Шри-Ланка

Прогулки по франции. Шартрский Собор – красота в неизменном виде Входим в Шартрский собор

Шартрский собор внутри September 15th, 2015

Главное украшение Нотр-Дам-де-Шартр, ставшее его символом, и самый знаменитый витраж Средневековья - "Богородица из красивого стекла", или, в другом переводе, корявом, но более мне симпатичном, "Богородица прекрасных витражей", взирает со своих высот насмешливо сощурясь:


Это один из четырех витражей, сохранившихся после пожара 1194 года, уничтожившего собор в его романском воплощении. Интересно, что три остальных витража уцелели вместе с западным романским фасадом, впоследствии встроенным в новый готический храм, а "Богородица прекрасных витражей", единственное из всех окон других фасадов, странным образом не расплавилась и не лопнула в огне. Как тут не вспомнить о чудесном заступничестве. Собор-то посвящен Деве Марии.
Три витража западного фасада, как и "Стеклянная Богородица" датирующихся 1150 годом, иллюстрируют новозаветное предание и родословную Христа ("Древо Иесеево").

Остальные витражи относятся ко времени Людовика Святого, строителя витражного парадиза Сен-Шапель.

Такие, я бы сказала, яроокие пророки, как на византийских иконах.

К сожалению, алтарная часть собора безнадежно испорчена бездарной реконструкцией, затеянной в 17 веке канониками, пожелавшими готические хоры перестроить в модном тогда барочном стиле. Для этого они не только снесли стрельчатые арки, но и уничтожили 8 огромных витражных окон 13-го века. Сей факт особенно доставляет, если учесть, что собор пощадили даже фанатики времен Великой Французской революции, не оставившие камня на камне от великих Клюни и Сито и расколотившие не только витражи, но и всю скульптуру на главных фасадах соборов в Реймсе, Париже, Амьене, Бове, Везле, Сен-Дени и других городов.

В обароченном алтаре в то же время была поставлена барочная же скульптурная композиция "Вознесение Богородицы", сама по себе очень неплохая, но идущая к готическим сводам и витражам как некоторое приспособление для верховой езды к некоторому жвачному животному.

Пол в алтаре:

Эта Мадонна до недавней реставрации считалась черной наряду с другими особо чтимыми во Франции Черными Мадоннами, как полагают, являющимися реликтовыми артефактами кельтского культа Богини-Девы.

Досель к ней не зарастает народная тропа. Не успела вот запечатлеть индианку, одетую в ярко-розовый с золотом сари, на коленях целовавшую мадоний постамент.

Знаменитый шартрский лабиринт 1205 года, выложенный на полу центрального нефа как раз там, куда ложится свет от розы западного фасада, досадно был загроможден рядами стульев. Прохождение лабиринта было необходимым духовным упражнением средневековых паломников перед тем как удостоиться лицезрения Плащаницы Девы Марии, главной реликвии собора. Я, видать, до таких медитативных высот пока не дотянула.

Правда, копия лабиринта в виде газончика представлена в парке у стен собора, и потренироваться в его прохождении может каждый желающий.

Отдельным аттракционом является крипта собора, самая большая из ныне существующих. Строить святилища на этом месте начали еще кельты. Первый христианский храм появился здесь где-то в пятом веке. Но как-то ему с самого начала не везло: то сгорит, то сожгут, то норманны по камешку разметают, то снова сгорит и снова сожгут. Местные священники довольно быстро смекнули, что ценное имущество вернее всего прятать в подвале. А заодно и самим там же ховаться. А потом уж и не только самим, а со всеми прихожанами. Так крипта росла и вширь и вглубь и сейчас больше напоминает катакомбы первохристиан, нежели подземную часовню. Эти катакомбы сохранили крипты более ранних храмов, стоявших на этом месте, и древние некрополи с захоронениями в том числе святых. Насколько я поняла, раскопки в крипте далеко не завершены. Постоянно находят все новые коридоры и лестницы, ведущие в новые и новые помещения. Кое-где сохранились романские росписи с такими же яроокими ликами, как и на витражах.

Партия в крестики-нолики. Счет - ноль-ноль.

Эта часовня с саркофагом местночтимого святого лежит значительно ниже уровня крипты и вообще напоминает некий египетский храм:

Этот веселенький паттерн, наряду с васильками, гвоздичками и королевскими лилиями, видимо, образец творчества 19-го века.

Одна из подземных часовен:

западный фасад

Шартрский собор — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

Город Шартр был основан на месте кельтских поселений, которые со временем попали под влияние Рима. Христианство в Шартре было официально принято около 350 г. н.э.

На месте расположения собора изначально находились церковь и дом епископа. Остатки римских стен в основании собора свидетельствуют, что он был построен на месте проведения языческих ритуалов.

Волны разрушительных нашествий варваров, грабивших и разрушавших город, прекратились после решающей победы в битве 911 г. За ней последовал период процветания, который достиг своей кульминации в двенадцатом веке.

К тому времени город расширился до тех границ, которые в дальнейшее занимал вплоть до девятнадцатого века.

Начало почитания Богоматери в Шартре пришлось на начало седьмого века, но одним из главных центров паломничества в Европе он стал после Карла Лысого в 876 г. Благодаря тесной связи с именем Марии, в соборе, в отличие от других церквей, не были размешены захоронения и размещение гробниц.

На узеньких улочках Шартра встречаются здания, сохранившиеся со времён римского владычества, и старинные фахверковые дома XII века. Есть и арочные мосты, и живописные виды на канал. Но главная гордость Шартра — это двуглавый красавец-собор, украшенный изумительными синими витражами. Его огромный острый шпиль виден из любого уголка города — за домами, в просветах улиц и из окон домов

На месте Шартрского собора издавна находилось святилище друидов — кельтских жрецов. В VIII веке здесь уже существовал алтарь, построенный в честь Св. Марии Шартрской, а в 876 году в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства — плащаница (покров) Богородицы. Предание гласит, что именно в это одеяние была облачена Дева Мария в момент рождения И. Христа. В Шартре же реликвия оказалась благодаря французскому королю Карлу II Лысому, пожертвовавшему её городскому храму.

Вид на южный фасад здания

В 1194 году в городе случился пожар, который практически полностью уничтожил первый кафедральный собор Шартра, возведенный в 1020 году, но ларец, где хранилась святыня, чудом уцелел, и это событие сочли знамением свыше.

Строительство нового собора началось сразу же после пожара. Пожертвования стекались со всей Франции. На волне энтузиазма городские жители бесплатно работали на каменоломнях.

За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания.По сравнению с другими готическими храмами, которые возводились веками, Шартрский собор создан в рекордно короткие сроки.

К 1220 году основная часть здания была готова, а 24 октября 1260 года храм был освящён в присутствии короля Людовика IX. Некоторые источники утверждают, что грандиозную стройку профинансировали рыцари Ордена тамплиеров.

Сторонники этой гипотезы считают, что загадочный лабиринт 1205 года, выложенный мозаикой на полу собора, отмечен символами тамплиеров, которые также присутствуют на некоторых других деталях интерьера.

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен.

Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину.

На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов.

Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Вид с башни собора на восток

северная башня

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды.

южная башня

Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора

Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду.

Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Королевский портал (Royal Portal), построенный около 1150 г., пережил пожар 1194 г.

Находящиеся в нем три входные двери окружены одними из лучших образцов европейской готической скульптуры

Фигуры расположены рядом с поверхностью стены фасада.

Опираясь на тонкие высокие колонны, они обрамляют дверные косяки, перемычки, стрельчатые арки и тимпаны.

Практически вся наружная стена украшена барельефами. Фигуры в тимпане представляют Иисуса, Ветхозаветных предков, пророков и царей. За исключением Моисея, визуально атрибутировать фигуры затруднительно.

Из оригинальных двадцати четырех фигур в настоящее время представлены девятнадцать. Остальные были перенесены в музей и заменены копиями. Элегантность и аристократичность их облика для готической традиции осталась непревзойденной.

Все скульптуры портала (как и всего собора в целом) стали неотъемлемой частью архитектуры.

В настоящее время, расшифровать тайный смысл готической символики сюжетов и скульптур Шартрского собора не представляется возможным.

Получившая широкую известность Шартрская Школа, возглавляемая Бернаром Шартрским и его братом Тьерри (автором книги о семи свободных искусствах) стала одним из главных центров интеллектуального возрождения двенадцатого века. Здесь делались попытки логического «примирения» трудов Аристотеля и Платона с Библией.

Их отражение нашло свое воплощение в трактовке сюжетов фигур на Королевском портале собора. Представленная в тимпане величественная фигура Христа окружена символами четырех евангелистов (бык, лев, орел и ангел). Сюжет, по всей вероятности, изображает Страшный Суд, тем не менее, никаких страданий душ не представлено.

Тимпан над правой дверью представляет сюжет рождества и детства Иисуса. В его центре располагается фигура Богоматери на троне с младенцем Иисусом на коленях.

В арке вокруг них представлены символы семи свободных искусств и, связанные с ними, персонажи древности:Взятые вместе, скульптуры от лица Иисуса призывают уравновесить активный образ жизни (работу) с интеллектуальной жизнью (исследованием) и духовным знанием (церковь с университетом).

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора.

Четырехсторонние диагональные ребра нервюр в перекрытиях собора в каждом отсеке имеют X-образную форму в плане.

В отличие от распространенной системы с шестисторонним размещением нервюр это позволило более равномерно распределить нагрузку на колонны. Архитектурные изменения коснулись также контрфорсов и аркбутанов.

Вместо больших обходных галерей (как в соборе Нотр-Дам в Париже), затемняющих внутреннее пространство и препятствующих восприятию церковной службы для находящихся в них прихожан, в Шартре были сделаны низкие и узкие проходы (трифорумы). Сохраняя устойчивость конструкции в целом, это позволило значительно увеличить вертикальные размеры окон в основном пространстве собора.

часовня Мартина

часовня Пилар

Визуальная легкость контрфорсов и аркбутанов в Шартрском соборе уникальна. Размещенные в три уровня вдоль главного нефа, контрфорсы работают как спицы в колесе, задействуя два ряда нижних арок. В целом, это повышает эффект «дематериализации» восприятия конструкции хора и апсиды.

Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2

Ансамбль шартрских витражей абсолютно уникален: на 146 окнах изображены 1359 различных сюжетов. Они повествуют о библейских событиях и о жизни людей всех сословий — королей, рыцарей, ремесленников, крестьян. Помимо больших витражей на оконных розах главного фасада и трансептах, наиболее известным является витраж с Богоматерью в облачении уникального оттенка, «шартрского синего».

Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»

Окно-роза северного трансепта

роза на западном фасаде

Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Сооружение розы в северной части трансепта было оплачено Бланкой Кастильской, внучкой Элеоноры Аквитанской.

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. В их сюжетах органично сосуществуют сцены из Библии и повседневной жизни. Последняя, представлена, в основном, средой пекарей и аристократов, т.е людей, финансировавших строительство.

Большое число персонажей и сюжетов дает основания рассматривать витражи в качестве своеобразной иллюстрированной энциклопедии средневековой жизни. Витражи сильно потемнели от времени, но часть из них (со стороны западного фасада), восстановленная в 1980-х годах свидетельствует, насколько блестящими они были в свое время. Все три готические розы собора также являются выдающимися произведениями искусства.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций.Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада (но не повторяет его в точности, как многие ошибочно считают), а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.

Лабиринт насчитывает одиннадцать концентрических кругов, общая длина пути по лабиринту — приблизительно 260 метров.. В его центре цветок с шестью лепестками, контуры которого напоминают розы собора.

Фасад собора «изрезан» барельефами, а интерьер декорирован высеченными из камня скульптурами.В общей сложности в Нотр-Дам де Шартр насчитывается 10 000 скульптурных композиций.

шипец собора западный фасад

Они являются лучшими скульптурными образцами высокой готики.

Вместе с тем, по ним можно судить и о том, как менялось отношение к скульптуре на протяжении семидесяти лет после завершения строительства Королевского портала.

Скульптуры на западном фасаде еще являются частью архитектуры, с которой они физически связаны. Скульптуры более позднего времени не зависят от архитектуры, имеют более реалистичные пропорции и портретную индивидуальность.

Ризница была добавлена в собор в конце тринадцатого века. Ее крыша увенчана часовней. В 1506 г. взамен северной баши западного фасада, разрушенной молнией была построена новая, с каменным шпилем. Стилистически, она является противоположностью романской, находящейся с южной стороны. Однако, симметрия не была важна для средневековой архитектуры, которая ценила «динамическое равновесие контрастов». В 1836 г. после пожара, семь деревянных стропил были заменены на металлические – одни из первых большепролетных металлических конструкций во Франции.

Его величественный силуэт до сих пор доминирует над городом и окружающим ландшафтом, где, как и 800 лет назад, выращивают пшеницу. Шартрский собор является одним из крупнейших готических сооружений. Ширина его нефа превышает 17 метров, что больше аналогичного размера любого собора во Франции, включая Нотр-Дам в Париже и собор в Амьене. Своды Шартра возвышаются над уровнем пола на высоте более 40 метров. Его длина (занимая целый городской квартал) превышает 150 метров, а трансепт протянулся на 70 метров.

Роден называл Шартрский собор французским Акрополем.
Американский институт архитекторов регулярно выделяет значительные суммы для сохранения и реставрации собора. Удивительно, как такой маленький город как Шартр (с населением едва ли превышавшем 5000 чел. в начале 13 века) смог выстроить столь значительное сооружение, требующее больших затрат. Но, Шартр – богатый город и центр провинции, до сих пор производящий большую часть пшеницы во Франции

Христианский собор

Шартрский соборCathedrale Notre-Dame de Chartres

: 48°26?50 с. ш. 1°29?16 в. д. / 48.44722° с. ш. 1.48778° в. д. / 48.44722; 1.48778 (G) (O) (Я)

Шартрский собор (фр. Cathedrale Notre-Dame de Chartres) - католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История строительства

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Архитектура

Наружное устройство

План Шартрского собора

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла .

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Интерьер

Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 . Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.

Изображения

Витраж== Факты == Согласно псевдодокументальному фильму «Далёкая синяя высь», рисунки на полу Шартрского собора помогли математикам открыть «гравитационные тоннели».

В Шартрском соборе хорошо сохранились средневековые витражи, в том числе и окно-роза. Обшая площадь остекленения в соборе - 2044 кв. м. В витражах этого периода преобладают глубокие синий и красные цвета, а светлые оттенки встречаются редко.

В художественной литературе

    Главный герой рассказа Андре Моруа хотел купить картину «Шартрский собор». Правда, в рассказе картина приписана перу Эдуарда Мане, а не Камилю Коро.

Готический стиль зародился в XII веке в Северной Франции, откуда распространился по Западной Европе от Испании до Чехии. В каждой стране под влиянием местных традиций новый стиль обретал свои особенности. Наиболее чистым воплощением классических принципов готики заслуженно считается Шартрский собор, один из величайших шедевров средневековой архитектуры Европы. Стройное изящное здание построено на холме и словно парит над городом, за что собор иногда называют Акрополем Франции. В 1979 году он внесён в список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Храмы Шартрского холма

Господствующий над Шартром холм всегда был местом размещения культовых сооружений. До римского завоевания город был главным поселением галльского племени карнутов, а на холме располагалось известное на всю Галлию святилище друидов. В IV веке христиане изгнали друидов и построили на месте святилища часовню. Один храм сменял другой, и нынешний собор, по данным археологических раскопок, является минимум пятым христианским культовым сооружением на этом месте.

Первая христианская церковь Шартра пала жертвой междоусобиц – в 734 войска герцога Аквитании разграбили и сожгли город. Сгорел и храм. Церковь была восстановлена, но в 858 году вновь разрушена викингами во время очередного опустошительного набега.

После этого тогдашний епископ Шартра Жильбер решил выстроить на месте старой церкви собор в господствовавшем тогда романском стиле. Строительство длилось не один десяток лет и неоднократно прерывалось. Так, в 862 году всё, что успели построить, погибло при очередном пожаре.
















В 859 году Шартр посетил король Карл Лысый, который вручил епископу святыню – Покров Девы Марии. Предание гласило, что это одеяние было на Богородице при рождении Иисуса. Покров предполагалось поместить в соборный реликварий по завершению строительства.

Святыня неоднократно проявляла свою чудодейственную силу. Так, в 911 году Шартр вновь осадили викинги. В надежде на помощь Богородицы, тогдашний епископ Жантельм вынес Покров на стены города, и норманны неожиданно ушли. Ещё одно чудо было явлено в 1194 году, когда страшный трёхдневный пожар практически уничтожил весь город. Храм выгорел почти полностью, кроме часовни, где находился ларец с реликвией. Уцелели и охранявшие ларец священники.

Возглавивший строительство после 862 года зодчий Бернаже решил строить западный, главный фасад отдельно от основного здания собора. Это было очень необычное решение, но именно оно спасло фасад от пожара 1194 года. Позже к нему пристроили башни, выполненные уже по готическим канонам.

Чудесное спасение реликвии горожане восприняли, как явное указание свыше, и они сразу же с энтузиазмом приступили к строительству нового храма. Весть о чуде молниеносно облетела Францию, и в Шартр из всех уголков страны массами прибывали добровольцы, желавшие поучаствовать в богоугодном деле. Отовсюду текли пожертвования. Возглавляли строительство лучшие архитекторы того времени, присланные из парижского аббатства Сен-Дени.

Всё это объясняет рекордные для средневековья сроки завершения работ. Песчаник, из которого сложены стены собора, доставлялся из каменоломен Бершер в окрестностях Шартра. Уцелевший романский фасад решили встроить в новое здание. К 1220 году собор перекрыли сводами, а в 1225 году завершились работы по внутреннему обустройству храма, появились капеллы, хоры и трансепт.

Церемония освящения храма состоялась в 1260 году. На освящении присутствовал Людовик IX, сделавший собору замечательный подарок. На собственные средства короля было создано великолепное окно-роза с витражом, изображавшим Страшный суд и эпизоды из жизни Богородицы. На витраже были изображены также гербы Франции и Кастилии (мать короля, Бланка, была дочерью короля Кастилии Альфонсо).

Шартрский собор, официально именовавшийся теперь собор Шартрской Богоматери (Нотр Дам де Шартр), избежал участи своих знаменитых собратьев в Реймсе и Руане и никогда не подвергался значительным разрушениям или перестройкам. Исключением в какой-то мере можно считать северную башню. Изначально её венчал деревянный шатёр, сгоревший в XVI веке. В 1513 году под руководством Жана Тексие был сооружён шатёр из камня, покрытый причудливым узором, свойственным «пламенеющей» готике.

Акрополь Франции

Ощущения при взгляде на взметнувшийся ввысь Нотр Дам де Шартр действительно чем-то сродни чувству, возникающему при встрече с Акрополем. Когда-то очень образно выразился поэт Шарль Пеги, назвавший собор «самым крепким из поднявшихся к небу колосьев».

Собор представляет собой трёхнефную базилику с коротким поперечным трансептом. Длина здания – 130 м., ширина центрального нефа 16 м., двух боковых – по 8 м. Высота свода главного нефа – 37 м., боковых – 14 м.

Самой древней частью собора является западный фасад. Первоначально он был сплошным, а три великолепных портала были сооружены позднее, уже при строительстве нового здания. Особенно впечатляет центральный портал, именуемый Королевским, над которым помещена замечательная скульптурная группа «Христос во славе». Фигура благословляющего Иисуса окружена статуями святых, библейских персонажей и фантастических животных.

Все девять порталов собора щедро украшены скульптурными и рельефными изображениями. Особенно интересен рельеф главного портала южного фасада. Созданный на заре XIII века, он изображает исключительно драматичную картину Страшного суда. Из-за своей напряжённости и выразительности этот рельеф считается самым ярким образцом готического изобразительного искусства в мире.

Несколько особняком стоят скульптуры центрального портала северного фасада. Они явно имеют более древнее происхождение, чем другие статуи, поскольку выполнены в романской традиции. Кроме того, яркие индивидуальные черты многих статуй наводят на мысль, что неизвестный скульптор изображал каких-то конкретных людей, что необычно для романского церковного искусства, скованного строгими канонами.

Количество скульптур, размещённых внутри и снаружи Шартрского собора, превышает 10 тысяч. Таким изобилием не может похвастать ни один храм Европы.

Самая заметная часть собора при взгляде издалека – его башни, которые стилистически отличны друг от друга. Северная, высотой 113 м., построена на романском основании в 1134-1150 годах. Она на 11 метров выше своей соседки, благодаря надстроенному в XVI веке позднеготическому шатру. Доступ на северную башню открыт, и каждый посетитель собора считает своим долгом насладиться великолепным видом Шартра и окрестностей с её вершины.

Южная башня, носящая прозвище «Старая колокольня», на 15 лет моложе. Она стилистически едина со всем собором и смотрится куда более сдержанно, чем северная. За безукоризненные пропорции и изящество «Старую колокольню» считают одной из красивейших башен мира.

Входим в Шартрский собор

Интерьеры собора не уступают его внешнему виду по силе производимого на зрителя впечатления. Необычайно просторные хоры потребовали существенно расширить трансепт, алтарь же пришлось переместить глубже в апсиду. Это новшество сделало внутреннее пространство храма более обширным и словно наполненным воздухом и светом.

Своды и арки имеют типичную для готики стрельчатую форму. Своды поддерживаются колоннами, каждая из них дополнительно укреплена четырьмя тонкими полуколоннами.

Поражает своими размерами огромный вырезанный из дерева алтарь. Его сооружение, начатое в 1514 году, продолжалось около двухсот лет. На алтаре насчитывается более сорока сцен из жизни Христа и Девы Марии, выполненных с большим искусством.

Особую атмосферу храма создают витражи. Снаружи они кажутся почти бесцветными, внутри же проникающие сквозь окна солнечные лучи создают непередаваемое буйство красок. Шартрский собор обладает самым большим из сохранившихся средневековых витражных ансамблей - общая площадь его витражей около 2000 кв. м. При этом практически все витражи дошли до нас в первозданном виде, не подвергаясь восстановлению или переделкам.

В палитре шартрских витражей доминируют красный, голубой и сиреневый цвета. При этом, благодаря ухищрениям мастеров, в солнечную погоду на колоннах и полу собора время от времени возникают красные и жёлтые всполохи, а в пасмурную собор заполняется ровным голубоватым мерцанием. Ещё одна «изюминка» здешних витражей - голубой цвет неповторимого оттенка, известный как «шартрский голубой» или «шартрская лазурь».

Очень выразительным элементом архитектуры собора являются окна-розы. Среди них – знаменитая роза Людовика Святого, диаметр которой 13 метров. Всего в соборе 176 витражей, на которых размещено 1359 сцен. Шартрские витражи нередко называют иллюстрированной книгой, благодаря огромному разнообразию сюжетов. Помимо библейских сцен, здесь присутствуют монархи, представители знати и духовенства, купцы и простолюдины.

Достопримечательности Нотр Дам де Шартр

С момента своего создания Шартрский собор притягивал паломников со всей Европы. В первую очередь они шли взглянуть, конечно, на священный Покров. Первоначально он имел длину 5,5 метра, однако в годы Великой французской революции, когда церкви неоднократно подвергались погромам, ткань разрезали на несколько фрагментов и спрятали в разных местах, чтобы уберечь от разбушевавшихся санкюлотов. В 1819 году самый большой фрагмент вернули в собор. Сейчас Покров предстаёт перед зрителем в виде полосы бежевого шёлка, длина его составляет 2 м., ширина 46 см.

В век торжества науки неизбежно нашлись желающие проверить подлинность Покрова. Экспертиза, проведённая в 1927 году, показала, что он куда старше, чем предполагалось. Как выяснилось, ткань была изготовлена в I веке н. э. Решение экспертов было компромиссным – предлагалось считать, что нет доказательств того, будто покров был на Марии при родах Иисуса, но нет и доказательств обратного.

Ещё одной реликвией собора была так называемая «Чёрная Мария», деревянная статуэтка, изображавшая Богоматерь, когда она носила под сердцем Иисуса. Статуэтка сгорела во время погрома в революционном 1789 году, однако сохранилось несколько рисунков. Историки считают, что явно архаичная по силуэту фигурка создана в первые века христианства. Некоторые исследователи вообще полагают, что статуэтка вырезана в языческий период и изображает вовсе не Марию.

Ещё одним объектом притяжения для паломников был лабиринт, именуемый «Путь в Иерусалим». Он выложен из цветных каменных плиток в центре храма и выглядит, как круг диаметром 13 метров и длиной пути 261 метр. Именно столько, согласно церковной традиции, должен был пройти Иисус Христос при восхождении на Голгофу. Пилигримы, не имевшие возможности поклониться Гробу Господню, но желавшие покаяться и получить отпущение грехов, могли прийти в Шартр и проделать на коленях весь путь по лабиринту, читая молитвы.

И сегодня в Шартрский собор идут паломники, а также историки, искусствоведы, любители старины, ценители прекрасного, просто туристы. Никого из них встреча с Нотр Дам де Шартр не оставляет разочарованным или безучастным.

запвдный фасад

Всего 1 час езды на электричке из Парижа, и пассажир пребывает в тихую очаровательную провинцию — Шартр.

Город Шартр был основан на месте кельтских поселений, которые со временем попали под влияние Рима. Христианство в Шартре было официально принято около 350 г. н.э.

На месте расположения собора изначально находились церковь и дом епископа. Остатки римских стен в основании собора свидетельствуют, что он был построен на месте проведения языческих ритуалов.

Волны разрушительных нашествий варваров, грабивших и разрушавших город, прекратились после решающей победы в битве 911 г. За ней последовал период процветания, который достиг своей кульминации в двенадцатом веке.

К тому времени город расширился до тех границ, которые в дальнейшее занимал вплоть до девятнадцатого века.

Начало почитания Богоматери в Шартре пришлось на начало седьмого века, но одним из главных центров паломничества в Европе он стал после Карла Лысого в 876 г. Благодаря тесной связи с именем Марии, в соборе, в отличие от других церквей, не были размешены захоронения и размещение гробниц.

На узеньких улочках Шартра встречаются здания, сохранившиеся со времён римского владычества, и старинные фахверковые дома XII века. Есть и арочные мосты, и живописные виды на канал. Но главная гордость Шартра — это двуглавый красавец-собор, украшенный изумительными синими витражами. Его огромный острый шпиль виден из любого уголка города — за домами, в просветах улиц и из окон домов

На месте Шартрского собора издавна находилось святилище друидов — кельтских жрецов. В VIII веке здесь уже существовал алтарь, построенный в честь Св. Марии Шартрской, а в 876 году в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства — плащаница (покров) Богородицы. Предание гласит, что именно в это одеяние была облачена Дева Мария в момент рождения И. Христа. В Шартре же реликвия оказалась благодаря французскому королю Карлу II Лысому, пожертвовавшему её городскому храму.

В 1194 году в городе случился пожар, который практически полностью уничтожил первый кафедральный собор Шартра, возведенный в 1020 году, но ларец, где хранилась святыня, чудом уцелел, и это событие сочли знамением свыше.Строительство нового собора началось сразу же после пожара. Пожертвования стекались со всей Франции. На волне энтузиазма городские жители бесплатно работали на каменоломнях.

За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания.По сравнению с другими готическими храмами, которые возводились веками, Шартрский собор создан в рекордно короткие сроки.К 1220 году основная часть здания была готова, а 24 октября 1260 года храм был освящён в присутствии короля Людовика IX. Некоторые источники утверждают, что грандиозную стройку профинансировали рыцари Ордена тамплиеров.Сторонники этой гипотезы считают, что загадочный лабиринт 1205 года, выложенный мозаикой на полу собора, отмечен символами тамплиеров, которые также присутствуют на некоторых других деталях интерьера.

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен.

Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину.


На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов.

Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Вид с башни собора на восток

северная башня

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды.

южная башня

Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора

Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду.

Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Королевский портал (Royal Portal), построенный около 1150 г., пережил пожар 1194 г.


Находящиеся в нем три входные двери окружены одними из лучших образцов европейской готической скульптуры

Фигуры расположены рядом с поверхностью стены фасада.


Опираясь на тонкие высокие колонны, они обрамляют дверные косяки, перемычки, стрельчатые арки и тимпаны.

Практически вся наружная стена украшена барельефами. Фигуры в тимпане представляют Иисуса, Ветхозаветных предков, пророков и царей. За исключением Моисея, визуально атрибутировать фигуры затруднительно.

Из оригинальных двадцати четырех фигур в настоящее время представлены девятнадцать. Остальные были перенесены в музей и заменены копиями. Элегантность и аристократичность их облика для готической традиции осталась непревзойденной.

Все скульптуры портала (как и всего собора в целом) стали неотъемлемой частью архитектуры.

В настоящее время, расшифровать тайный смысл готической символики сюжетов и скульптур Шартрского собора не представляется возможным.

Получившая широкую известность Шартрская Школа, возглавляемая Бернаром Шартрским и его братом Тьерри (автором книги о семи свободных искусствах) стала одним из главных центров интеллектуального возрождения двенадцатого века. Здесь делались попытки логического «примирения» трудов Аристотеля и Платона с Библией.

Их отражение нашло свое воплощение в трактовке сюжетов фигур на Королевском портале собора. Представленная в тимпане величественная фигура Христа окружена символами четырех евангелистов (бык, лев, орел и ангел). Сюжет, по всей вероятности, изображает Страшный Суд, тем не менее, никаких страданий душ не представлено.


Тимпан над правой дверью представляет сюжет рождества и детства Иисуса. В его центре располагается фигура Богоматери на троне с младенцем Иисусом на коленях.

В арке вокруг них представлены символы семи свободных искусств и, связанные с ними, персонажи древности:Взятые вместе, скульптуры от лица Иисуса призывают уравновесить активный образ жизни (работу) с интеллектуальной жизнью (исследованием) и духовным знанием (церковь с университетом).

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора.

Четырехсторонние диагональные ребра нервюр в перекрытиях собора в каждом отсеке имеют X-образную форму в плане.

В отличие от распространенной системы с шестисторонним размещением нервюр это позволило более равномерно распределить нагрузку на колонны. Архитектурные изменения коснулись также контрфорсов и аркбутанов.

Вместо больших обходных галерей (как в соборе Нотр-Дам в Париже), затемняющих внутреннее пространство и препятствующих восприятию церковной службы для находящихся в них прихожан, в Шартре были сделаны низкие и узкие проходы (трифорумы). Сохраняя устойчивость конструкции в целом, это позволило значительно увеличить вертикальные размеры окон в основном пространстве собора.


часовня Мартина

часовня Пилар


Визуальная легкость контрфорсов и аркбутанов в Шартрском соборе уникальна. Размещенные в три уровня вдоль главного нефа, контрфорсы работают как спицы в колесе, задействуя два ряда нижних арок. В целом, это повышает эффект «дематериализации» восприятия конструкции хора и апсиды.

Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2

Ансамбль шартрских витражей абсолютно уникален: на 146 окнах изображены 1359 различных сюжетов. Они повествуют о библейских событиях и о жизни людей всех сословий — королей, рыцарей, ремесленников, крестьян. Помимо больших витражей на оконных розах главного фасада и трансептах, наиболее известным является витраж с Богоматерью в облачении уникального оттенка, «шартрского синего».

Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»

Окно-роза северного трансепта

роза на западном фасаде

Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Сооружение розы в северной части трансепта было оплачено Бланкой Кастильской, внучкой Элеоноры Аквитанской.

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. В их сюжетах органично сосуществуют сцены из Библии и повседневной жизни. Последняя, представлена, в основном, средой пекарей и аристократов, т.е людей, финансировавших строительство.

Большое число персонажей и сюжетов дает основания рассматривать витражи в качестве своеобразной иллюстрированной энциклопедии средневековой жизни. Витражи сильно потемнели от времени, но часть из них (со стороны западного фасада), восстановленная в 1980-х годах свидетельствует, насколько блестящими они были в свое время. Все три готические розы собора также являются выдающимися произведениями искусства.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций.Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада (но не повторяет его в точности, как многие ошибочно считают), а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.

Лабиринт насчитывает одиннадцать концентрических кругов, общая длина пути по лабиринту — приблизительно 260 метров.. В его центре цветок с шестью лепестками, контуры которого напоминают розы собора.

Фасад собора «изрезан» барельефами, а интерьер декорирован высеченными из камня скульптурами.В общей сложности в Нотр-Дам де Шартр насчитывается 10 000 скульптурных композиций.

шипец собора западный фасад

Они являются лучшими скульптурными образцами высокой готики.

Вместе с тем, по ним можно судить и о том, как менялось отношение к скульптуре на протяжении семидесяти лет после завершения строительства Королевского портала.


Скульптуры на западном фасаде еще являются частью архитектуры, с которой они физически связаны. Скульптуры более позднего времени не зависят от архитектуры, имеют более реалистичные пропорции и портретную индивидуальность.


Ризница была добавлена ​​в собор в конце тринадцатого века. Ее крыша увенчана часовней. В 1506 г. взамен северной баши западного фасада, разрушенной молнией была построена новая, с каменным шпилем. Стилистически, она является противоположностью романской, находящейся с южной стороны. Однако, симметрия не была важна для средневековой архитектуры, которая ценила «динамическое равновесие контрастов». В 1836 г. после пожара, семь деревянных стропил были заменены на металлические - одни из первых большепролетных металлических конструкций во Франции.

Его величественный силуэт до сих пор доминирует над городом и окружающим ландшафтом, где, как и 800 лет назад, выращивают пшеницу. Шартрский собор является одним из крупнейших готических сооружений. Ширина его нефа превышает 17 метров, что больше аналогичного размера любого собора во Франции, включая Нотр-Дам в Париже и собор в Амьене. Своды Шартра возвышаются над уровнем пола на высоте более 40 метров. Его длина (занимая целый городской квартал) превышает 150 метров, а трансепт протянулся на 70 метров.


Роден называл Шартрский собор французским Акрополем.
Американский институт архитекторов регулярно выделяет значительные суммы для сохранения и реставрации собора. Удивительно, как такой маленький город как Шартр (с населением едва ли превышавшем 5000 чел. в начале 13 века) смог выстроить столь значительное сооружение, требующее больших затрат. Но, Шартр - богатый город и центр провинции, до сих пор производящий большую часть пшеницы во Франции

http://www.5arts.info/chartres_cathedral/

André Trintignac, Découvrir Notre-Dame de Chartres, Paris, les Éd. du Cerf, 1988, 334 p.- p