века. Торцы зданий, обращенные к дому, превращены в двухэтажные корпуса , другие торцы оформлены двухъярусными башнями со шпилями .
Главные въездные ворота усадьбы в стилистике псевдоготики имеют форму крепостных башен с бойницами. Башни имеют форму шахматных ладей, увенчанных гибеллиновыми зубцами. Массивные круглые пилоны прорезаны рустовкой и ложными окнами-бойницами. Усадьба Гончаровых изобиловала постройками в стиле средневекового зодчества , некоторые из них, так же как и большая часть декоративной кирпичной ограды окружавшей усадьбу, были уничтожены.Среди утраченных зданий - здание крепостного театра, банный домик необычный по своей архитектуре, оранжерее. До нашего времени дошел лишь готический павильон у реки. Недалеко расположены руины каменной ограды с полуразрушенной башней.
Металлическая ограда парадного двора с белокаменными столбами и тремя воротами сохранилась не полностью.
Перед въездом в усадьбу расположены парные корпуса ткацких мастерских (конец восемнадцатого века).
Двухэтажный дом управляющего, расположенный слева от въезда.
Небольшая церковь близ усадебного дома -- строгая классическая церковь Иоанна Предтечи (середина восемнадцатого века). Здание церкви - кирпичное - сооружено взамен деревянной, стоявшей на берегу Ламы.
Пейзажный парк, на берегу реки Ламы, с разнообразной растительностью, преимущественно лиственной. У обсаженного березами берега начинается Пушкинская аллея . Она ведет к заросшему пруду с островом, созданному отводом воды из Ламы в колцевой ров.

Усадебная церковь.

Как уже говорилось, на территории усадьбы, непосредственно за главными воротами, в середине восемнадцатого века, была сооружена церковь Рождества Иоанна Предтечи . Другое название церкви - церковь Екатерины Великомученницы. Иногда церуовь также называют Предтеченской, Иоанновской (Ивановской) или Рождественской.
По некоторым данным именно в этой церкви в 1785 году была крещена Н.И. Загряжская (в замужестве Гончарова) - теща А.С. Пушкина .
Здание церкви по времени возникновения является самым ранним объеком усадьбы Гончаровых, хотя современный вид церковь приобрела в начале девятнадцатого века после перестройки.
Церковь была возведена на средства владельца усадьбы Александра Артемьевича Загряжского .
Архитектура церкви представляет собой широко распространенный в православии тип восьмерика на четверике . В начале девятнадцатого века (в 1806 году) здание церкви было капитально перестроено . Изначально построенная в барочных формах, церковь приобрела характерные черты классицизма . У церкви два боковых придела - великомученицы Екатерины и князя Бориса - построенные в 1808 году Борисом Александровичем Загряжским, сыном первого владельца усадьбы. Имена приделам были даны в честь святых покровителей своего и матери - Екатерины Александровны Загряжской. Архитектура приделов следует строгим традициям классицизма . Массивность портиков здания облегчается за счет устремленной ввысь арки центрального пролета . Алтарная апсида и колокольня оформлены с использованием рельефной обработки . Оформление всего здания церкви выдержано в едином стиле с использованием накладки на прежние части кирпичных, позже оштукатуренных, пилястр, карнизов и колонн, с применением белокаменных деталей и лепнины. Поразительно как зодчему удалось решить задачу перестройки церкви - настолько удачно достигнуто единство фасадов и цельность всего объема композиции. В советское время церковь была закрыта (в 1930-х годах) однако поддерживалась в порядке и не использовалась под хозяйственные нужды. Вновь открыта для служб в 1992 году


Современная история усадьбы Гончаровых.

Начиная с 1918 году усадьба была зарегистрирована и взята на учет как архитектурно-исторический памятник, а в 1928 году в главном здании усадьбы была реставрирована Пушкинская комната . Одно время после революции здесь существовал художественно-бытовой музей, затем школа, дом отдых. Усадьба была включена в сеть музейных учреждений. В зданиях, расположенных на территории усадьбы с 1920 года располагалась Ярополецкая средняя школа .
Фашистская оккупация 1941 года нанесла огромный ущерб усадьбе. В пожаре была уничтодена Пушкинская комната и внутреннее убранство дома, были практически уничтожены парки усадьбы и хозяйственные постройки. Главное усадебное здание было приспособлено оккупантами под конюшню.
Среди местного населения война породила легенду о том, что под усадьбой Гончаровых находится подземный ход, который ведет к ценностям, оставленными немцами во время войны.
Первые реставрационные работы проводились в усадьбе в 60-х годах двадцатого века . После проведенных работ усадьба приобрела вид максимально приближенный к первоначальному, тому какой ее видел А.С. Пушкин . В настоящее время усадьба Гончаровых -- одна из красивейших, полностью восстановленных усадеб . На территории усадьбы расположен дом отдыха Московского Авиационного Института, тем не менее территория открыта и свободна для посещений. На средства, получаемые от работы дома отдыха ежегодно производится косметический ремонт зданий усадьбы и прилегающей территории.
Усадьба Гончаровых дважды служила съемочной площадкой. В 1990 г. на территории усадьбы снимался кинофильм по повести Лескова "Очарованный странник ", а в 1994 г. - экранизация повести А.С. Пушкина "Барышня крестьянка".

В XVII в. принадлежало сосланному сюда гетману Правобережной Украины в 1665-1676 годах . Петру Дорофеевичу Дорошенко (1627 - 1698). В свою бытность гетманом он,при поддержке Турции и Крымского ханства, пытался овладеть Левобережной Украиной.Казачество его не поддержало, и гетман капитулировал в том же году перед войсками под командованием Ромодановского. Сдался и принёс присягу.

В 1677 году он был отправлен в Москву и более уже не вернулся на родину. В 1679 году он был назначен московским правительством воеводой в Вятку (1679-1682). Три года спустя получил село Ярополец под

Москвой (Волоколамского уезда Московской губернии), где и умер в 1698 году.

В 1717 году Г. П. Чернышев (1672 - 1745) покупает у П. П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости.Так рядом с усадьбой Дорошенко-Загряжских -Гончаровых появилась усадьба Чернышёвых.

Дорошенко был трижды женат. Агафья Еропкина - брак в 1684 году . В этой ветке одна из дочерей стала Загряжской . Иван Александрович Загряжский (1749-1807) , от которого родилась Наталья Ивановна Загряжская (по мужу - Гончарова) - мать Натальи Пушкиной. О её происхождении существует целая легенда - по семейному преданию, Наталья Ивановна - незаконнорожденная дочь Эуфрозины Ульрики, баронессы Поссе (урождённой Липхарт) от Ивана Александровича Загряжского. О на была безумно красива. Ульрика уехала в Россию с первым любимцем князя Потемкина, Иваном Александровичем Загряжским.
Но в России у Ивана Александровича была своя семья . И вот он привозит из Дерпта в Ярополец к своей жене, сыну и двум дочерям красавицу Ульрику и представляет «обманутую жену законной супруге». П осле сцен и объяснений Иван Александрович, уехал в Москву, где, по отзывам современников, «живет на холостую ногу и, кажется, не упускает случая повеселиться».
А прекрасную Ульрику законная супруга(добрая душа - zlv14 ) в конце концов оставила в своем доме, обогрела ее, приняла вскоре родившуюся у той дочь Наталью в свою семью. Ульрика между тем чахла в чужой обстановке и вскоре «зачахла как цветок» - умерла в 30 лет , оставив законной супруге на попечение маленькую дочь, которую та полюбила и воспитывала как родную, и с помощью своей влиятельной родни «приложила все старания, чтобы узаконить рождение Натальи, оградив все ее наследственные права». Кстати, Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина-Ланская всегда помнила о своих зарубежных родственниках, что явствует из её перепи cки.

Наталью Ивановну в 1807 г. выдали замуж за Николая Афанасьевича Гончарова , сына владельца Полотняных заводов, прекрасно образованного и красавца собою. На венчании присутствовала вся императорская фамилия: император Александр I, императрица, вдовствующая императрица-мать, великие князья и княжны. П осаженными родителями были высочайшие вельможи. Вскоре после замужества родила сына Дмитрия, затем Екатерину, Ивана, Александра. В 1812 году родила дочь Наташу , которая впоследствии стала женой Александра Сергеевича Пушкина.

Красота не спасла ни её мать, ни её саму, ни, впоследствии, её дочь. Наталья Ивановна была властной женщиной с тяжёлым характером, на которую наложила отпечаток неудачная семейная жизнь. Её муж, о бразованный и талантливый человек, Николай Афанасьевич с конца 1814 года страдал психическим заболеванием . Болезнь, по словам родственников, была вызвана травмой головы, полученной при падении с лошади. Однако другой причиной, судя по письмам его жены, Николай Афанасьевич много пил. На Наталью Ивановну, помимо воспитания детей и присмотра за мужем, легло управление двумя имениями. Всё это требовало огромных физических и нервных усилий.

Наталья Ивановна строго воспитывала детей, требуя беспрекословного подчинения. Могла за незначительную провинность отхлестать детей по щекам. А вот, образование дети получили отменное - им преподавались русская и мировая история, география, русский язык и литература. Помимо французского, который все младшие Гончаровы знали очень хорошо (позже Наталья Николаевна признавала, что писать по-французски ей гораздо легче, чем по-русски), изучались немецкий и английский языки. Старший брат Дмитрий «с очень хорошими успехами» окончил Московский университет, Иван - частный пансион, а Сергей получил домашнее образование. Пушкинист Лариса Черкашина предполагает, что Наталья училась по той же программе, что и её младший брат Сергей.

Пушкин А.С. приезжал сюда в 1833г. и 1834гг., о чем свидетельствует табличка на основном здании усадьбы.

С возрастом ухудшался и без того тяжелый характер Натальи Ивановны. Она становилась религиозной фанатичкой и деспотом. В доме, помимо гувернеров и гувернанток, жили странницы, монахини, набожные приживалки.1 августа 1848 года Наталия Ивановна Гончарова приехала в на богомолье, там занемогла и 2 числа скончалась, а 4 августа была похоронена в монастыре по христианскому православному чинопочитанию.

30 апреля 1852 года молодое поколение Гончаровых полюбовно разделили имение. Помня о своём происхождении, Иван Николаевич Гончаров поставил мавзолей-часовню над могилой Петра Дорофеевича Дорошенко в 1838 г.Его разобрали в 1953 году и восстановили в 1999.

trof_av wrote in January 21st, 2017

Усадьба Чернышёвых Ярополец (Ерополч) в Волоколамском районе Московской области как архитектурный ансамбль возникла в 1770-е годы. Идея "Русского Версаля" принадлежит полководцу графу З.Г.Чернышеву (это он руководил штурмом Берлина в 1760 году). Дворец с полукруглыми крыльями и пристройками-каре, центральные ворота в форме башен, большой парк с обелисками, оранжереи с бассейнами, пруд, уникальная церковь Казанской иконы Божией Матери и даже мечеть с минаретами - так выглядела усадьба в XIX веке. Усадьбу посещала Екатерина II, в честь её с парке установлен обелиск. Сейчас усадьба находится в плачевном состоянии, но под охраной и закрыта от посещения. Планируется масштабная реставрация, которая уже началась с Казанской церкви.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, сентябрь 2016

1. План усадьбы Чернышевых в ее лучшие годы: 1 - дворец (1770-е гг.), 2- церковь Казанской иконы Божией Матери (1798 г.), 3 - оранжереи с бассейнами, 4 - стены-кулисы у оранжереи и у здания каре, 5 - каре хозяйственных построек примыкающих к дворцу, 6 - хозяйственные постройки, 7 - рига, 8 - въездные "Красные ворота", 9 - коллонада, 10 - балюстрада, 11 - бюст Дорошенко П.Д. (его могила, с часовней над ней, находится недалеко и о ней будет отдельная статья), 12 - обелиск в честь Екатерины II

Историческая справка:
Первые сведения о селе Ярополец относятся к XIV веку. В разных источниках село именуется Ерополч, Ерополча. Современное название села Ярополец в конце XIX века относилось к усадьбе Гончаровых (о ней будет отдельная статья), а усадьба Чернышевых-Кругликовых называлась Ярополчем.
До 1684 года Ерополч был царским дворцовым селом. В 1684 г. по повелению царевны Софьи село Ерополч с соседними деревнями и землями было пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко - плененному гетману Украины. После кончины гетмана его сыновья разделили наследство между собой, а в 1717 г. одна из частей имения перешла к Чернышёвым.

Григорий Петрович Чернышев, купивший в 1717 г. землю у наследников гетмана Дорошенко, являлся генерал-губернатором Московской губернии. Граф Чернышев, ввиду занятости на государственной службе, почти ничего не строил на своих подмосковных землях, за исключением Казанской церкви, заложенной в 1742 г.
После смерти в 1745 г. Г.П.Чернышева имение наследует его сын - Захар Григорьевич Чернышев, известный как блестящий полководец, руководивший в ходе войны с Фридрихом II штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй. Он и считается основателем усадьбы.
З.Г.Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». На площадь перед церковью, игравшую роль торгового и культурного центра всей округи, в соответствии с новым планом стекались пять дорог, связывавших усадьбу с периферией владений (прообразом стал Версаль с лучами-аллеями). К середине 1770-х гг. было завершено строительство парадного усадебного ансамбля. Дворец был выстроен из кирпича в стиле переходном от барокко к классицизму. После подписания в 1774 г. мира с Турцией на территории усадьбы построили мечеть (не сохранилась). Тогда же усадьбу Чернышевых посещала Екатерина II, в честь её был построен обелиск в саду (сохранился до наших дней). З.Г.Чернышев умер в 1784 г, а в 1787 г., в усадьбе случился страшный пожар, интерьеры дворца были почти полностью уничтожены. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий.
В 1780 г. на месте прежнего храма началось строительство уникального по своей архитектуре храма Казанской иконы Божией Матери, который достраивала уже вдова З.Г.Чернышева - Анна Родионовна.
В XIX веке обустройством усадьбы занимался Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. В этот период, в 40-е годы ХIХ века, был перестроен главный дом с флигелями, хозяйственные дворы были соединены с главным домом полукруглыми переходами.
После 1917 года усадьба была национализирована и в ней располагается районная больница, затем санаторий им. Павлика Морозова, в годы Великой отечественной войны - госпиталь. В 1924 г. «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг» были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря.
В годы Великой Отечественной войны усадьба была занята немцами, в здании дворца ими устроен штаб с 30 октября 1941 года по 17 января 1942 года. Служебные постройки, примыкающие к парадному двору, были заняты фашистскими военными частями. Чернышевская усадьба неоднократно подвергалась бомбардировкам, дом-дворец сожжен в ноябре, остались одни только стены. Произведения исскуства, вывезенные из усадьбы в Новоиерусалимский монастырь, погибли во время немецкой оккупации.
Сейчас усадьба принадлежит Московскому авиационному институту, планируется масштабная реконструкция.

2. А так усадьба Чернышёвых выглядит сейчас, вид из космоса

3. Центральная часть парка усадьбыЧернышевых, XVIII в. Террасный регулярный липовый сад, спускающийся к пруду и обширному пейзажному парку. Схематический обмер Н.Л Целищевой

4. Еще один, безымянный план учадьбы

5. Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1780-1798 годы, архитектор неизвестен, а идеологом строительства является граф З.Г.Чернышев. Храм уникален своим устройством - состоит из двух симметричных частей, соединенных сквозным поперечным проходом (притвором), служащим одновременно вестибюлем для каждой из частей. К торцам прямоугольного в плане здания пристроены две одинаковые по форме апсиды: северо-восточная является церковным алтарем, а юго-западная служит усыпальницей Чернышевых. После строительства сюда был перенесен прах фельдмаршала З.Г.Чернышева, умершего в 1784 году и похороненного ранее в другом месте. Виднеющийся между куполами объект - колокольня (1839-1869 гг.), стоящая за церковью. Сейчас церковь и колокольня восстанавливаются (или все-таки реставрируются?)

6. План церкви Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Чернышевых Ярополец

7. Въездные "Красные ворота" и дворец усадьбы Чернышевых

8. "Красные ворота" в форме башен

9. Слева видна часть бывшей пристройки в форме каре

10. Дворец Чернышевых

11. Отдельно стоящая хозяйственная постройка, справа виден флигель с 9 фото

12.

13. Правый флигель у дороги. От бывшей пристройки-каре остались только заброшенные четыре флигеля по углам

14. Входные ворота с правой стороны усадьбы, остатки правого каре

15. Эти же ворота с внутренней стороны усадьбы

16.

17. Еще один правый угловой флигель

18. Главный усадебный дом - дворец Чернышёвых

19. План приспособления дворца усадьбы Чернышевых 1952 года

20.

21. Заросшие ворота в бывшем левом каре со стороны двора усадьбы

22.

23. Флигель с фото 13, но со стороны двора

24. "Красные ворота" со стороны двора и церковь Казанской иконы Божией Матери

25. Декоративные архитектурные элементы на фасаде дворца

26.

27. Это фото уже за пределами двора. Дальний верхний правый флигель бывшего правого каре

28. он же

29. Недостроенное здание на месте правого каре

30. Дворец со стороны парка

Большое (около 1300 жителей в настоящее время) старинное село Ярополец , расположенное в 13 км от Волоколамска, насчитывает, согласно археологическим данным, около тысячи лет истории, хотя впервые упомянуто в письменных источниках под 1551 годом.
Более всего это село известно тем, что на его территории находятся сразу две дворянские усадьбы - графов Чернышевых и Загряжских - Гончаровых, ну и, разумеется, тем, что здесь дважды побывало «солнце русской поэзии» - Александр Сергеевич Пушкин.

Об усадьбе Чернышевых и расположенной рядом интереснейшей Казанской церкви я расскажу в следующий раз (так что, кому эта тема интересна, следите за новыми публикациями в моём блоге).
А сейчас речь пойдет об имении, связанном с именем А. С. Пушкина.


Поскольку нас интересует прежде всего история архитектурного ансамбля усадьбы, который, хоть и со значительными переделками, но все же дошел до нашего времени, опустим XVI и большую часть XVII веков, и начнем краткое рассмотрение истории имения с того момента, когда в 1684 году по указу полновластной правительницы Российского царства Софьи Алексеевны Ярополец за "заслуги" перед Россией был пожалован отставному малороссийскому гетману Петру Дорофеевичу Дорошенко .

На покое гетман прожил в Яропольце 14 лет, здесь же в 1698 году умер и был похоронен. Вот часовня над могилой Дорошенко (построена в ампирном стиле в 1844 году, разрушена в 1953 г., воссоздана в 1999 г.):


При Дорошенко весь Ярополец был деревянным, каменное строительство началось позже, когда внучка гетмана Екатерина Александровна вышла замуж за екатерининского генерал-поручика Александра Артемьевича Загряжского (1715 - 1786 гг.), приходившегося родственником могущественному фавориту Екатерины II светлейшему князю Г. А. Потемкину-Таврическому.

Генералу Загряжскому Ярополец достался к качестве приданого, и он задумал (возможно, после визита самой императрицы) превратить его в современный дворцово-парковый ансамбль, перестроив в камне в соответствии с архитектурной модой конца XVIII века.


Строительство господского дома было начато еще при жизни А. А. Загряжского, в первой половине 1780-х годов, а продолжено уже его наследниками в 1790-е годы.



Так до сих пор точно и неизвестно, кто был автором проекта господского дома усадьбы. Исследователями называются имена Е. Назарова, А. Бакарева, И. Еготова. Есть даже маловероятное предположение, что руку к нему приложил сам Растрелли.
Но, тем не менее, нужно отметить, что и сам господский дом и прилегающие к нему постройки усадьбы очень удачно сложились в единый архитектурный ансамбль.

К этому ансамблю принадлежит и церковь Иоанна Предтечи , построенная в барочном стиле на месте прежнего деревянного храма в 1771 - 1775 годах, но перестроенная в 1808 году уже в стиле классицизма.








В 1807 году внучка А. А. Загряжского Наталья Ивановна вышла замуж за промышленника Н. А. Гончарова, а в 1821 году супруги Гончаровы стали полноправными владельцами усадьбы в Яропольце. Одна из их дочерей - Наталья Николаевна (Натали) стала женой А. С. Пушкина , поэтому неудивительно, что наш главный национальный поэт посещал эту усадьбу, но, правда, всего лишь дважды, в 1833 и 1834 годах, даже оставшись здесь переночевать.

Натали провела в Яропольце все свое детство.
Вот её детский портрет, принадлежащий кисти неизвестного художника (1820-е гг.):

А это, наверное, самый известный портрет Натали работы А. П. Брюллова:


На доме, в котором ночевал Пушкин, укреплена соответствующая мемориальная доска:



А перед парадным входом установлен бюст поэта (как мне показалось, не слишком удачный):


Наверное, было бы правильным здесь как-нибудь отметить и жену Пушкина, хотя к Натали у меня, как и многих поклонников гения русской поэзии, отношение, мягко говоря, не самое благоприятное.
При посещении усадьбы Гончаровых мне впомнилось одно из моих любимых стихотворений Андрея Дементьева "А мне приснился сон, что Пушкин был спасен...", а именно такие строки:

Впрочем, посетив Ярополецкую усадьбу своей тёщи (тесть к этому времени уже почил в бозе), Пушкин оставил о ней не самые благоприятные воспоминания.
Он написал, что тёща «живет очень уединённо в своём разорённом дворце» . И что, главным его приобретением стали книги, обнаруженные им в заброшенной библиотеке имения: «Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен».

И все же, именно тот факт, что эта усадьба была связана с именем Пушкина, во многом уберегло её от полного разорения после революции 1917 года.
Гончаровы владели имением вплоть до революции, ну а после прихода к власти большевиков, усадьба была, разумеется, национализирована. Однако, несмотря на все более громко звучавшие среди представителей новой власти призывы «отречься от старого мира» и «скинуть Пушкина с корабля современности», нашлись и такие большевики, которые понимали, что без наследия прошлого никакого будущего построить не получится. И усадьба была объявлена «памятником культуры», и даже, несмотря на то, что в ее постройках расположились школа и правление колхоза, комнату, в которой однажды переночевал Пушкин, не тронули. Может быть, определенную роль сыграло и то, что последняя владелица усадьбы Елена Борисовна Гончарова (урожденная княжна Мещерская) еще до революции, в 1915 году, организовала в ней четырехклассную земскую школу, а после 1917 года даже работала в Наркомпросе (хотя позже все же, не вынеся тяготы быта первых лет Советской власти, эмигрировала и умерла в Париже в 1928 г.).

Конечно же, от интерьеров почти ничего не осталось, мебель, картины и прочие предметы обстановки были переданы краеведческим музеям (в основном, Волоколамскому), но хорошо уже хотя бы то, что усадьбу не постигла судьба многих других архитектурных памятников дореволюционной России, её не сравняли с землей как пережиток прошлого, и она в своем внешнем виде дошла до нас, каковой была в начале XIX века.





Значительный ущерб имению Гончаровых был причинен поздней осенью - зимой 1941 года во время немецкой оккупации Волоколамской земли и ожесточенных боев как во время немецкого наступления, так и контрнаступления Красной армии в декабре 1941 - феврале 1942 г., в результате которого Ярополец был освобожден (кстати, это село имеет почетный статус "населенный пункт воинской доблести" ).

В течение 15 лет после Победы имение находилось практически в руинированном состоянии.
Реставрационные работы здесь начались в 1960 году. И к настоящему времени усадьба Гончаровых, по крайней мере, внешне находится в более-менее приличном состоянии, хотя явно нуждается в обновлении.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Ярополец - старинное село под Волоколамском, где (звучит анекдотично, но это действительно так) в свое время бывали и Екатерина II, и Пушкин, и Ленин с Крупской. Казалось бы, для полного списка не хватает только Петросяна, но этот юморист, кажется, в местные усадьбы все-таки не заглядывал. Зато всем остальным здесь если не памятник, то уж отдельный стенд в музее как минимум есть.

По данным археологов, Ярополец возник около 1000 лет назад, однако первое упоминание о поселении можно найти в «Книге ключей Волоколамского монастыря» от 1551 года, когда эта местность упоминается как Ерополчь.

На самом деле, такой интерес к Яропольцу оправдан: ведь здесь с конца 17 века стоят на отшибе от Москвы две усадьбы с именитыми владельцами. Ярополец изначально был дарован в 1682 году бывшему украинскому гетману Дорошенко, который сдался Москве. Здесь он прожил 14 лет, умер и был похоронен под сводами изящной часовни, которая, увы, в 1953 году была сломана, но воссоздана вновь в 1999. У супруга внучки гетмана (которой досталась усадьба по наследству) - Александра Артемьевича Загряжского - и побывала в гостях императрица Екатерина II. Она же, кстати, бывала и во второй усадьбе, подробнее о которой ниже.

О приезде императрицы до сих пор напоминает стела в заброшенном, но очень живописном парке.

В свою очередь внучка Загряжского вышла замуж за промышленника Гончарова, от которого родила на свет пушкинскую Наталью. Именно в гости к теще и приезжал Александр Сергеевич в 1833 и 1834 годах, оставив после приезда такие воспоминания:

Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен.

Если следовать от Волоколамска, первой на пути окажется усадьба Гончаровых. Она не просто отреставрирована, сегодня здесь располагается база отдыха Московского авиационного института, однако зайти можно свободно. У входа на территорию имения стоит церковь Иоанна Предтечи 1755 года, за которой уже и открывается парадный двор.

Вторая усадьба Яропольца, к сожалению, заброшена, стоит практически в руинах, но подойти к ней поближе тоже стоит. Во-первых, примечательна сама архитектура имения Чернышевых - это двухэтажный дворец в стиле раннего классицизма с мотивами французского рококо.

Эту усадьбу в 1717 году приобрел у наследников гетмана первый граф Чернышёв и его знаменитая жена Авдотья (прозванная как «Авдотья бой-баба», любовница Петра Великого).

Во-вторых, всего через дорогу от нее стоит удивительная Казанская церковь, проект которой, вероятно, принадлежал руки Матвея Казакова. В-третьих, сразу за усадьбой начинается изумительный парк с вековыми деревьями (где и стоит стела Екатерины), заброшенный, заросший, но очень живописный. Наконец, прогулявшись по этому парку, можно выйти к небольшой гидроэлектростанции, возведенной в 1918 году местными, вдохновленными всеобщей электрификацией страны, жителями. Именно ради этой ГЭС Ярополец и посетил в 1920 году Ленин со своей половинкой. Памятник им обоим стоит у дороги. Первая в России сельская ГЭС, к слову, была повреждена немцами, потому сейчас не работает. Ее восстановили, но лишь в качестве памятника: вода здесь неспешно переваливается-журчит, притягивая каждое лето авантюрно настроенных мальчишек.

Изучив все на практике, можно перейти и к теории, посетив местный краеведческий музей, который находится по адресу Додогорского, 4, неподалеку от часовни над могилой гетмана Дорошенко.

Координаты

Адрес: Московская область, Волоколамский район, Ярополец.

Как добраться: по Новорижскому шоссе в сторону Волоколамска, далее на север через село Смычка до Т-образного перекрестка у деревги Масленниково, оттуда снова левый поворот. Можно добраться и на электричке с Рижского вокзала до станции Волоколамск, откуда до Яропольца ходят автобусы №№28 и 39.