Испания

Музеон: скульптуры в парке. Музеон — парк искусств под открытым небом Парк музеон гранитная скульптура на библейский сюжет

Проект сайт продолжает цикл прогулок по Москве. Сегодня мы отправимся в Парк Искусств "Музеон".

Наша прогулка начинается от станции . Выход лучше всего осуществить с радиальной ветки (можно, конечно, выйти и с кольцевой, но тогда нам придется переходить Садовое кольцо). Выйдя из метро, мы оказываемся на .

А на противоположной стороне улицы, чуть правее, мы видим .

Мы же поворачиваем в другую сторону. Пройдя буквально несколько шагов, нашему взору откроется еще одну церковь,

Храм стоял здесь с 1694 года. Однако в годы советской власти был сначала закрыт (1927 г.), а затем и снесен (1972 г.). Восстановлен в 2000 году. Новое здание церкви было освящено в честь памяти погибших защитников правопорядка.

Непосредственно рядом с церковью мы видим подземный переход. Направляемся туда.

Оказавшись на другой стороны улицы, мы идем прямо до ближайшего перекрестка. На противоположной стороне Калужской площади мы видим ее доминанту - монументальный .

Обзору, к сожалению, мешают многочисленные провода и дорожные знаки. Однако Калужская площадь и не входит в наш сегодняшний маршрут. Мы поворачиваем направо и следуем по улице Крымский вал.

Вскоре, по правую руку от нас появится четырехэтажное здание, выполненное в красно-белых цветах. Это Московский академический художественный лицей. У входа в него установлен .

Вскоре, на другой стороне улицы, мы увидим главные ворота Парка Горького.

А прямо перед нами - высокая стела с надписью "МУЗЕОН", ознаменовывающая вход в .

От центрального входа открывается великолепный вид на .

Справа и слева от входа в парк установлены , составляющие единый ансамбль. Он не имеет названия, но на щите одного из мужчин на первой композиции расположена надпись "Мир земле". Это название вполне может подойти всему ансамблю, так здесь успешно сочетаются и женщина с караваем хлеба в руках и мужчина с автоматом, призванный охранять этот мир.

На первой скульптуре (справа от входа) мы видим трех женщин в крестьянских одеждах и уже упомянутого мужчину со щитом и автоматом.

На другой (слева от входа) - три мужчины и две женщины в одежде рабочих, над которыми возвышается герб РСФСР.


Заходим в парк. Перед нами начинается центральная аллея. Слева от нее - монументальное здание, . Прежде чем проследовать по главной аллее, сначала свернем влево, по небольшой тропинке, ведущей к ЦДХ.

Первая скульптура, встречажющая нас на территории парка - А.С. Пушкин. Очень маленькая, можно даже сказать миниатюрная скульптура, значительно ниже человеческого роста, и никаких опозновательных знаков. Поэта выдает лишь очевидное портретное сходство.

Рядом, по другую сторону тропинки - фонтан, выполненный также в пушкинской стилистике. Он украшен каменными цилиндром и плащом.

На второй изображены два человека в цилиндрах.

У левого крыла ЦДХ установлена скульптура: мужчина и женщина вздымают вверх знамя и цветы.

Несмотря на то, что скульптура весьма монументальна (в отличие, например, от двух предыдущих), ни названия ни автора на ней не указано. Забегая вперед, скажем, что подобное для Парка искусств - не редкость. В некоторых скульптурах мы увидим портретное сходство с теми, кому они посвящены, в некоторых - уловить сюжет. А некоторые, прямо скажем, оставят после их просмотра лишь недоумение.

Однако же, продолжим прогулку. От левого крыла здания ЦДХ открывается великолепный вид на памятник , он же памятник Петру I, расположенный на стрелке Болотного острова.

Эта монументальная работа Зураба Церетели высотой 98 метров является вторым по высоте памятником столицы. Первое место уверенно держит Монумент Победы в (141,8м).

Вернемся к главному входу и пройдем по аллее, уходящей влево.

Очередная безымянная скульптура. Фигурка младенца, склонившийся над ней старик и три стоящих фигуры. Сюжет додумайте сами.

А вот у этой скульптуры, изображающей мужчину в папахе, есть и название и автор. Она выполнена Фахраддином Рзаевым в 2000-м году и называется "Кавказ".

Конечно же, это не школа, в прямом понимании этого слова, однако, определенная связь присутствует. Это павильон для лекций и открытых дискуссий на различные темы: искусство, образование, сосуществование в едином пространстве и т.д. Участником мероприятний, проводимых в "Школе" может стать любой желающий. Вход бесплатный. А почему "Школа"? Да потому что здесь учат любить искусство, порой такое разное, противоричивое, но тем не менее вечное.

Вокруг павильона расположено несколько несколько достопримечательностей. Обойдем его вокруг.

При виде этого объекта, первое чувство, которое испытает большинство гуляющих по парку - недоумение. Душ на улице? Без каких либо ограждений?

Однако информационная доска, расположенная рядом, это недоумение быстро развеет. Это "световой душ". Из распылителя вместо воды должны литься лучи света. Данная работа (автор Мария Заикина) - победитель конкурса "Искусство движется в город" - 2013.

Рядом расположен безымянный всадник.

Если чуть углубиться в сторону от поляны, нам предстанет фигура, изображающая Родину. В одной руке автомат, в другой серп и молот. Волне типично для советского представления о Родине.

Левее расположены несколько аллегорических скульптур, из которых можно выделить разве что деревянную скульптуры футбольного вратаря.

Повернем влево и выйдем на центральную аллею, прямиком у богового фасада Дома художников. Надпись на стене сообщает нам, что значительную часть ЦДХ занимает , а именно, выставка "Искусство ХХ века".

У входа в здание установлена уменьшенная копия знаменитой скульптуры Е.В. Вучетича "Перекуем мечи на орала". Оригинал памятника находится в Нью-Йорке у здания штаб-квартиры ООН. Мужчина, кузнечным молотом игибающий меч, символизирует призыв к миру. ("Орало" это старорусское название плуга).

На другой стороне аллеи установлена скульптура "Караульный", выполненная в 1933 году. Ее автор Леонид Шервуд стал одним из первых скульпторов, кто стал осуществлять Ленинский план монументальной пропаганды.

Пройдемся влево от здания Дома художников.

Здесь мы видим еще одну уменьшенную копию памятника, известного на всю страну. Скульптура под названием "Стоять до конца" входит в мемориальный комплекс Мамаева кургана в Волгограде.

Советский воин с орденами на гимнастерке на гимнастерке и с ястребом на руке это не символический памятник. Это Степан Павлович Супрун - выдающийся советский летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (второй раз был награжден посмертно).

Хотя и здесь, и у предыдущего памятника какие либо пояснительные надписи, к сожалению, отсутствуют.

Небольшой памятник Александру Твардовскому, автору поэме "Василий Теркин" и многих других произведений. Автор Татьяна Каменкова, 1987 год. На заднем плане - композиция "Песнь о мире" Людмилы Кремневой, выполненная в том же году и бюст безымянного советского солдата.

Авторство этой работы принадлежит творческому коллективу под руководством знаменитого скульптора Веры Мухиной. Памятник был отлит в 1950-м году, толчком к его создания послужила начавшаяся война в Корее. Тематика скульптуры призвана обратить внимание на необходимость мира на планете, совсем недавно пережившей Вторую мировую войну.

Еще одна небольшая скульптура на тему Великой Отечественной войны: бойцы (а может быть, партизаны) коротают время в землянке.

Выходим на центральную аллею. За зданием ЦДХ расположилась целая галерея белых фигур, выстроившихся рядами. На первый взгляд даже примерно сложно сказать, сколько же их здесь (на самом деле чуть более 80-ти).

Это Зал белокаменной скульптуры, появившийся здесь после масштабной рэкспозиции, прошедшей в Музеоне в 2012-м году. Здесь собраны скульптуры, создававшиеся в период с 2000-го по 2011-й годы и выставлявшиеся на самых различных выставках и симпозиумах. Среди них есть как работы известных скульпторов, так и студентов, и даже любителей, не имеющих даже базового профессионального образования.

Описание всех скульптур займет слишком много времени (да и утомит читателя), при желании, Вы сами сможете их лицезреть во время прогулки. Перечислим лишь некоторые из них, наиболее интересные.

Патриарх Тихон. Один из самых почитаемых священнослужителей нашей страны.

Василий Блаженный. Тот самый, именем которого часто называют Храм Покрова на Красной площади. Тот самый, кого по преданиям боялся сам Иван Грозный.

Есть здесь сразу два скульптуры А.С.Пушкина. На одной он едет в карете.

На другой просто стоит в характерной для него одежде, плащ и цилиндр.

Композиция по мотивам басни "Волк в овечьей шкуре".

Теперь обратим внимание на левую сторону аллеи. Здесь в хаотичном порядке располагаются скульптуры на самые разные темы.

Три моряка, один из которых сидит на плечах у другого, а один человек изображен почему-то в горизонтальном виде. Что хотел сказать автор, остается только гадать.

Своеобразное видиние Дона Кихота.

А вот вполне понятная и жизненная картина: отец ведет за руку маленького ребенка. И название у скульптуры соответстующее - "Солнышко". Автор Альдона Ненашева, 1987 год.

Далее мы выходим к перекрестку двух аллей. Здесь начинается монументальная скульптура. Большинство памятников, расположенных здесь, это опальные "вожди народа". Советские революционные и партийные деятели, памятники которых, расположенные в годы советской власти в разных точках Москвы, после смены политического курса были демонтированы и привезены в Музеон. Статую "Железного Феликса" с Лубянки мы увидим издалека одной из первых, также как и еще несколько, пусть и меньших по размерам, но также внушительных памятников. Однако не будем метаться из стороны в стороны, дабы ничего не пропустить. Пойдем по порядку. Сначала осмотрим объекты, расположенные по правую руку от нас.

Первая скульптура, оказавшаяся по пути нашего движения, человек, сидящий на скамье, высоко закинув голову, глядя в небо. Это памятник А.Д. Сахарову, ученому, создателю первой водородной бомбы, а вполседствии, общественному деятелю, правозащитнику и диссиденту. Это скульптура одна из немногих, которая к "галерее опальных вождей" отношения не имеет.

Повернувшись к скульптуре Сахарова спиной, мы окажемся перед памятником одной из самых противоречивых фигур не только отечественной, но, наверное, и мировой истории. Перед нами Иосиф Виссарионович Сталин, собственной персоной.

Эта скульптура, выполненная в 1938 году Сергеем Меркуровым, до 1993-го года располагалась в Измайловском парке. Она представляет собой уменьшенную копию многометровой статуи, которая когда-то возвышалась над каналом имени Москвы в городе Дубна.

За спиной Сталина - железная клетка битком набитая "человеческими" головами. Это работа носит название "Жертвы тоталитаризма". Автор Е.И. Чубаров. Соседство этих двух монументов очевидно и комментариев не требует.

Справа от Сталина расположена скульптура Я.М. Свердлова. Автор Р.Е. Амбарцумян. С 1978-го по 1990-й год памятник Свердлову находился в сквере рядом с Театральной площадью, которая в советские годы носила его имя.

И наконец, мы выходим к памятнику Ф.Э. Дзержинскому.

С 1958-го года памятник Дзержинскому, основателю и руководителю ВЧК, первой спецслужбы советской России, которая послужила основой создания КГБ, располагался в центре Лубянской площади, напротив здания, занимаемого органами госбезопасности. После августовских событий 1991-го года решением Моссовета памятник был демонтирован. Несколько лет он пролежал во дворе Третьяковки, а в 1994 году был перевезен и установлен в Парке искусств.

Стоит обратить внимания на надписи, сделанные на постаменте. Они напоминают акты вандализма, однако на других скульптурах (даже на Сталине) ничего подобного нет. Скульптуры в парке хорошо охраняют, а надписи, сделанные в том самом 91-м, во время демонтажа, который проходил стихийно и принять участие в нем мог любой желающий, сохранены намеренно, так как они, наравне с самим памятником, являются частью истории.

Рядом с "Железным Феликсом" располагается памятник Максиму Горькому.

Его судьба совсем иная, более прозаичная. Этот памятник, работу над которым начал скульптор И.Д. Шадр, а заканчивала (всвязи со смертью Шадра) В.И. Мухина, с 1951-го года украшал , что у . Однако там уже более десяти лет (с 2002-го года) лет ведутся строительные работы. На время их проведения памятник был временно перемещен в Музеон.

Теперь вернемся к перекрестку и изучим скульптуры, расположенные в его левой части.

Памятник-бюст В.И. Ленину.

Памятник-бюст Карлу Марксу.

Бюсты составляют единую композицию, созданную в 1939-м году Сергеем Меркуровым. До 2000-го года располагались на Белорусском вокзале.

Рядом друг с другом и весьма похожие друг на друга, два памятника Л.И. Брежневу.

Издалека может показаться, что эти бюсты, как и работы Меркурова, осмотренные нами ранее, составляют единую композицию. Однако, подойдя ближе, становится значительно заметная разница в размерах. Автор у этих работ, действительно, один, Залман Виленский, отсюда и похожесть стиля. Но бюст Сталина отливался в 1947 году (еще при жизни "вождя"), а бюст Ленина спустя более 35 лет, в 1982-м.

Сзади за бюстами - конструкция из аллюминия: два герба СССР и надпись под ними: "СССР - оплот мира". До 1991-го года стела располагалась на Ленинском проспекте (на пересечении с улицей Кравченко). К слову, подобных памятников в Москве было несколько десятков, сохранились лишь единицы. Аллюминий - металл востребованный во все времена, и большинство конструкций были демонтированы и переплавлены.

Рядом с "Оплотом СССР" - каменное сооружение, которому автор, В.М. Кураев, присвоил в 1970-е годы незамысловатое название "Куб" (почему "куб", если композиция состоит из двух кубов, остается загадкой).

Стороны двух, стоящих друг на друге кубов, украшают барельефы на тему жизни в Советском Союзе: крестьянки, собирающие урожай, строители в процессе работы, дымящиеся трубы завода, надпись "Слава Труду!" и, конечно же, профиль Ленина.

Мы осмотрели скульптуры, расположенные по левую ру ку от нас. Теперь обратимся к правой стороне. Здесь располагается целая галерея памятников Ленину, свезенных со всей Москвы. Перечислим лишь некоторые из них.

Памятник работы Владимира Чазова (1960-е годы), привезен со скульптурного комбината в 1998-м году.

Правее, под сенью раскидистого дерево расположился памятник "всесоюзному старосте" М.И. Калинину. Автор Борис Дюжев, 1978 год. До начала 1990-х годов памятник располагался на проспекте Калинина, в состав которого входили улицы Новый Арбат и Воздвиженка.

Собирающий камни.

Сошествие в ад.

Следуем далее. Мужчина, разглядывающий бесформенный кусок камня, это памятник скульптору С.Д. Нефедову, подарок Москве от республике Мордовии, родине Нефедова. Его любимый пес также удостоился чести быть отлитым в бронзе вместе с автором.

От памятника Нефедову движемся влево. Два мужчины, увлеченно дымящие трубками, это "Альберт Эйнштейн и Нильс Бор". Автор Владимир Лемпорт, 1970-е годы.

Рядом - скульптура, которая именуется "Воскресение". Довольно странное видиние библейского сюжета. Единственное, что можно предположить, что белый известняк это облака, сквозь которые Христос поднимается в небо.

Самая маленькая скульптура парка, ее высота без постамента составляет всего 80 см. Это "Суворов в альпах".

Мы вышли на очередной перекресток, от которого вправо и влево расходятся две аллеи. Как и в предыдущий раз, чтобы не пропустить ничего интересного, пройдем сначала по оиз них, а потом, вернувшись обратно - по другой.

Сначала повернем направо. Здесь, среди обильных зеленых начаждений, расположено несколько скульптур на военную тематику разных лет.

Статуя воина времен Великой Отечественной войны, стоящего, обнажив голову, называется лаконично: "Солдат". Автор Т.Ю. Субханкулов, 1996 г.

Поблизости расположена скульптура, на которой мужчина ломает ядерную ракету. Нетрудно догадаться, что посвяжена она окончанию гонки вооружений. Табличка, находящаяся рядом, подтверждает наши догадки. Название скульптуры "Разоружение". Отлита в 1987-м году. Скульптор О.С. Кирюхин.

Безымянная скульптура, изображающая танковую атаку.

Следующая скульптура также не имеет названия, но по надписи, выбитой на камне: "Нас погибло 13823" нетрудно догадаться, что посвящена она павшим в Афганистане воинам-интернационалистам.

Доходим до очередного перекрестка. Вперед идти не имеет смысла, издалека видно, что парк на этом заканчивается. Вдалеке виден церковный купол. Это , находящаяся совсем рядом с Музеоном, фактически сразу за оградой. Но попасть туда напрямую мы не сможем. Поэтому, поворачиваем налево.

Отсюда открывается довольно необычный ракурс на памятник Петру I. Он расположен к нам четко в профиль.

Следуя по этой аллее, мы минуем еще ряд скульптур. Из них стоит обратить внимание, на человека в очках. Это Махатма Ганди, знаменитый индийский деятель.

На очередной развилке встает вопрос, продолжать двигаться прямо по направлению к памятнику Петру, эта дорога, очевидно, приведет нас на . Но следует вспомнить, что нами осталась неосмотрена еще одна часть парка, поэтому на набережную нам еще рано. Поварачиваем налево. На пути нам встетися небольшое деревянное кафе. Если есть желание подкрепиться, то можно воспользоваться случаем, так как кафе и других заведений, где можно поесть, в парке довольно немного.

От кафе уходит тенистая тропинка.

По ней мы выйдем именно к тому перекрестку, с которого совсем недавно уходили. Только теперь мы оказались на его противоположной стороне. Вдали мы видим памятник Суворову и скульптуру "Воскресение".

Сейчас же осмотрим другу часть перекрестка, ту, что осталась неизученной.

Неподалеку, памятник другому русскому поэту, Сергею Есенину. Автор Анаталий Бичуков, 1987 г.

А между двумя русскими поэтами расположился писатель из экзотической страны Эквадор Хохе Икаса Коронель. Этот бюст был подарен Москве латиноамериканской республикой в 2010-м году.

Неподалеку от этого "литературного уголка" расположилась самая обычная девушка в платке. Скульптура называется просто: "Строительница". Автор Христофор Геворкян, 1970 год.

Теперь смело движемся к набережной. По левую от нас руку, очередная галерея аллегорий.

А по правую - небольшая скульптура, изображающая пожилого мужчину в очках и кепке. Можно предположить, что это фигура абстрактного человека (как и давешняя "Строительница"), однако это не так. Это С.Н. Сотников, художник и скульптор, отлитый в бронзе Салаватом Щербаковым в 2000-е годы.

А рядом Михайло Ломоносов, работы Леонида Баранова (1993 год). Остается лишь удивляться, насколько хаотично расставлены скульптуры в Парке искусств. Однако, может быть, именно в этом и заключается его привлекательность.

В непосредственной близости от набережной раскинулся уголок Японии - Восточный сад. В него входят:

Фонтан-грот.

Пруд с деревянными мостиками и фигурой дракона, вышедшего из японских легенд. Здесь очень любят резвиться дети.

Еще один пруд со статуей самурая на острове.

Итак, мы выходим на заключительный вираж нашей прогулки. Крымская набережная.

Отсюда можно разглядеть памятник 300-летию российского флота с наиболее приближенной точки. Складывается ощущение, что до скульптуры можно дотронуться рукой.

Храм Христа Спасителя на противоположном берегу.

В теплое время года, на клумбах набережной всегда цветут цветы.

Следуем по направлению к Крымскому мосту.

У заднего фасада Дома художников расположился необычный фонтан. Он не имеет чаши, струи бьют из небольших отверстий в асфальте. Поэтому, в жару, можно искупаться в таком фонтане, не нарушая никаких правил поведения. Фонтан оборудован подсветкой, которая включается с наступлением темноты.

Дипломатическая академия .

Помимо барельефов, фасад здания украшает мемореальная доска в память о А.М. Горчакове, одном из выдающихся дипломатов России.

Следом за ним, мы видим вестибюль .

На этом наша прогулка закончена. До новых встреч.

Парк искусств Музеон – место очень интересное и, даже, можно сказать, уникальное.

Его «изюминка» — размещенные под открытым небом скульптуры, в том числе советского периода. Расположен парк почти в центре Москвы, около Центрального Дома Художников на Крымской набережной. Добраться до него совсем несложно.

Официальная дата основания Музеона – 24 января 1992 года, но первые статуи появились в этом месте в 1991 году, когда демонтировали большое количество памятников политическим деятелям советской эпохи. Многие из них разместили на набережной Москвы-реки за ЦДХ – так появился парк искусств под открытым небом. Постепенно коллекция пополнялась самыми разными произведениями. Всего в основном фонде более 1000 скульптур.

Памятник Дзержинскому работы Вучетича был демонтирован с Лубянки (тогда она называлась площадь Дзержинского) после путча 1991 года.

Рядом с Дзержинским – Свердлов, Калинин, Горький и Сталин.

Памятник Сталину был сделан еще при его жизни в 1938 году скульптором Меркуровым. Это – единственный уцелевший монумент, правда, с поврежденным носом, оставшийся после разрушения сталинских статуй во время хрущевской оттепели. Позади размещена инсталляция из каменных голов «Жертвы политических репрессий».

Конечно же, в исторической части много работ, посвященных Ленину.

Есть и Леонид Ильич:

Остальные экспонаты – самые разнообразные. Памятник дружбе народов:

Екатерина Вторая работы Бурганова.

Девушки с тонкой талией.



И упитанные.

Понравился Собирающий камни.

Много подобных работ:

Иногда не совсем понятных. Мужчина и женщина?

Скульптуры расположены на территории немного хаотично. Некоторые выстроены в ряд вдоль каштановой аллеи — как, например, вот эти бюсты:

Но, большинство — просто разбросаны по полянкам.

В дальнейшем руководство Музеона планирует упорядочить размещение экспонатов, реконструировать территорию, и разделить ее на две части – постоянную экспозицию и зону временных выставок.

С детьми лучше заходить в парк со стороны набережной. Здесь много мелких элементов ландшафтного дизайна: клумбочки, прудики, фонтанчики, альпийские горки. И, конечно, детские площадки.

Бравый дед Мазай и зайцы, играющие в «Титаник» около прудика:

Понравились деревянные лавочки-качели.

И вот такие уютные скамейки-беседки.

И, конечно, зелень. Я была в парке в мае – цвели сирень и каштаны.

При взгляде из парка в сторону набережной хорошо виден церетелиевский Петр Первый – он совсем рядом.

Все интересные работы и уголки парка я показать не могу, так что приезжайте в Музеон и посмотрите на них своими глазами.

В Музеоне есть концертные площадки, летний кинотеатр, кафе и экскурсионное бюро. Совсем недалеко, через улицу Крымский вал, находится

Как доехать до Парка искусств Музеон

На общественном транспорте: м. «Парк Культуры» или «Октябрьская», далее 5-10 минут пешком. В парк можно зайти со стороны ЦДХ, с Крымской набережной и с Мароновского переулка.

Адрес: ул.Крымский Вал, 10

Часы работы

Ежедневно, круглосуточно.

Вход на территорию – бесплатный.

В Музеоне можно изучать историю нашей страны: здесь хранится около тысячи советских и современных скульптур, многие из которых окружены всевозможными загадками и мифами. Самые любопытные, забавные, невероятные - в нашей подборке.

Сталину сломали нос, а Дзержинского покрыли матом.

Если, гуляя по Аллее вождей, вы увидите туристов, столпившихся перед монументальной скульптурой на круглом постаменте, - знайте: скорее всего, это легендарный памятник Феликсу Дзержинскому. Тот самый, который перекочевал в Музеон с Лубянки (до 1991 года - площади Дзержинского).

С самого начала бронзовая фигура работы Евгения Вучетича задумывалась как ода революции. В 1930-1950- е годы трех наркомов внутренних дел - Ягоду, Ежова и Берию признали врагами народа и расстреляли. После смерти Сталина советскому руководству нужно было срочно восстанавливать престиж НКВД в глазах простого населения. Спасти ситуацию должен был Дзержинский - точнее, его каменное изваяние.

Знаменитый революционер занимал должность наркома с 1919 по 1923 годы: великим святым он, конечно, не был, но репутацию имел сносную.

В 1958 году памятник был установлен на Лубянке. Так бы он там и стоял, если бы в 1991 году не случился Августовский путч. Во время одного из митингов народ чуть ли не голыми руками попытался снести памятник. На тот момент он стал ассоциироваться исключительно с черными страницами истории страны. В итоге, от греха подальше, власти перевезли статую на Крымскую набережную - на заслуженный отдых.

С тех пор монумент пережил несколько реставраций. Сейчас на нем уже не увидишь эпохальных надписей: «Феликсу конец», «Долой палачей» и еще миллион бранных словечек, которыми митингующие «украшали» скульптуру во время путча. После долгих дискуссий об их исторической ценности все оскорбительные надписи решили все-таки замазать.

А вот памятнику Иосифу Сталину работы скульптора Сергея Меркурова повезло куда меньше. Прежде чем оказаться в Музеоне, монумент успел побывать на выставке в Нью-Йорке и в Измайловском парке. Во время демонтажа в 1991 году часть скульптуры каким-то образом повредилась. Но специалисты решили ничего не восстанавливать: каменные раны остались как символ конца советской эпохи. Так и стоит сейчас Сталин - с раздробленным носом и отколотыми ступнями.

Здесь живет монгольский Ленин

В Музеоне собрана самая большая коллекция бюстов Ленина - только на одной Аллее вождей около десяти скульптур лидера большевиков. При жизни у Владимира Ильича не было времени позировать художникам. Поэтому большинство работ появилось уже после его смерти - их создавали в основном те, кто был знаком с вождем лично. Но чем дальше - тем статуи становились менее реалистичными. Так, в тридцатые-пятидесятые годы авторы пытались изобразить его, ни много ни мало, лидером мировой революции. А после пятидесятых вообще стали наделять чертами разных народов СССР. Единственное, что оставалось неизменным: лысина, усы и пиджак.

На территории Музеона есть монгольский Ленин - с широкими скулами и узким разрезом глаз. Правда, кто автор работы и откуда она поступила - история умалчивает.

Без ушей остались зайки

Если иностранцы больше интересуются фигурами вождей, то для россиян в Музеоне скульптура номер один - бронзовый Дед Мазай с зайцами Александра Таратынова. Уж как только здесь не фотографируются: и в лодку садятся, и палку из рук Мазая пытаются выхватить. После такого ажиотажа хранители Парка часто обнаруживают зайцев без… ушей. Ничего не остается, кроме как грустно вздыхать и реставрировать.

Случались и другие курьезные случаи. Первые годы Музеон, как известно, был собранием скульптур советского периода. Но со временем здесь стали проводить симпозиумы скульптур, часть работ так и осталась на территории Парка. Например, Олег Гаркушенко привез сюда целую серию фигур: «Сходящий в ад», «Слепой», «Собирающий камни», «Возвращение блудного сына», «Другое сотворение мира». За судьбой своих произведений автор тщательно следит до сих пор: каждый год приезжает в Музеон, чтобы провести плановую инспекцию. Однажды в дирекции раздался звонок: «Вас Гаркушенко беспокоит. Объясните, что случилось с моей скульптурой?!». Никто сначала не понял, о чем речь. А потом оказалось, что фигуре собирателя камней подложили еще один - «посторонний» булыжник.

Интересный случай связан и с композицией «Триумф России», которая расположена недалеко от входа в ЦДХ. Парк Горького помнит множество историй пропажи скульптур - их неоднократно крали, ломали, отдавали на переплавку. В Музеоне такое случалось разве что с «Триумфом». На памятнике Александра Бурганова в ликующей позе изображена высокорослая женщина - символ России с поднятыми кверху руками. А вокруг нее - медный ореол. В начале «нулевых» части ореола стали исчезать.

Камер наблюдения тогда еще не было, и, чтобы найти воров, охранникам приходилось устраивать засады. Выяснилось, что памятник стал жертвой предприимчивых бездомных: каждую ночь бродяги подъезжали на Крымский вал, обламывали фрагменты композиции и везли их в ближайший пункт приема цветного металла.

Что требовала Вера Мухина?

Вера Мухина известна благодаря своей скульптуре «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. В коллекции Музеона тоже есть одна ее работа - «Требуем мира!», которая датируется 1950-м годом. Композицию художница создала под впечатлением от войны в Корее. Здесь изображена группа людей: корейская женщина, которая держит на руках мертвого ребенка, темнокожий мужчина, символизирующий освобождение Африки от колониальной зависимости, советский солдат, будто только вернувшийся с фронта...

Центральная фигура памятника - женщина с ребенком на руках, которая выпускает в небо голубя.

Предполагалось, что скульптура станет передвижной и будет экспонироваться на выставках и конгрессах, посвященных борьбе за мир во всем мире. Советское руководство отнеслось к этой идее скептически. Тогда Мухина предложила разместить монумент под открытым небом - но и тут потерпела неудачу. Скульптуру поставили в Центральном Доме художника, потом (из-за недовольства самой Мухиной) перевезли на ВДНХ. Только в начале «нулевых» монумент оказался в коллекции Музеона. По всему миру хоть и не выставляется, зато находится прямо под открытым небом.

Пристанище крымских татар и дом Третьякова

Территория Парка Горького и Музеона долгое время пустовала из-за постоянных наводнений. Проблему пытались решить еще во времена Екатерины Второй: в 1786 году прокопали водоотводный канал, но это не помогло.

В середине девятнадцатого века, когда примерно на том месте, где стоит сейчас памятник Петру Первому, соорудили Бабьегородскую плотину.

Прозвали ее так из-за Бабьего городка, который находился неподалеку. А тот, в свою очередь, получил название в честь молота-бабы, с помощью которого вбивали сваи, укреплявшие берега Москвы-реки.

По легенде, на месте современного Крымского моста был брод, который татарские войска использовали для переправы при набегах на Москву. А в шестнадцатом веке на территории Музеона находилось татарское посольство и обширные луга, где паслись лошади.

В девятнадцатом веке эта местность вошла в историю благодаря купцу Павлу Рябушинскому, который открыл здесь ткацкую мануфактуру, а также семье Третьяковых. Последние были людьми настолько состоятельными, что выкупили на Крымском Валу огромнейший участок земли: построили дома, бараки, рынок, склады. Здесь же в 1830-х родились и выросли коллекционеры Павел и Сергей Третьяковы. Что любопытно, только первый каменный этаж их дома в Первом Голутвинском переулке уцелел до наших дней. Сейчас там идет масштабная реконструкция, а через пару лет откроется музей.

Эту скульптуру увидел в Музеоне, в Москве и вспомнил одну историю. Между прочим, тоже героическую. Про сандалии.
Как-то летом, приехали родственники. Родители решили отвезти их на Мамаев курган. В моем детстве родственников возили обычно в два места, - на дачу и Мамаев курган. Меня тоже было решено взять. Но сначала принарядили, - шортики, белые носки, пилотка. Умыли и стерли зеленку на коленках. В довершении к выходному наряду, мама достала праздничные, черные, лакированные сандалии и велела надеть. В этих сверкающих, импортных ботах я год назад танцевал на выпускном в детском саду и с тех пор они лежали в шкафу. На особый, какой-нибудь торжественный случай. В новенькой коробке. Ну вы в общем знаете как это бывает.
Я надел эти сандалии и с радостью спрыгнул со стула...
Крик еле удалось сдержать, а град слез, заменило частое моргание. Туфли жали. Свирепо и беспощадно. Они отнимали все ощущения жизни, кроме трагедии быть обутым в них. Я смотрел на блестящее чудо сверху и мне хотелось снять и радостно зашвырнуть их в окно.
Тут мама критически меня оглядела и с подозрением спросила:
- Жмут сандалии?
- Нет, нет! - я испугался, что меня не возьмут с собой и неистово замотал головой, - нет, нет.
В общем поехали. При входе на Мамаев курган, как водится сфотографировались. Хорошо помню эту фотографию в альбоме у родителей. У всех радужные, освещенные летним солнцем, счастливые лица и только один мальчик в пилотке, стоит и с ненавистью сморит на свои красивые сандалии...
Мамаев курган, на маленького, да и впрочем как и на большого человека, производит ошеломляющее впечатление. Я тут был уже не в первый раз, но все равно, сразу со входа, фундаментальность ансамбля захватывало мое воображение,
Я ходил озирался, рассматривал барельефы, огромные плиты под ногами, скульптуры. Все это было величественным, огромным и каким-то нечеловеческим. Это были мои Тадж Махал и египетские пирамиды, собор святого Петра и Колизей. Я не мог осознать, что это все сделано человеческими руками и разумом, и скорее поверил в творение богов и вечность этого монумента. Но вот сандалии...Они сводили меня с ума. Я уже готов был сдаться, снять их и поставить всем ультиматум и родителей в неудобное положение перед гостями.
Тут мама показала мне вот эту композицию и сказала, что она называется "Стоять насмерть". Я почему-то решил, что это про меня. И про мои сандалии.
"Насмерть!" -решил я.
В общем сандалии жали. Ноги подкашивались. Но я был скульптурой. Монументальной.
В зале Воинской славы, я немного отвлекся, - на стенах со списками погибших, я осторожно искал свою фамилию. Мне казалось, что найдя ее, я каким-то образом приобщусь к подвигу этих людей, стану частью человеческого величия. Но фамилии моей не было, я вздыхал и искал другие знакомые фамилии. Знакомых фамилий тоже было немного и мне оставалось только наслаждаться собственным героизмом борьбы с блестящими туфлями.
Высота 102, более известная как Мамаев курган постепенно превращалась и в мою личную битву. Битву со сверкающим, черным, импортным злом, с округлыми носами.
Мы еще достаточно долго ходили по мемориалу, поднимались к Родине - матери и спускались обратно. Отец рассказывал гостям, как он учась в автошколе, возил землю для строительства на этот курган, как тут все было изрыто следами войны и засыпано хлоркой, - от запахов человеческой смерти.
Все грустнели. А я шел на деревянных ногах, с каждым шагом представляя себя защитником Сталинграда, а лакированные сандалии, были моими немецко - фашистскими захватчиками.
Потом гости смеялись папиным рассказам, как его самого молодого, строители послали за водкой и он, дабы успеть в магазин до закрытия, поехал на грузовике вниз, прямо по ступенькам главной аллеи. Я тоже слушал эту историю, но его подвиг мне казался незначительным, по сравнению с тем героизмом, который происходил прямо у них под носом. А конкретно с мальчиком в чистых шортах, белой пилотке и чертовых, черных туфлях с блестящей застежкой.
Когда наконец поехали домой, я был практически в обмороке. Ноги онемели по самые коленки и казалось, что если я сниму сандалии, мир должен обязательно взорваться шумными аплодисментами и по небу должна сверкать огромная радуга.
Но сил не хватило. Поднимаясь по лестнице в квартиру, ноги отказали и я упал. Безвозвратно. Папа втащил меня на руках и положил на диван. Мама вскрикивала, что перегрели ребенка на солнце и бежала за мокрым полотенцем...
Когда сняли с меня сандалии, все замерли. Белые носки были в крови, ступни синего цвета, а мое лицо, - в цвет нарядной пилотки. Поняли все сразу. Ну почти все. Остался один вопрос, - Зачем? Его мне и задали, когда перебинтовывали ноги.
- Стоять насмерть! - ответил я и сделал героическое лицо.
Папа смеялся, мама вздыхала и выражала сомнение, что это ее ребенок.
Туфли выбрасывать конечно же не стали и они достались младшему брату, не те были времена, что бы разбрасываться лакированными, импортными вещами. А мне осталось знание, что тесные сандалии,- это даже подлее изюма с косточками... хотя это уже другая история.