Испания

Забайкальский край: столица, районы, развитие. Забайкалье Сколько жителей в забайкальском крае

Народы Забайкалья

Много тайн хранит в себе история Забайкалья. Есть мнение, что изначально на этих территориях жили динлины (дословно - ездящие на высоких телегах). Упоминания о них присутствуют в китайских летописях.

Динлины

Динлины имели с точки зрения китайцев высокий рост, светлую кожу, светлые глаза, светлые волосы, прямой или с горбинкой нос.
Это были воины и кочевники, не создавшие своего государства. С китайцами динлины имели торговые отношения - несколько раз в год в определенных местах производили обмен скота и добытой пушнины на продукты земледелия и другие нужные вещи. Динлины поклонялись солнцу, луне, земле, горам, лесам, водам. Воины динлинов имели бронзовое оружие, только щиты были сплетены из прутьев.
Динлины почти 500 лет властвовали на этих территориях, но были изгнаны племенем хунну, пришедшим из степей южнее пустыни Гоби. От динлинов на землеЗабайкалья осталась так называемые плиточные могилы. Например, в Агинском районе, недалеко от села Будулан, в пади Анхабай, обнаружено захоронение, в котором число погребенных - более 300 человек. Есть и одиночные могилы, например, у озера Кенон.

Хунну или гунны

Это древние племена кочевников, выходцы из Центральной Азии. Хунны создали империю, простиравшуюся от Тянь-Шаня на Западе до Хингана на востоке, от Байкала на севере до Гоби на юге. Это именно от них китайцы защищались стеной. Именно они, в период своего упадка и раскола, дали начало «великому переселению народов» и дошли до Европы. Господство хунну продолжалось около 200 лет.
На территории Забайкалья от хуннов остались многочисленные памятники - города, захоронения, места стоянок. Археологические исследования ведутся по сей день.

Сяньби и тоба

После ухода динлинов в Забайкалье перекочевали из Маньчжурии племена сяньби и тоба, которые поселились в этих местах, постоянно восставали против хунну и сыграли важную роль при разрушении и падении империи хунну.

Буряты

Буряты считаются коренным народом Забайкалья. После распада империи Чингисхана множество кочевых племен жило в этих местах. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по поводу бурятского этноса. Есть версия, что выделение бурятского этноса из монгольского происходило где-то в 12-13 веках. Есть и другое мнение, - бурятами эти племена стали называться в 17 веке при установлении границ Российской империи, которые отделили эти племена от Монголии.
Буряты делились на кочевых и оседлых, жили в юртах, занимались скотоводством. Культура и традиции этого народа имеют очень много общего с монгольскими. После включения в состав Российской империи связи с Монголией начали прерываться, и стала формироваться отдельная бурятская культура. По вероисповеданию буряты - буддисты или православные христиане. Буддизм получил распространение среди бурят в 18 веке благодаря буддийским проповедникам из Монголии и с Тибета.

Эвенки

Эвенки - также один из коренных народов Забайкалья. Другие названия - орочён и тунгусы. Эвенки, как и буряты, принадлежат к монголоидной расе. Существует несколько теорий о происхождении этого этноса. В том числе есть мнение, что предки эвенков жили в районах реки Селенги и Восточных Саян еще в эпоху неолита. К 20 веку многие эвенки в Забайкалье называли себя бурятами и говорили на бурятском языке.

Также в Забайкалье издавна жили якуты, тувинцы и другие народы. С начала освоения края русскими первопроходцами и до сегодняшнего дня национальный состав Забайкалья сильно изменился. Сегодня большинство населения Забайкалья составляют русские (89,9%) и буряты (6,8%). Также здесь живут украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, киргизы, белорусы, узбеки и эвенки, но численность каждого из этих народов - менее процента от общего количества населения.

До освоения русскими забайкальских земель здесь большую часть населения составляли коренные народы, буряты и эвенки (тунгусы). Сегодня доля этих коренных самобытных народов в национальном составе жителей Забайкальского края составляет соответственно: буряты – 6,8%, эвенки – 0,1%.

Буряты

Сегодня в Забайкальском крае проживает 73 941 бурятов, что составляет в общем количестве жителей 6,8%. Буряты – это типичный монголоидный народ, говорящий на своем бурятском языке. Монголоязычные племена в Забайкалье еще до середины XVII столетия не отделяли себя от монгольского этноса.

Объединение племен эхиритов, булагатов, хори, хонгодоров, ойротов, хахла- монголов в бурятский этнос началась только в составе Русского государства. Граница империи отделила эти племена от остального монгольского мира, и они в развивались обособленно. Постепенно распространилось общее название весьма разнородного народа «буряты», и формировалось этническое самосознание.

На появление слова «бурят» ученые рассматривают разные версии, но наиболее вероятной является трактовка от древнетюркского «бури», что означает «волк», соответственно «бури-ата» можно перевести как «отец-волк», ведь некоторые древнейшие рода среди этого народа считали волка своим прародителем.

Буряты возводят свой древнейший исторический путь к легендарному народу хуннам, но специалисты склонны считать, что предками основных родов бурятов являлись именно древние динлины. Впервые исторические записи о динлинах появляются в письменных источниках, относящихся к IV – III вв. до н. э, там говорится о покорении динлинов могущественным ханом хуннов Модэ. Но вскоре с ослаблением власти в хуннском государстве динлины отвоевали назад свои территории. Такие споры хуннов и динлинов за территории продолжались веками с переменным успехом.

Также веками древние буряты под разными именами динлинов, гаогюй, огуров и позже «теле» отстаивали свои исконные территории в борьбе с жужанями и другими тюркскими племенами. С падением в 555 году н. э. Жужаньского каганата позволило некоторым из племен «теле» в составе Тюркского каганата поселиться на землях близ Байкала и монгольской реки Керулен.

Сменялись государства центрально-азиатские каганаты и могущественные правители-каганы, но большинство древних предков бурят «теле», «хойху», «тогуз-огузы», «басмалы» «карлуки» не уходили уже далеко от родных земель, вступали в союзы для противостояния завоевателям.

После присоединения к Российскому государству забайкальские буряты долго вели себя неспокойно, нападали на ясачные казачьи отряды и царские посольские миссии. Бесчинствовали и казаки в отношении непокорных племен. И лишь после обращения забайкальских бурят в 1702 году лично к Петру I, земли на восточном берегу Байкала были юридически закреплены за коренными племенами.

Позже, начиная с 1766 года, буряты стали участвовать в защите государственных границ империи, из коренных жителей сформировали 4 полноценных полковых соединения для ведения караула на Селенгинской границе. Эти полки реформировали только в 1851 году с организацией единого Забайкальского казачьего войска.

Тогда же началась консолидация отдельных родов бурятов, близких по языковым признакам и культуре. И только в XIX столетии начинает складываться при вовлечении бурятских родов в экономическую деятельность единый бурятский этнос. Издавна основными верованиями бурят является традиционный шаманизм, называемый также тенгианством, буддизм гелугпа или так называемая «желтая вера», в нем в единое учение ассимилировались основные культы добуддийского времени.

С признанием официально в 1741 году буддизма одной из религий здесь был построен Тамчинский дацан. Началось развитие национальной науки, литературы и самобытного искусства, распространение письменности. Формировалась национальная психология, нормы нравственность и образа жизни большинства бурят. В отстроенных до революции 48 дацанах заработали школы философии, переводились, издавались и печатались разные книги, развивалось богословие.

После Октябрьской революции организовано этническое государство Бурят-Монголия. Впоследствии в 1921 году его преобразовали в одноименную автономную область. Область была в составе Дальневосточной республики. В 30-е годы местная община буддистов практически перестала работать. И только в 1946 году снова открыли главные Агинский и Иволгинский дацаны.

Среди единого этноса забайкальских бурят различают обособленные этно-хозяйственные группы баргузинских, селенгинских, агинских, хоринских и закаменских бурят. До середины 30-х годов буряты пользовались старо-монгольским письмом, затем до 1939 года письменностью на основе латиницы, позже письменностью на основе кириллицы.

Высшим божеством в местном шаманизме является Хухэ Мунхэ Тенгри, олицетворяющий мужское начало, населенного богами Вечного Синего Неба. Земля в понимании бурят олицетворяет женское божественное начало. Боги-небожители когда-то в правление Асаранга-тенгри были едиными. В результате борьбы за власть на Небе Ата Улана и Хурмаста, боги поделились на 55 добрых, и соответственно 40 злых.

Эвенки

Самоназвание народа «эвенкил», признанное самостоятельным этнонимом только в 1931 году, относится ко второму из местных народов Забайкалья. Старинным именованием данного народа было «тунгусы», обособленные этнические группы тунгусов описаны исследователями сибирских земель, как солоны, манегры, бирары или орочены.

Сегодня в Забайкалье проживает 1492 эвенкийских жителей, что составляет 0,1% от населения края. Говорят они на своем эвенкийском языке, он относится к тунгусо-манчжурским языкам среди алтайской семьи. Язык сильно разделен на крупные диалекты и местные говоры.

У эвенков здесь мало чисто , они проживают обычно в одних селах с бурятами, якутами и преобладающими среди населения русскими. Их древнейшими предками ученые считают проживавший в Забайкалье в V-VII вв. н. э. народ увань. По-видимому, увани тоже не были старожилами забайкальских степей, а пришли сюда с юга.

В XVII веке 36135 тунгусов добровольно вошли в Русское государство. В 1761 году для охраны границы государства сформирован из пятисот тунгусов казачий полк, им командовал старшина. Многие эвенки из него вошли впоследствии в Забайкальское казачье войско.

У эвенков издавна практиковался шаманский обряд воздушного погребения, он часто встречается у народов, живущих близко к природе. Еще А. Н. Радищев как-то писал об эвенках-тунгусах, что это дикий народ, но их вид стройнее и опрятнее других лесных народов. Он писал о тунгусах, что у них есть обычай подчевать гостей лучшим, что есть и умертвляют того, кто плохо ответит на приветствия угощающего.

Для тунгусов характерно традиционное природо-ресурсное ведение хозяйства, товарная охота на пушного зверя и кочевое, вьючно-верховое разведение оленей. Так называемый «верховой олень» является отличительной особенностью эвенков. Группа так называемых «конных» тунгусов издавна разводила лошадей, верблюдов и овец. Рыболовство здесь имело также промысловое и товарное значение. Дома эвенки обрабатывали шкуры, ковали железо, женщины изготовляли бытовые изделия из бересты.

Забайкальские эвенки часто от кочевого скотоводства переходили целыми родами к нормам оседлой жизни и хлебопашеству, разводили крупнорогатый скот. Сегодня тунгусы сохранили многовековые традиции, разведение оленей и промысловую охоту. В 30-е годы государством создаются коллективные оленеводческие хозяйства, возводились этнические поселки, развивалось землепашество, выращивание овощей и картофеля, ячменя и овса.

Традиционными видами пищи среди эвенков за многие столетия стали мясо диких и домашних животных, рыба, молоко оленей, грибы и лесные ягоды, дикие виды лука, трав и чеснока. От русских эвенки взяли технологию печеного хлеба, кислого теста и пресных лепешек. Любимым напитком был чай на степных и таежных травах, часто с молоком и солью.

Летом эвенки объединялись для коллективного выпаса оленей и летние стойбища в это время насчитывали до 10 и более чумов. Тогда же проводилось большинство национальных и родовых праздников. Наблюдалось распределение результата труда среди членов общины, гостеприимство и взаимовыручка. Имущество в родах наследуется по линии мужчины.

Престарелые родители по обычаю проживали с младшими сыновьями, при женитьбе за невесту надо дать выкуп или отработать необходимое время в интересах ее семьи. В зажиточных семьях нередко встречалось по нескольку жен. Поклонялись эвенки родовым и природным духам, тотемным животным, придерживались традиционного шаманизма. Испокон веков среди тунгусов прижились элементы так называемого праздника Медведя, определенные ритуалы и табу, связанные с разделыванием и приготовлением убитого на охоте медведя, употреблением его мяса, последующим захоронением костей животного.

Христианское миссионерство и буддизм, начиная с XVII столетия, сильно повлияли на мировоззрение и культы тунгусов. В богатом фольклоре эвенков преобладали непродолжительные песни-импровизации, сказки о птицах и животных, мифы, исторические эпосы и предания. Каждая из групп тунгусов имела своих мифологических и эпических героев.

Эвенки любят хоровод, исполняющийся часто под импровизированные песни, спортивные состязания. Развивалось искусство резьбы по кости и дереву, у женщин художественная вышивка шелком и бисером, теснение по бересте, аппликация вещей быта тканями и мехами.

|
население забайкальского края на, население забайкальского края россии
Общая численность населения края по составляет 1 087 452 чел. (2015). Плотность населения - 2,52 чел./км2 (2015). Городское население - 67,37 % (2015).

  • 1 Численность населения
  • 2 Демография
  • 3 Городское и сельское население
  • 4 Населённые пункты
  • 5 Возрастной состав
  • 6 Национальный состав
  • 7 См. также
  • 8 Литература

Численность населения

Численность населения
1959 1970 1979 1989 1990 1991 1992 1993
1 036 387 ↗1 144 918 ↗1 233 435 ↗1 377 975 ↘1 320 562 ↘1 317 948 ↘1 307 810 ↘1 283 764
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
↘1 269 690 ↘1 256 389 ↘1 247 668 ↘1 234 397 ↘1 219 795 ↘1 207 030 ↘1 192 819 ↘1 178 824
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
↘1 155 346 ↘1 152 596 ↘1 143 876 ↘1 135 721 ↘1 128 238 ↘1 122 104 ↘1 118 931 ↘1 117 030
2010 2011 2012 2013 2014 2015
↘1 107 107 ↘1 106 155 ↘1 099 396 ↘1 095 169 ↘1 090 344 ↘1 087 452

Демография

Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
18,0 ↗21,2 ↗21,3 ↘20,5 ↘16,7 ↘12,2 ↘11,3 ↘11,0 ↗11,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘10,9 ↗11,1 ↗11,7 ↗12,3 ↗13,5 ↗13,8 ↘13,5 ↗13,9 ↗14,9
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗15,9 ↗15,9 ↗15,9 ↘15,4 ↗16,1 ↘15,9 ↗16,0
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
7,4 ↗8,4 ↗9,5 ↘9,2 ↘8,7 ↗12,8 ↘12,4 ↘12,0 ↘11,6
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↗13,6 ↗13,7 ↗14,4 ↗15,2 ↗16,8 ↗17,1 ↗17,2 ↘15,5 ↘14,4
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↘14,3 ↘13,7 ↗13,8 ↘13,2 ↘13,0 ↘12,5 ↘12,4
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
10,6 ↗12,8 ↘11,8 ↘11,3 ↘8,0 ↘-0,6 ↘-1,1 ↗-1,0 ↗0,1
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘-2,7 ↗-2,6 ↘-2,7 ↘-2,9 ↘-3,3 ↗-3,3 ↘-3,7 ↗-1,6 ↗0,5
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗1,6 ↗2,2 ↘2,1 ↗2,2 ↗3,1 ↗3,4 ↗3,6
при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
66,8 ↗67,0 ↘65,5 ↘61,5 ↘59,7 ↗61,5 ↗62,3 ↗63,3 ↗64,2
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘61,7 ↘61,5 ↘60,3 ↘59,8 ↘59,7 ↘59,3 ↗59,3 ↗61,4 ↗63,0
2008 2009 2010 2011 2012 2013
↗63,8 ↗64,7 ↗64,8 ↗65,8 ↗66,2 ↗67,1

Городское и сельское население

Годы Всё население В том числе сельское % городского населения
1939+ 963,2 565,1 41
1970+ 1144,9 487,1 57
1990 1320,6 477,3 64
1995 1256,4 457,7 63,1
2000 1192,8 434,2 63,6
2002+ 1155,3 416,8 63,9
2005 1135,7 415,1 63,5
2006 1128,2 413,5 63,3
2007 1122,1 410,2 63,5

Плюсом (+) обозначены года переписи населения.

Населённые пункты


Населённые пункты с численностью населения более 5 тысяч человек

Забайкальск ↗12 917
Балей ↘11 696
Первомайский ↘11 398
Горный ↘11 547
Хилок ↘10 969
Могойтуй ↘10 900
Атамановка ↘10 619
Новокручининский ↗10 360
Ясногорск ↘7558
Оловянная ↘7755
Приаргунск ↘7383

Возрастной состав

Национальный состав

Национальный состав населения региона по данным переписей населения 2002 и 2010 годов

2002
год
%
от
всего
%
от
указав-
ших
националь-
ность
2010
год
%
от
всего
%
от
указав-
ших
националь-
ность
Всё население 1155346 100,00% 1107107 100,00%
Русские 1037502 89,80% 90,01% 977400 88,28% 89,91%
Буряты 70457 6,10% 6,11% 73941 6,68% 6,80%
Украинцы 11843 1,03% 1,03% 6743 0,61% 0,62%
Татары 8159 0,71% 0,71% 5857 0,53% 0,54%
Армяне 3594 0,31% 0,31% 3943 0,36% 0,36%
Азербайджанцы 2129 0,18% 0,18% 2045 0,18% 0,19%
Киргизы 532 0,05% 0,05% 1634 0,15% 0,15%
Белорусы 2973 0,26% 0,26% 1544 0,14% 0,14%
Узбеки 655 0,06% 0,06% 1515 0,14% 0,14%
Эвенки 1492 0,13% 0,13% 1387 0,13% 0,13%
Башкиры 1228 0,11% 0,11% 968 0,09% 0,09%
Таджики 375 0,03% 0,03% 964 0,09% 0,09%
Чуваши 1271 0,11% 0,11% 792 0,07% 0,07%
Немцы 1294 0,11% 0,11% 750 0,07% 0,07%
Китайцы 295 0,03% 0,03% 632 0,06% 0,06%
Молдаване 827 0,07% 0,07% 613 0,06% 0,06%
Казахи 535 0,05% 0,05% 570 0,05% 0,05%
Даргинцы 589 0,05% 0,05% 527 0,05% 0,05%
Мордва 749 0,06% 0,06% 429 0,04% 0,04%
Марийцы 496 0,04% 0,04% 349 0,03% 0,03%
Удмурты 498 0,04% 0,04% 336 0,03% 0,03%
Грузины 366 0,03% 0,03% 304 0,03% 0,03%
Корейцы 365 0,03% 0,03% 256 0,02% 0,02%
Цыгане 313 0,03% 0,03% 243 0,02% 0,02%
Аварцы 249 0,02% 0,02% 214 0,02% 0,02%
Тувинцы 274 0,02% 0,02% 214 0,02% 0,02%
Лезгины 296 0,03% 0,03% 206 0,02% 0,02%
Евреи 334 0,03% 0,03% 199 0,02% 0,02%
Поляки 307 0,03% 0,03% 182 0,02% 0,02%
Чеченцы 226 0,02% 0,02% 177 0,02% 0,02%
Якуты 206 0,02% 0,02% 163 0,01% 0,01%
Алтайцы 129 0,01% 0,01% 160 0,01% 0,01%
Осетины 196 0,02% 0,02% 159 0,01% 0,01%
Вьетнамцы 13 0,00% 0,00% 153 0,01% 0,01%
Литовцы 190 0,02% 0,02% 130 0,01% 0,01%
Ингуши 131 0,01% 0,01% 117 0,01% 0,01%
Кумыки 127 0,01% 0,01% 116 0,01% 0,01%
Хакасы 92 0,01% 0,01% 106 0,01% 0,01%
Монголы 58 0,01% 0,01% 84 0,01% 0,01%
Гагаузы 65 0,01% 0,01% 60 0,01% 0,01%
Болгары 101 0,01% 0,01% 55 0,00% 0,01%
другие 1122 0,10% 0,10% 889 0,08% 0,08%
всего указали 1152653 99,77% 100,00% 1087126 98,20% 100,00%
не указали 2693 0,23% 19981 1,80%

См. также

  • Забайкальский край
  • Население

Литература

  • Кулаков В. С. «География Забайкальского края» Учебное пособие.- Чита: Экспресс издательство, 2009. ISBN 9785956601266
  • «Читинской области - 70 лет» Чита, 2007.
  1. 1 2 Оценка численности постоянного населения на 1 января 2015 года и в среднем за 2014 год (опубликовано 17 марта 2015 год). Проверено 18 марта 2015. Архивировано из первоисточника 18 марта 2015.
  2. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2015 года и в среднем за 2014 год (опубликовано 17 марта 2015 год)
  3. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Проверено 10 октября 2013. Архивировано из первоисточника 10 октября 2013.
  4. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Численность наличного населения городов, поселков городского типа, районов и районных центров СССР по данным переписи на 15 января 1970 года по республикам, краям и областям. Проверено 14 октября 2013. Архивировано из первоисточника 14 октября 2013.
  5. Всесоюзная перепись населения 1979 г.
  6. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Численность постоянного населения на 1 января (человек) 1990-2010 года
  8. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  9. Итоги Всероссийская перепись населения 2010 года. 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов – районных центров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи человек и более. Проверено 14 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 14 ноября 2013.
  10. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано из первоисточника 31 мая 2014.
  11. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. - М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. - 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013.
  12. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2014 года. Проверено 13 апреля 2014. Архивировано из первоисточника 13 апреля 2014.
  13. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
  14. 1 2 3 4
  15. 1 2 3 4
  16. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5.13. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по регионам Российской Федерации
  17. 1 2 3 4 4.22. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  18. 1 2 3 4 4.6. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  19. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2011 года
  20. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2012 года
  21. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2013 года
  22. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2014 года
  23. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5.13. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по регионам Российской Федерации
  24. 1 2 3 4 4.22. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  25. 1 2 3 4 4.6. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  26. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2011 года
  27. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2012 года
  28. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2013 года
  29. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2014 года
  30. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет, год, значение показателя за год, все население, оба пола
  31. 1 2 3 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  32. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 18.1 Оценка численности постоянного населения Забайкальского края на 1 января 2011-2015 годов (по краю, районам, приравненным к районам Крайнего Севера, муниципальным образованиям)
  33. 1 2 3 4 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Проверено 2 августа 2014. Архивировано из первоисточника 2 августа 2014.
  34. Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения Забайкальского края по городским округам, муниципальным районам, городским и сельским поселениям, городским населенным пунктам, сельским населенным пунктам. Проверено 11 сентября 2014. Архивировано из первоисточника 11 сентября 2014.
  35. Приложения // География Забайкальского края / В.С. Кулаков. - Чита: Экспресс-издательство, 2009. - С. 284-288. - 308 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-9566-0126-6.
  36. 4. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации // Всероссийская перепись населения 2010 года

население забайкальского края латвии, население забайкальского края на, население забайкальского края россии, население забайкальского краят

Население Забайкальского края Информацию О

1.1. Истоки

Сибирь, явилась колыбелью для многих сибирских родов, фамилий, семей. Наверное, в каждом сибирском роде отражается история самой Земли, история ее заселения. Здесь смешались исконно русские, пришедшие в Сибирь в разное время и разными путями с местным населением – бурятами, тунгусами и пограничными монгольскими племенами. И в этот котел добавилась западная закваска – поляки, литовцы, латыши, которых ссылали в Сибирь после каждого восстания против русского царя.

У каждой сибирской семьи свои истоки, своя история, свои легенды. В нашей семье смешались русская, монгольская и польская кровь. Среди русских предков были забайкальский казак и вятский крестьянин. Смешались совершенно разные языки, религии, культуры, обычаи, привычки. Поэтому прежде, чем говорить о семье, я хочу рассказать об ее истоках.

Может быть, одному читателю что-то покажется абсолютно лишним, другого, напротив, заинтересует. Я не пишу историю народов – я пишу историю семьи. Но в каждом из нас живет наше прошлое. Мы – дети своей Земли и ее истории.

Поэтому начинать приходится с устройства места, где возникло явление, в данном случае семья Титляновых.

Наше родовое место – станица Акша на реке Онон относится, согласно административно-территориальному делению сегодняшней России к Забайкальскому краю, по-старому – к Забайкалью.

1. 2. Природа Забайкалья

Забайкалье – большая страна, которая простирается почти на 1000 км с севера на юг и более, чем на 1000 км с запада на восток от берегов Байкала до слияния рек Шилка и Аргунь, вплоть до границы с Китаем и Монголией.

В Забайкалье чередуются горные хребты и межгорные котловины, вытянутые в северо-восточном направлении. Климат Забайкалья резко континентальный: зима продолжительная и суровая, лето умеренно теплое, осадков выпадает сравнительно немного (250−300 мм в год). Наиболее обделены осадками днища котловин. Больше всего выпадает осадков во второй половине лета. Зима почти бесснежная. В днищах котловин высота снежного покрова 10−15 см, но на высоких хребтах снега бывает много (высота снежного покрова может достигать здесь 150 см).

В Забайкалье проходит часть главного водораздела между бассейнами Северного Ледовитого и Тихого океанов; наиболее крупные реки – Витим, Олекма, Селенга, Шилка, Аргунь. Питание рек дождевое и на период летних дождей приходится 50−80% годового стока. Нередки здесь и катастрофические паводки.

Суровая страна Забайкалье, но красивая. Основная ее часть расположена в зоне тайги, которая на юге сменяется лесостепью и степью. Лесостепи приурочены к среднегорьям до высоты 1000−1200 м. здесь лиственнично-березовые и осиновые леса чередуются с пижмово-разнотравными и разнотравными степями. На юго-востоке Забайкалья раскинулись Даурские степи. Только там я видела неописуемую степную красоту: голубые от расцветших ирисов, красно-желтые красодневные и ярко-желтые пижмовые степи. Но в основном Даурские степи злаковые: ковыльные, вострецовые, по склонам злаково-кустарничковые.

В любое время года хороши степи. Открытое небо, широчайший простор без преград, пьянящее, как дурман шальные степные ветры и то пушистый, то жесткий ковер травы под ногами.

По этим степям мчалась верхом моя прапрабабушка – монголка, здесь пасла табуны ее дочь (бабушка моего отца), по этим степям в гражданскую войну неслась лихая конница и атамана Семенова и красных партизан. И в каком-то эскадроне партизан скакал с оружием в руках молодой парень – Антонин Титлянов. Эти степи увидела я, впервые выехав в экспедицию. Случайность? Совпадение? Закономерность? Я верю в случай, по-моему, он звено неотвратимости.

1.3. Коренное население Забайкалья

Коренное население Забайкалья – буряты, эвенки (тунгусы), а также кочевавшие здесь монголы. Буряты Забайкалья считали себя монголами. Селингинские буряты утверждали, что они чистейших кровей потомки Чингиз-хана или его брата. Агинские же буряты называли себя потомками князя Барту. Большинство исследователей считают, что буряты – древнейшие аборигены Забайкалья и лишь незначительная их часть – выходцы из Монголии.

Забайкальские буряты были скотоводами. Они совершали постоянные кочевки: летом на открытые места, где дуют ветры, относящие мошку и оводов, осенью – на выкошенные летом луга и острова в долинах рек, зимой – в защищенные от ветра места, где скот питается ветошью, весной – на склоны, где раньше всего стаивает снег.

Верование забайкальских бурят – ламаизм – одна из сект буддизма. Как писал Поддубный , никто из бурят, кроме лам, не знает молитв, службы и обрядов. Участие народа в молитве заключается в торжественном настроении, множестве поклонов, в приношениях богам и ламам и, наконец, в бормотании непонятных для них слов и фраз из буддийских молитвенников.

Буряты живут улусами в 10−20 юрт или зимовьев, принадлежащих лицам одного рода. Каждый бурят имеет одну-две юрты, несколько деревянных стаек (место для скота), два-три небольших дворика и иногда бревенчатый амбар для сохранения зерна и запасов.

У бурят единоженство. Положение женщин и мужчин не одинаковое. Женщины пользуются свободой и самостоятельностью, но они целый день в трудах, на них все заботы и работы по хозяйству. Мужчина же, как истый номад, отличается крайней непоседливостью. Его так и тянет в другой улус – повидать знакомых, узнать новости, а часто он едет вообще без всякой цели в другой улус и даже в город.

Тунгусы (они же эвенки) в Забайкалье живут в тайге, они великолепные охотники и знатоки тайги. Тунгусы отличаются честностью, веселостью, остроумием и добродушием. Всякое событие в жизни тунгусов ознаменовывается танцами. Эвенки числятся православными, но на деле они по-прежнему язычники, шаманисты. С принятием христианства многоженство не устранилось, но лишь богатые имеют две-три жены. Главное занятие забайкальских эвенков – звероловство и рыболовство [Поддубный, 1914].

1.4. Русское население Забайкалья

Первыми русскими поселенцами Забайкалья были казаки-землепроходцы. В средние века русским, как и многим другим крупным и сильным народам, не сиделось на месте.

По захвату огромных пространств движение русских сравнимо с завоеваниями Александра Македонского, Чингиз-Хана, Батыя, по стилю движения резко отличается. Древние вожди шли во главе огромных армий. Русские продвигались по Сибири небольшими отрядами – в десятки человек, редко в сотни.

Движение русских шло в разных направлениях, но в итоге – к востоку. В конце правления Михаила Федоровича (1645 г.) несколько экспедиций уже шло к берегам Тихого океана. Одно поколение (1613−1648 гг.) прошло расстояние от р. Оби до Тихого океана, присоединив к русской короне тунгусов, якутов, бурят, дауров, коряков и др. [Азиатская Россия, 1914].

О завоевании Сибири Ермаком написано много и интересно. Мы не будем пересказывать исторические повести, а лишь напомним, что длился поход с 1581 по 1585 г., сам Ермак погиб от рук Кучума, остатки его дружины оставили Сибирь, в которую вернулись прежние владельцы. Однако дело, начатое Ермаком, не погибло. Новые отряды под начальством воевод Сукина и Мясного завершили дело, начатое Ермаком, присоединив к России земли по рекам Туре, Тоболу и Иртышу.

Наступившее после смерти царя Федора Иоанновича смутное время разрухи задержало движение русских в Сибирь. Однако по окончании смутного времени продвижение Московской Руси в Сибирь возобновилось.

Не будем останавливаться на плавании поморов по северным морям, благодаря чему был установлен прямой водный путь от Архангельска в Енисейскую Губу. Не будем рассказывать о путях частично пеших, частично водных от Оби к Енисею и далее к Лене. Нас интересует лесостепной участок в Забайкалье, освоение которого связано с движением русских к Амуру.

В 1643−1645 гг. Поярков со 130 казаками пошел с Лены по Алдану, переволокся через Становой хребет и рекой Зеей вошел в Амур. Рассказы Пояркова о том, что «землицы по Амуру людны и хлебны и собольны, и всякого зверя много, и хлеба родится много, и реки рыбны» побудили старого опытовщика Ёрку Хабарова набрать дружину в 70 человек и с позволения якутского воеводы двинуться к Амуру. Хабаров проплыл по Амуру, вернулся и в следующий (1650) год повторил свой поход уже во главе отряда в 400 человек с тремя пушками. В отряде было 170 охотников. Дауры, жившие по берегам Амура и платившие ясак Богодойскому (т. е. китайскому) царю, оказали сопротивление. Русские заняли Албазин и поставили Ачанский городок и городок в устье р. Зеи. Однако к Ачанску подошли маньчжурские войска, которые в тот раз были разбиты русскими. Так начались войны России с Китаем из-за обладания Амуром [Азиатская Россия, 1914].

Одновременно с походами на Амур русские утвердились на Байкале и в Забайкалье. Под водительством сотника Бекетова отправили казаков «на… дальнюю службу на Иргень-озеро и на великую реку Шилку». Поход начался в 1652 г. из Енисейска и цель имел «поставить два острога в самых крепких и угожих местах, и приводить немирных землиц людей под государеву царскую высокую руку». Несколько лет ушло на выполнение этого плана. Большую часть пути шли против течения рек, тяжелые лодки с оружием и разнообразными припасами тянули бечевой. Преодолев всевозможные преграды, отряд Бекетова достиг озера Иргень, где и был поставлен Иргенский острог.

Оставив часть людей в остроге, Бекетов с основным отрядом перешел Яблоновый хребет по Иргенскому волоку, т. е. по сухому пути от оз. Иргень до р. Ингода. От Ингоды отправил Бекетов казаков во главе с Урасовым искать на р. Нерче место для другого острога. Урасов и отстроил Нелюдский (Нерчинский) острог.

Зимой казаки собрали богатый ясак и под охраной 30 человек отправили в Енисейск девятнадцать «сороков» соболей. (Сорок – это связка сорока штук соболей.) Около вновь отстроенных острогов казаки распахали и засеяли землю, положив начало земледелию за Байкалом.

1.5. Остроги

Форпостами для приобретения новых земель и хозяйственного освоения края, крепостями при нападении «иноземцев» служила система острогов. Острог – это крепостное сооружение. Внутренние строения (избы, амбары, церкви) ограждались стеной из заостренных бревен с оборонными башнями и отверстиями для стрельбы. Часто остроги ограждались рвом. Выбирая место для острогов, казаки заботились не только о возможностях дозора и обороны, но и о том, подходит ли окружающая местность для хлебопашества и скотоводства. Зимовья и остроги в Забайкалье строились на излучинах рек, мысах, островах и полуостровах.

Во второй половине XVII века в забайкальскую пограничную систему входило около 15 острогов, построенных с 1646 (Верхне-Ангарский острог) по 1700 г. (Сретенский острог). Нерчинский, Селенгинский и Удинский остроги со временем превратились в города. В конце XVII века, когда военная угроза со стороны Китая ослабла, а местное население довольно покорно перешло в подданство России, большинство острогов практически исчезло, другие превратили в тюрьмы.

1.6. Установление границы с Китаем

С теми силами, которые были у русских в XVII веке в Сибири, они дошли до пределов возможного расширения своих владений. Воевать всерьез с Китайской империей не было ни людей, ни оружия . И все-таки война с Китаем, то затихая, то разгораясь, шла около сорока лет в основном вблизи Албазина на Амуре и устья Зеи. В 1684 г. шеститысячная китайская армия, вооруженная сотней пушек, подступила к Албазину. Против китайской мощной группировки русские могли выставить лишь около двух тысяч защитников, 20 пушек и 500 пищалей. Хотя Албазин и пострадал, но китайские войска были отбиты.

Переговоры о мире проходили под Нерчинском. Русское посольство возглавлял царский посланник Ф.А. Головин. Китайская делегация явилась под Нерчинск во главе 12-тысячной армии. Вначале маньчжуры претендовали на весь Амур – от верховья до устья и на все земли, лежащие восточнее Байкала. Затем они все-таки умерили свои притязания и подписали в 1689 г. Нерчинский трактат о границе между Россией и Китаем [Азиатская Россия, 1914].

Линия границы оказалась крайне неопределенной. Основные географические ориентиры были не ясны, точных карт районов разделения не было. В связи с такой неразберихой часть территории китайцы считали китайской, а русские – русской. На рубеже XVII и XVIII веков официальная граница существовала только по реке Аргуни. К западу от Аргуни не было ни острогов, ни караулов и лишь кочевавшие в этих местах ясачные тунгусы являлись охранителями российских земель.

Между тем, торговля с Китаем требовала порядка и понимания, где же проходит граница между государствами. Ситуация обострялась претензиями Китая на всю южную часть Западной и Восточной Сибири, т. е. на установление границы по линии Красноярск-Аргунь. Для переговоров об уточнении границы Россия отправила в 1726 г. в Пекин посольство во главе с графом Саввой Владиславичем Рагузинским.

Граф приехал не один, его сопровождали и охраняли якутский пехотный полк, одна рота драгун и 200 человек Екатеринбургской охранной стражи. По требованию графа переговоры были перенесены на границу России и Монголии в район р. Бури (20 км от Кяхты). Здесь 20 августа в 1727 г. был заключен Буринский трактат, ставший составной частью Кяхтинского договора.

Граница проводилась от верховья Аргуни до Кяхты и далее до перевала Шамин-Дабата на Алтае по принципу «северная сторона Российскому империю да будет. А полуденная сторона Срединному империю да будет». Урегулирование всякого рода конфликтов на границе возлагалось на пограничную администрацию обеих сторон. Был установлен порядок торговли между Россией и Китаем. Кяхта и Монгольская слобода Цурухайту были объявлены постоянными пунктами беспошлинной торговли.

Две пограничные комиссии в составе обеих сторон занялись маркировкой границы, постановкой пограничных знаков, установлением караулов, перемещением поселений и кочевий. В размежевании участвовало около 150 служилых, часть из них «чертила» границу от Кяхты до Алтайских гор, другие от Кяхты до Аргуни. Они установили 87 маяков (земляные или каменные насыпи конической формы). К договору были приложены разменные письма с описанием демаркационной линии и перечнем маяков.

Две тысячи верст границы охранялись двадцатью пятью караулами. Расстояния между караулами составляли от 100 до 200 верст. При каждом карауле состояло 5−10 юрт (семейств) тунгусов или бурят, которым было поручено наблюдать за пограничными маяками, за переходом через границу людей и скота. В 1772 г. на границе были поселены 800 русских селенгинских, нерчинских и иркутских казаков вместе с их женами и детьми. Этим поселением завершилось образование пограничной стражи на китайской границе. Граница делилась на восемь дистанций, в пределах которых учредили 70 постов или караулов, 8 крепостей и 63 редута, при которых и поселили русских казаков [Смирнов, 2008].

Наше родовое место (р. Онон, станица Акша) по Буринскому трактату отошло от Монголии к России. Присоединенная к России территория была степной и граница терялась в степи, по которой кочевали независимые монгольские племена, недружелюбно посматривающие на русских пришельцев.

1.7. Сословное «сусло» сибиряков

После первых ручейков потоки русских в Сибирь становились все полноводнее. Первопроходцев манило не только честолюбие, но и корысть. Почин к походу принадлежал, обычно, не правительственным людям, а отдельным, часто авантюрным, личностям. Случалось, конечно, что воеводы и сами посылали на разведку служилых людей. Но чаще к воеводе, а то и к голове острога являлся «опытовщик» и просил разрешения поискать новые землицы и «неясашные» народы. Имея согласие «государева начальства», опытовщик набирал себе дружину. К нему приставали охотники-промышленники, нередко инородцы. Воеводы, дабы соблюсти казенные интересы, посылали с отрядом своих людей. Вот дружина готова и в путь!

Часть «опытовщиков» воистину были авторитетными личностями, одно их имя было залогом успеха. В отряды часто входили промышленники, были и приказчики – представители московского купечества. По-нынешнему сказать, крупный капитал инвестировал в будущее (серебро, золото и, прежде всего, меха) и не прогадывал.

Уже в XVII веке русские делились на несколько групп: служилые люди (военные), крестьяне, промышленники, посадские (жители городов, имевшие право заниматься торговлей и ремеслом) и так называемые «гулящие», которые не имели постоянной приписки к государевой службе, деревне или посаду.

Служилые люди. В Забайкалье служилые люди и их семьи, обычно, заселяли остроги. Гарнизоны острогов были малочисленны: десятки, от силы 2−3 сотни человек. Первоначально в служилые входили стрельцы и казаки. Постепенно стрельцов становилось все меньше, их место заняли служилые, попавшие в Забайкалье по Государственному переводу. Круг обязанностей служилых людей был широк: военные походы, строительство острогов, сбор ясака, поиск серебряных руд и землепашество.

Однако на первом месте всегда стояло присоединение к Российской короне новых земель и охрана границ. Служилые за свою службу получали довольство – деньги, хлеб, соль, а часть служилых наделялась пахотными угодьями.

Крестьянство. Первоначальными центрами хлебопашества были остроги, вокруг которых селились немногочисленные крестьяне. Затем все больше крестьян стало приезжать в Забайкалье. Их манила воля. На своей родине они были крепостными, в Сибири – свободными людьми. В основном они становились «пашенными» крестьянами, которые за право иметь свою землю отрабатывали «государеву десятинную пашню». В Забайкалье за десятину государевой пашни крестьянин мог пахать для себя 4−7, а то и 10 десятин (десятина равна 1,09 га). Семена для «десятинной пашни» выдавались из казны, но урожай с той пашни полностью поступал в «государевы закрома». В XVII веке крестьянское хозяйство почти полностью было натуральным. Сами изготовляли сохи, бороны, телеги, сани, дуги; шили обувь, пряли шерсть, ткали сукно. В селах работали мельницы, кузни, кожевни, которые брали у крестьян плату натурой.

Посадские люди. Посадское население (сословие) моложе крестьянского. Лишь к концу XVII века посадские стали обживать Нерчинск, Селенгинск, Удинск, т. е. крупные поселения. Посадские занимались ремеслами, торговлей, отчасти хлебопашеством. Посадские должны были отрабатывать натуральные повинности – строить дороги, мосты, амбары, мельницы, ремонтировать крепостные сооружения в острогах, в общем, делать все, что воевода прикажет.

В Забайкалье посадскими было развито кузнечное, кожевенное, плотничье, столярное, мукомольное дело; изготовление лодок, плотов. Они варили мыло и соль, курили вино, красили холстину, добывали слюду для окон. Из посадских вырастали купцы, торговавшие не только по всей Сибири, но и с Россией и с Китаем.

С каждым десятилетием население Сибири и Забайкалья возрастало. В 1897 г. население Забайкальской области составляло 672072 чел., из них русских – 442 744 чел. (66%), в 1911 г. (за 14 лет) население возросло до 868 790 чел., среди которых русских было 68%. [Турчанинов, 1914].

1.8. Формирование этнического «сплава»

Буряты и эвенки после длительного сопротивления приняли власть России и стали ясачными людьми – данниками русской казны. Ясак – это в основном пушнина. Вначале ясак не был нормирован, брали, сколько сами ясачные давали. В конце XVII века ясак стал нормированным, им облагалось все мужское население (с 18 до 50 лет). В зависимости от местных условий (степь или лес) сдавали от 1 до 6 соболей в год.

Непривычными для аборигенов ростовщическими операциями купцы и промышленники вовлекали ясачных в неоплатные долги. За долги местные теряли свои охотничьи угодья. Сопротивлялись абригены неправедному ясаку по-разному. Были и челобитные в Сибирский приказ и откочевки в труднодоступные места. Учитывая «шатость иноземцев» и малые военные силы в Забайкалье, Русское государство пыталось решать ясачные дела миром. Приведем лишь один пример – выписку из царского наказа А.Пашкову на воеводство в Даурской земле.

«А служилым людям… приказывать накрепко, чтобы они, ходячи по ясак, ясачным людям напрасных обид и налогов отнюдь никому никаких ни которыми мерами не чинили, собирали б с них государев ясак ласкою и приветом, а не жесточью и не правежем; а жесточи б им в том никакой ни чинили, и имали б с них государев ясак по скольку будет мочно, по однажды в год, а по два и по три ясака на один год не имати». [Хрестоматия по истории Читинской области, 1972, с. 33−34].

Это ж только поглядеть! «Напрасных обид и налогов отнюдь никому никаких ни которыми мерами не чинить!».

Правительство смотрело на ясачных, как на подданных наравне с русскими. Их судили по тем же законам, не препятствовали ни верованиям, ни обычаям, ни внутреннему устройству общества. Русские власти включили бурятские и эвенкийские общины в государственную систему, признав общины низшим звеном управления и в их внутренние дела не вмешивались.

Две причины способствовали миру в складывающемся забайкальском обществе. Первая – отсутствие у русских заинтересованности в вытеснении местных племен с их исконных территорий, так как эти территории не были годны для хлебопашества.

Вторая причина – местные женщины, вошедшие в русские дома. Русские землеискатели находились в постоянной борьбе с суровой природой и враждебными племенами аборигенов. Надеяться можно было только на себя. Тут и ковались железные характеры – неустрашимость, решительность, находчивость, смелая предприимчивость.

Все умели эти мужики: и неприятеля отбить, и зверя завалить, и дом построить, и землю вспахать, и хлеб с нее собрать. Но дом – не дом без семьи. А женщин русских в Сибири почти что и не было. Правительство предпринимало свои меры: посылало женщин из России, приказывало крестьянам выдавать своих дочерей за ссыльных, и даже деньги за это платило и отцам, и дочерям (приданое), и мужу. Но, в конце концов, указом в 1825 г. было повелено местным властям покупать девушек у инородцев. Так и вошли хозяйками в русские дома самостоятельные бурятки, добродушные тунгуски, своенравные монголки. Браки русских с инородцами совершались во множестве и до 1825 г. От смешанных браков с бурятами и монголами в Забайкалье появилось потомство смуглое, черноволосое, черноглазое, иногда с правильными чертами лица, иногда скуластое и узкоглазое. Вот, наверное, эта бегающая по дворам и скачущая на конях смугловатая детвора то курносая и светлоглазая, то скуластая и узкоглазая и была тем основным клеем, который крепил образующееся особое забайкальское население, связывая кровными узами русских с инородцами, и был основой мирных отношений и взаимных хозяйственных интересов. Мужики-то русские, а бабы – то ли монголки, то ли бурятки, то ли тунгуски.

1.9. Семейные легенды

Кроме исторических хроник, бесценным источником родословных служат семейные легенды. Откуда они появляются? Их рассказывают внукам бабушки, гораздо реже мамы и папы своим дочерям и сыновьям. Эти легенды иногда находят свое подтверждение в старых дневниках, в письмах, старинных фотографиях, в сохранившихся старинных вещах, иногда – в фамильных драгоценностях и именном оружии. Ничего материального (кроме одной фотографии столетней давности), что подтвердило бы семейные легенды, в нашей семье не сохранилось. Остались лишь в моей памяти рассказы бабушки – Александры Константиновны и моего отца – Антонина Андреевича. С бабушкой мы жили на Камчатке, куда мои родители уехали работать в 1935 г. Место работы – маленькая опытная станция в 12 км от села Мильково (ныне Елизарово). Когда мы приехали, дом, в котором мы должны были жить, был не достроен – не было даже пола. Родители сами достраивали его – отец настелил полы, мама оштукатурила стены. Было уже холодно и для нас построили землянки. В землянке топилась печка, на которой бабушка готовила еду, было тепло и уютно. Родители ночевали в другой землянке, потом в новом доме, где было очень холодно, а мы с бабушкой так и жили всю зиму в землянке и спали на большом топчане.

После ужина, когда родители уходили, я садилась на скамеечку около печки или забиралась на топчан и просила бабушку: «Расскажи про старое». Было мне 5−6 лет, когда я услышала семейные легенды. Что же могло сохраниться в моей памяти? Сохранилось многое, но сколько было домыслено, допридумано маленькой девочкой с живым воображением! Конечно, я и позже, уже в школе, когда мы снова жили с бабушкой, переспрашивала, уточняла; бабушка отвечала, рассказывала что-то новое, а потом говорила: «Да забыла я многое, может и не так было, а может быть отец мне сказки вперемежку с правдой рассказывал. Еще моя бабушка-казачка мне рассказывала, так у нее часто не так выходило, как у отца. Правда-то, Аргенточка, разная, у каждого она своя». Вот эту бабушкину максиму я запомнила на всю жизнь и по длинному жизненному опыту знаю «Да, правда у каждого своя».

Через много лет, когда мне уже было около тридцати, мы поехали с отцом в тайгу и там ночью за чаем у костра он рассказал мне свою версию далекого прошлого. Отец предпочитал читать литературу историческую, интересовался историей казачества, ссылался на определенные даты. Многое сходилось, но многое и расходилось с рассказами бабушки. Из этих бесед сложилась у меня в голове история семьи и кое-что я даже тогда записала. Поскольку история объединяла рассказы моей бабушки (а они в свою очередь родились из рассказов ее отца и ее бабушки) и рассказы моего отца (которые он слышал от своей бабушки), то все изложенное ниже – легенда, семейная легенда Титляновых.

Отличительные особенности . Забайкальский край - самый юный регион России. Он был создан в 2007 году путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Вместе с тем, это один из наиболее проблемных регионов РФ. Здесь высокий уровень безработицы, самая высокая преступность, относительно низкие зарплаты.

В какой-то степени эти недостатки компенсирует природа Забайкальского края и его богатства - леса, воды, полезные ископаемые. В Забайкальском крае находится крупнейшее месторождение меди в стране - Удоканское, а также крупнейшее месторождение урана в Краснокаменске. Кроме меди и урана, здесь есть крупные месторождения серебра, золота, молибдена, олова, тантала, полиметаллических руд. Также в Забайкальском крае богатые запасы леса, черноземные почвы, огромные незадействованные запасы гидроресурсов. Тем не менее, Забайкальский край - весьма бедный регион, где промышленность уже дышит на ладан.

Краснокаменск. Фото by nikolay-zhukov2012 (http://fotki.yandex.ru/users/nikolay-zhukov2012/)

Освоение территорий Забайкальского края российскими первопроходцами началось в середине XVII века. Здесь появились остроги, а через некоторое время - рудники. Но поскольку на рудниках работать было некому, то эти земли стали местом ссылки и каторги. После декабрьского восстания 1825 года многие декабристы были сосланы именно сюда, в Нерчинск. Возможно, именно декабристам Забайкальский край обязан своим развитием.

Памятник декабристам в Чите. Фото by mr.Vlad (http://fotki.yandex.ru/users/vladport/)

Географическое местоположение . Забайкальский край находится на юге Восточной Сибири и, как следует из его названия - за озером Байкал. Соседями края являются: Республика Бурятия - на западе, Республика Якутия и Иркутская область - на севере, на востоке - Амурская область. По южным рубежам Забайкальского края проходит государственная граница с Китаем и Монголией. Забайкальский край входит в состав Сибирского федерального округа.

Забайкальский край отличается горным рельефом. Здесь много хребтов и впадин. Самые высокие точки находятся на уровне около 3 км над уровнем моря. Есть здесь и уникальное место - гора Палласа, водораздельная точка бассейнов трех великих рек Евразии - Енисея, Лены и Амура.

Население. В Забайкальском крае по состоянию на начало 2013 г. проживает 1090419 человек. Две трети из них живет в городах. Северные районы края - наименее заселенные.

Что можно отметить позитивного в демографической статистике Забайкальского края, так это превышение рождаемости над смертностью (+3,1 чел. на 1000 жителей). Тем не менее, население края сокращается с каждым годом. Люди бегут отсюда, бегут от разрухи и отсутствия перспектив.

По национальному составу, в крае преобладает русское население (90%). На втором месте - буряты (6%). Из коренного населения здесь живут и тунгусы-эвенки, но их совсем мало.

Криминал . Забайкальский край - это самый криминальный регион России (первое место в рейтинге регионов по количеству совершаемых преступлений). Так, за первое полугодие 2011 года уровень преступности в Забайкальском крае составил 14,67 преступлений на 1000 жителей. Причины очевидны - это безработица, пьянство, отсутствие перспектив.

Кроме того, через забайкальский край проходят важнейшие транспортные пути, инфраструктура которых вызывает интерес у мафиозных структур. Добыча золота и серебра в регионе тоже стимулирует рост преступлений. Здесь процветает воровство - казенного и частного имущества, в том числе высшими должностными лицами.

Уровень безработицы в Забайкальском крае также один из самых высоких в России - 10,59% (74-е место). Действительно, работы здесь очень мало. Промышленности практически нет, многие предприятия закрыты. Развита лишь добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Средняя заработная плата в Забайкальском крае всего лишь 24119 рублей, что не так уж и много по сравнению с другими регионами Сибири и Дальнего Востока. Однако здесь есть немало отраслей, где средний ежемесячный доход превышает отметку в 30 тыс. руб. Это добыча полезных ископаемых (как топливных, так и остальных), транспорт, финансовая деятельность, научные исследования и некоторые другие.

Стоимость недвижимости. В Забайкальском крае цены на однокомнатные квартиры начинаются от 1,5 млн. рублей, а «двушки» предлагаются от 2 млн. руб. и выше. В общем, недвижимость не очень дорогая, но с учетом малых доходов населения и прочих экономических проблем, из местных жителей такое может себе позволить далеко не каждый.

Климат Забайкальского края - резко континентальный. Географические особенности региона накладывают отпечаток и на его климат. Удаленность от морского побережья ведет к нехватке осадков. С другой стороны это приводит к большому количеству солнечных часов в году - 2797 (больше, чем в Сочи). Самый холодный месяц - январь со средней температурой −19°С. Летом здесь довольно холодно. Средняя температура июля - +13°С. Среднегодовое количество осадков составляет 450 мм. При этом на юге их выпадает меньше, на севере - больше.

Города Забайкальского края

Урановый карьер в Краснокаменске. Фото Леонида Казарина (http://svatoff.livejournal.com/)

Борзя (30308 чел.) - Этот город был основан в 1899 году в центре сельскохозяйственного района. В 24 км от него расположено уникальное Борзинское соленое озеро, где долгое время существовал соляной промысел. Также недалеко от Борзи находится Даурский заповедник, являющийся биосферным резервом ЮНЕСКО. Экономика города основана на пищевой промышленности, плюс рядом находится Харанорский разрез, где идет добыча бурого угля.

Агинское - поселок, бывший центр Агинско-Бурятского автономного округа. Основан бурятскими переселенцами в 1811 году. Сегодня это центр бурятской культуры. Здесь есть свой дацан (монастырь), свято-Никольский христианский храм, много памятников. Экономика базируется на сельском хозяйстве, преимущественно скотоводстве. В начале 90-х годов начался серьезный экономический спад. Остановить его удалось путем развития перерабатывающих производств и добычи полезных ископаемых в регионе.

Нерчинск - старинный город, основанный казаками Бекетова, как и Чита, в 1653 году. Именно здесь отбывали ссылку декабристы. Экономика Нерчинска издревле была связана с разработкой рудников. Сейчас значение этого города заметно снизилось. Лишь памятник декабристам и дворец Бутина напоминают о былом величии.