Шри-Ланка

Село вешаловка церковь знамения. Вешаловка. Провинциальная готика. Ближайшие аэропорты к пункту Липецк

Правда, похоже на Царицыно? Этот снимок сделан месяц назад, в затерявшейся на липецких просторах деревеньке под мрачноватым названием Вешаловка.

И действительно, церковь Знамения иконы Божией Матери в селе Вешаловка историками архитектуры единодушно признается как постройка Василия Ивановича Баженова. Сходство с усадьбой Царицыно - не случайно. Документов, правда об этом, не сохранилось, но известно, что Баженов работал и в других местах Липецкой области - например, в Полибино. А еще интересный факт: двоюродный брат тогдашнего владельца усадьбы Я.А. Татищева Петр Алексеевич Татищев входил в попечительский совет Московского университета и выплатил долг В.И. Баженова за поездку по Европе. Но самое главное, конечно, стиль - ничего подобного в конце XVIII века никто не строил, Баженов - он неповторим. Время постройки храма (1784) также совпадает со временем работы над царицынским ансамблем. Лишь Казаков, ученик Баженова, в какой-то мере воспринял его идеи, но он работал позже и в основном все-таки в рамках довольно рафинированного классицизма.


Фрагмент кирпичной стены. Внизу виден кирпич исходной постройки, выше - современный, восполненный в ходе реставрации.

Обойдя храм снаружи и порадовавшись, что он качественно отреставрирован, мы обратили внимание на стоящую неподалеку башню из красного кирпича. В отличие от церкви, она была совсем обветшалой, кирпичи кое-где обвалились, а наверх подняться мог разве что скалолаз... Стали ломать голову, что это: колокольня? но рядом со Знаменской церковью одна колокольня уже есть... Выступы на стене подсказывали - рядом было еще какое-то сооружение.

Вернулись обратно к храму и обнаружили - дверь внутрь открыта! Оказалось, еще какие-то туристы прочли на дверях табличку: кто хочет внутрь, обращайтесь в дом неподалеку. Пришла местная тетенька, отперла храм, а сама села торговать в церковной лавке. После того, как мы закупили свечек, спросила - а не хотим ли мы подняться на колокольню? Мне и в голову не приходило, что это возможно; так что - конечно да!

Самой ей туда подниматься, видно, не хотелось, и она просто отдала ключ мне! Надо сказать, раньше ключей от колокольни в руках не приходилось. Крутая кирпичная лестница в толще стены, несколько деревянных лестничных пролетов - и вот мы наверху. Попытался пофотать окрестности, но вокруг со всех сторон была натянута металлическая сетка - видимо, от голубей...

Хранительница церкви рассказала нам и про башню. Оказывается, это все, что осталось от грандиозного дома помещика Кожина, построенного уже в середине XIX века, но примерно в том же стиле, что и баженовский храм. Владелец поместья, Михаил Иванович Кожин, не только построил дворец, но также разбил огромный парк с террасными прудами и фруктовым садом. Кстати, именно Кожин сыграл немалую роль в развитии курортного дела в Липецк. Вскоре после революции этот прекрасный дом был разобран на кирпичи, и только башня никак не поддалась разборке...

Так выглядел усадебный дом 100 лет назад...

И все, что осталось от него сейчас.


А это вид на башню изнутри.

Еще одна развалина, сохранившаяся совсем близко от церкви - не что иное, как бывший мавзолей-усыпальница семьи Кожиных. Как ни жаль, но сейчас он изрядно захламлен и выглядит даже хуже башни...

Так что, оказывается, всего столетие назад здесь была сплошная готика - наверно, это было самое готическое место Липецкой области. Конечно, если говорить строго - с приставкой "псевдо" - но на мой взгляд, это вообще отдельный, самостоятельный стиль.

Церковь Знамения строилась с 1768 по 1784 год на средства Я.А. Татищева, сына любимого денщика царя Петра I А.Д. Татищева. Автором проекта, как предполагают, был знаменитый русский зодчий Василий Баженов. Основанием для этого суждения стали особенности архитектурных приемов, которые использовал автор. Тем более известно, что двоюродный брат владельца усадьбы Я.А. Татищева Петр Алексеевич Татищев (1730-1801) входил в попечительский совет Московского университета. В 1765 году он выплатил долг В.И. Баженова Академии художеств за пенсионерскую поездку по Европе. Однако каких-либо документов, подтверждающих причастность Баженова к строительству в Знаменском (Вешаловке), пока не обнаружено.

Материал из книги «Земля Липецкая» из серии Наследие народов Российской Федерации. 2003. С. 102



Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым (1725—1806). Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село называлось Знаменским. Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов.

Знаменская церковь - уникальное культовое сооружение конца XVIII века, не имеющее прямых аналогов даже в творчестве самого Баженова. Храм сооружён в стилевых формах русской псевдоготики. Особенностью этого стилевого направления было сочетание планировочных и объемно-пространственных принципов классицизма с использованием свободно трактуемых форм древнерусского зодчества и отдельных мотивов европейской готики. Одним из самых ярких примеров «русской псевдоготики» и стала церковь Знамения. Островерхие четырехгранные шатры и шпили, стрельчатые арки и окна уживаются с русским пятиглавием и классическими пилястрами.

Четырехъярусная колокольня, три верхних яруса которой круглые в плане, по верхнему периметру первого и третьего яруса имеет балконы. Храмовая часть квадратная в плане, с ризалитами, фланкирующими северный и южный фасады, завершёнными угловыми островерхими главками из кирпича, перекрыта коробовым куполом со слуховыми окнами по четырем сторонам света. Узкий небольшой восьмигранный световой барабан с высоким шпилем из кирпича венчает сам храм. Прямоугольная апсида декорирована по трём сторонам света треугольными фронтонами и высоким краснокирпичным шпилем по центру. Особую нарядность и выразительность фасадам из красного кирпича придает богатый резной белокаменный декор. Архитектурное решение колокольни перекликается со стилевыми поисками европейских зодчих, осуществляемых в направлении историзма в русле преромантической традиции последней трети XVIII века. Состоит на охране государства как памятник архитектуры федерального значения.

Вот как описывается Знаменский храм в книге Н.П. Селезнева «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века»: "Кубовидный объем храма увенчан вспарушенным куполом со световым барабаном, высоким шпилем и крестом. По четырем сторонам храма, по диагонали, высятся высокие шпили с крестами. В куполе с четырех сторон выполнены люкарны с ланцетовидными окнами, через которые поступает свет внутрь храма. Церковь сделана из красного кирпича и богато декорирована белым камнем. Этим камнем отделана вся церковь, им украшены карнизы, из него выложены шпили и башенки, стрельчатые своды окон. Церковь и колокольню опоясывают несколько ярусов белокаменного декора. Колокольня была отдельно стоящей от храма, и лишь позднее их соединили переходом, поэтому в церкви Знамения нет традиционного входа с запада, через колокольню. Входы в церковь расположены с севера и с юга построенного перехода между колокольней и трапезной. Колокольня, за исключением первого яруса, круглая и напоминает башни Московского Кремля, вверху она заканчивается шатром со слухами".

В 1876 году Знаменская церковь была главной, а приписной к ней была Казанская деревянная церовь в селе Вешеловке, построенной в 1853 году. Согласно данным 1893 года, Знаменская церковь стала приписной к деревянной Казанской церкви села Вешеловка, построенной в 1891 году. По данным 1911 года, Знаменская церковь была возобновлена помещиком Александром Михайловичем Кожиным (1860—1904) в 1896 году, имела свой собственный причт, состоявший из священника и псаломщика.

После революции 1917 года храм пришёл в запустение, и лишь в 1987-1988 годах начались реставрационные работы. В 1999—2003 годах выполнен большой объем ремонтно-реставрационных работ по фасадам памятника под наблюдением архитектора Н.Н. Смирнова и Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. Интерьеры храма подготовлены под роспись, начато благоустройство территории. В настоящее время восстановлен иконостас, на колокольне появились колокола, изготовленные в воронежской колокололитейной мастерской Подорожного, расписана трапезная. Рядом с храмом сохранилась в руинированном виде часовня-усыпальница помещиков Кожиных, а также дом причта.

По данным 1876 года причт церкви состоял из настоятеля и псаломщика. Настоятелем был священник 2 разряда Михаил Григорьевич Романовский (год рукоположения 1860). Церковным старостой был государственный крестьянин Аникеев, в должности с 1867 года. В 1893 году штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Священником служил Михаил Григорьевич Романовский, 55 лет, рукоположен 12 февраля 1861 года, награждён крестом; диаконом - Герасим Васильевич Добромыслов, 39 лет, рукоположен 26 сентября 1877 года; псаломщиком - Василий Константинович Добросердов, 37 лет, определён в 1886 году. Из священников Знаменской церкви после революции известны Рожков Георгий Павлович и Проскурин Иван Иванович. Рожков Георгий Павлович, 1877 г.р., уроженец и житель с. Вешаловка Липецкого района. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 02.07.1932 по ст. 58-10 приговорен к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 02.10.1989. Последним священником Знаменской церкви был Проскурин Иван Иванович, 1900 г.р., уроженец с. Казинка Задонского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 28.10.1937 по ст. 58-10-1, 58-10-2 приговорен к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 18.04.1989.

В 1917 году сёла Знаменское и Вешеловка были объединены в одно село - Вешеловку, название которой со временем изменилось на Вешаловку.



Нынешнее село Вешаловка находится примерно в двадцати пяти километрах от Липецка. Известно оно с конца ХVII столетия как монастырское село. В сер. ХVIII века неподалёку от Вешаловки появилось дворянское имение Знаменское, получившее имя по выстроенной здесь в первой пол. 1760-х гг. деревянной Знаменской церкви. Изначально Вешаловка называлась несколько иначе - Вешеловка; после революции разорённое крестьянами Знаменское включили в состав Вешеловки, а позже в этом топониме изменили одну букву, придав ему не вполне "весёлый" вид. Таким образом, Знаменский храм находится сегодня в Вешаловке, однако это не отменяет того, что когда-то эта усадебная церковь была построена в дворянской усадьбе Знаменское. В нач. 1760-х гг. Знаменским владела Агриппина Леонтьевна Апраксина, вдова генерал-фельдмаршала С.Ф. Апраксина, возглавлявшего русскую армию в начале Семилетней войны. Она большей частью жила в Петербурге, при дворе, и в 1769 году продала Знаменское отставному лейб-гвардии ротмистру Якову Афанасьевичу Татищеву. Именно Яков Афанасьевич строит в новоприобретённом имении необычный каменный храм. Благословенная архирейская грамота 1784 г. подтверждается клировой ведомостью, относящейся к 1835 г., составленной настоятелем храма для Императорского археологического общества. В этом документе говорится, что храм был освящён в сентябре 1794 года. Многие исследователи недоумевают - отчего оконченый в 1784 году Знаменский храм десять лет простоял "без пения"? И следом выдвигается версия о масонских знаках, запечатлённых Василием Баженовым в облике спроектированной им постройки, из-за которых якобы священноначалие не позволяло освящать церковь.

История Знаменского храма неразрывно связана с историей усадьбы Знаменское, которая в сер. ХIХ в. преобразилась, во многом "глядя" на свою псевдоготическую церковь: формы реконструированного тогда усадебного дома звучали её эхом. Увы, советская эпоха не оставила камня на камне от некогда прекрасного имения. У Якова Афанасьевича, помимо Знаменского, имелись подмосковные поместья в Серпуховском и Коломенском уездах, а также в Новоржевском уезде Псковской губернии. Несмотря на строительство здесь огромного каменного храма, сам барский дом не поражал воображения, оставаясь временным пристанищем. В браке с Марией Дмитриевной Еропкиной родилась одна единственная дочь Варвара, сыновей-наследников у него не было. Липецкая усадьба в приданое ей не предназначалась - в руках Татищева она оставалась до 1804 года, когда была продана помещику Задонского уезда Воронежской губернии Ивану Осиповичу Кожину. Знаменское при нём особых изменений не претерпело. Новые хозяева здесь появлялись не часто: в Знаменском храме при этом исправно совершались богослужения. В 1826 году усадьба стала владением Михаила Ивановича Кожина - он то и предпринял генеральное её переустройство. Реконструкция усадьбы относится к середине ХIХ в., когда Михаил Иванович вышел в отставку и поселился в своём имении. Татищевский дубовый дом он сохранил, обложив лишь его кирпичом и дополнив пристройками - да такими, что невзрачное строение по окончании работ превратилось в настоящий 27-комнатный дворец с двумя двухэажными флигелями и мощной северо-западной башней, которая придала обнесённой кирпичной оградой усадьбе вид средневекового замка. Это ощущение усиливалось ещё и тем, что барский дом был исполнен в псевдоготическом стиле, "сообщённом" ему Знаменском храмом. В 1892 году, после обрушения свода в алтаре, в храме было прекращено совершение богослужений. Необходимые ремонтные работы производились в 1896-1897 годах, когда в ходе ремонта восстановили испорченнные своды, исправили железную кровлю, обновили росписи внутри церкви. Кроме того, старший сын А.М. Кожин пожелал соединить отдельно стоящую колокольню с трапезной храма кирпичным переходом, что и было выполнено.

В 1918 г. усадьба оказалась разграблена местными крестьянами, усадебный дом при этом сильно пострадал от пожара; с тех пор он неуклонно разрушался - ныне о нём напоминает лишь руинированная башня-донжон. Знаменский храм закрыли в 1932 году, отправив настоятеля церкви священника Георгия Рожкова на пять лет в лагеря. Здание храма исполняло роль колхозного зернохранилища. Позже бывший храм остался без хозяина: ветшал, разрушался, зиял пустыми глазницами окон: внутри постройки образовалась свалка строительного мусора и навоза. Только в 1980-х гг., после неоднократных обращений к властям историка архитектуры, исследователя Знаменского храма в Вешаловке Г.И. Гунькина, в церкви начались реставрационные работы, продлившиеся до начала 2000-х гг., и в декабре 1994 года возвращённый верующим храм был заново освящён.

Журнал: "Православные Храмы. Путешествие по Святым Местам". Выпуск №217, 2016 г.

Однажды, ещё в детстве, мне попала в руки замечательная книга "Путешествие по Липецкой области", на обложке которой изображён силуэт сказочной старинной церкви. Давно я хотел увидеть её своими глазами! И вот это свершилось в прекрасный морозный день

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Вешаловке


Это знаменитая в своё время усадьба Знаменское, или Знаменка, помещика и царского вельможи Татищева. Проект составлен известным русским зодчим Василием Баженовым в 1768 году, а завершено строительство другим архитектором в 1784

Застройка усадьбы была проведена с большим размахом и вкусом, и затратой огромных средств. Центром всей архитектурно-планировочной композиции являлось главное здание дворца, размещённое на самой высокой точке знаменского оврага. Дворец окружал обширный парк, фасадом он был разбит в виде круглого партера и осажен дубом, а дальше переходил в пейзажный. Парк, в свою очередь, был взят в кольцо разнообразных по форме, величине и глубине террасных прудов с земляными дамбами. За прудами были разбиты фруктовые сады, обсаженные древесными и кустарниковыми породами

Кроме дворца Татищев выстроил в усадьбе мавзолей и церковь. К сожалению, от этого ансамбля ныне осталось очень мало. Полностью сохранилась только церковь. На месте же дворца - одни руины; уцелела лишь его угловая башня. Пруды спущены и плотины разрыты. Парк вырублен. Однако и в этом своём состоянии ансамбль усадьбы, без сомнения, представляет историческую ценность и взят на учёт как памятник архитектуры

Село, где стояла усадьба, до революции называлось Знаменское
После 1917 года вошло в состав села Вешеловка, позже переименованного в Вешаловку

Дорога привела в сонное зимнее село, затем пошла под уклон, и сбоку вдруг возникла, словно видение, церковь

Это всё, что осталось здесь от великолепного дворца

Не знаю как назвать тех людей, не людей, которые буквально "грызли" эту красоту

Старая кладка башни, а на ней разные надписи: эта сделана, видимо по аналогии с совхозом "Красный колос", расположенном неподалёку

Трудно даже вообразить, какой красоты был дворец!

Церковь словно устремляется вверх, хорошо передана архитектором иллюзия движения

План церкви Знамения представляет трёхчастную схему русского храма с колокольней. Последняя связана с храмом открытым переходом арочного типа, являющимся входом в церковь. В XIX веке этот переход был заложен, оставлен только дверной проём. Алтарная часть прямоугольная в плане

Колокольня делится белокаменными деталями на три яруса и имеет шатровое завершение. Первый её ярус - четверик с гульбищем (террасой, охватывающей здание), последующие ярусы - круглые в плане. Церковь имеет в плане квадрат и перекрыта стрельчатым шатром, завершённом шпилем на восьмигранном основании

По углам четверика с южной и северной сторон находятся контрфорсы (упоры), также завершённые шпилями-шатрами. Эти пять основных шпилей над собственно церковью заменяют пятиглавие, что свидетельствует о свободной трактовке Баженовым церковных канонов. С востока к четверику примыкает алтарная часть, симметрично ей с запада - трапезная. И трапезная и алтарь завершаются шпилями-шатрами вместо обычных глав

Стены, пилястры и шатры выложены из красного кирпича с богатым и разнообразным белокаменным оформлением. Входные лестницы-паперти сделаны белокаменными. Главки шпилей - металлические, круглые, они ещё сохранили следы позолоты

В обрамлении зимних деревьев Церковь Знамения Богородицы сказочно красива!

Одинокая башня

Двучётка: очевидно, следы куницы

Изящество линий

Зимняя сказка

Душа радуется, глядя на такие картины!

Устремлённость ввысь

Сбоку при церкви домик

Завидую живописцам, скажем, XIX века, - не было тогда в массовых количествах заборов, проводов, заводских труб, машин и прочей дребедени, зато на лугах паслись живописные стада, по дорогам ездили живописные телеги и сани, запряжённые лошадьми... После революции, коллективизации, индустриализации, глобализации и прочих "...ций" с пейзажами в Средней России стало проблематично. "Постарались" и современные "провайдеры", или как их там, втиснув вышку связи аккурат напротив церкви

Церковь Знамения в Вешаловке - интереснейший памятник архитектуры. В нём нашло блестящее воплощение то национально-романтическое направление, которое наряду с ведущим тогда строго классическим получило своё развитие в конце XVIII века под влиянием Баженова. Здесь налицо своеобразный художественно-обобщённый сплав древнерусских архитектурных форм и новых форм классики. Такое возрождние национального русского стиля было по плечу только первооткрывателю

Богатые декоративные формы, многообразные причудливые элементы, белокаменные фронтоны и карнизы простых и сложных профилей, пилястры, ниши, арки, балконы, различной формы завершающие шпили из кирпича и белого камня - весь этот арсенал архитектурных средств в руках Баженова служит единому архитектурному замыслу церкви Знамения. В том и заключается гений зодчего, что буйство форм и насыщенность архитектурными деталями не разрушают целостность общей композиции. Он останавливается как раз на грани предельного напряжения форм. И если добавить ко всему, что зодчий пользоваля здесь только простым красным кирпичом и тёсанными белокаменными деталями, то невольно поражает полученный результат

А нам пришла пора сказать "До свиданья!" этой замечательной церкви
Среди унылой и примитивной современной застройки она очень порадовала

И в завершении снежные цветы

«Коль зовёмся мы липчанами совершенно не коренными:)) - пора узнавать свой край», - решили мы с мужем и купили тур выходного дня в туристическом агентстве «Магазин путешествий».
14 февраля, в день всех влюблённых, мы проехали 300 романтических километров по маршруту Вешаловка-Баловнево-Полибино. Такова была наша экскурсия. С маршрутами других «туров выходного дня» можно ознакомиться .
В восемь утра погода провожала нас в путешествие типичным февральско-липецким дождиком наверное на счастье поливала:)) Но чем севернее мы уезжали от Липецка, тем "снежнее" было вокруг.
Что очень порадовало - огромный автобус был полон людьми! А это значит, что есть порох в пороховницах:)) , что люди интересуются своей историей, а значит у нас, россиян, есть будущее!!! Большое будущее!!!
Сегодня приглашаю вас, дорогие мои друзья и гости:)), прогуляться с нами по Вешаловке и познакомиться с памятниками архитектуры XVIII века.
Мы вышли из автобуса и пошли... а вы с нами?:)) «Тур выходного дня. Вешаловка» на Яндекс.Фотках
Ве́шаловка - село Новодеревенского сельского поселения Липецкого района Липецкой области.
Образовалась в 1917 году результате слияния двух селений - ВешЕловки (позже поменялось на ВешА ловку) и Знаменского (село Липецкого уезда Тамбовской губернии, после 1917 г. вошло в состав села Вешаловка). В состав поместья Знаменское на 1778 год входили: село Знаменское, деревня Аршань и сельцо Кузминка.

ВешЕловка возникла в конце XVII века, Знаменское известно с середины XVIII века. Изначально Знаменское принадлежало Апраксиным , а именно Степану Фёдоровичу Апраксину . После смерти С.Ф.Апраксина имение перешло его племенникам, которые и стали распродавать земли. Однако, по данным межевой конторы Тамбовской губернии за 1778 год приводится подробное описание «дачи земель» гвардии ротмистру Якову Афанасьевичу Татищеву (1725-1806), сыну любимого денщика царя Петра I Афанасия Даниловича Татищева (1685-1750), который принадлежал к тому же роду, что и знаменитый историк Василий Никитич Татищев (1686-1750).
К роду Татищевых имеет отношение княгиня Зинаида Волконская (1789-1862) - поэт, писатель, музыкант, хозяйка знаменитого музыкально-поэтического салона в Москве, собиравшего весь цвет общества, где после ссылки в Михайловском часто бывал А.С.Пушкин. Зинаида Волконская являлась внучкой Я.А.Татищева и его жены Марии Дмитриевны Еропкиной, у которых была одна дочь Варвара Яковлевна Татищева (1764-1792), вышедшая замуж за князя Белосельского-Белозерского, бывшего посланником Екатерины II в Дрездене, а затем в Турине в Италии. Их дочь Зинаида в 1811 году выходит замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского, адъютанта царя Александра I.
Род Татищевых ведет своё начало от смоленских князей Соломерских. У царя Василия III служил Василий Юрьевич Соломерский, который за искусство раскрытия преступлений прозвался тать-ищь, т.е. разыскиватель воров (тать - вор). И это прозвище стало для его детей фамилией, с тех пор стали они не Соломерские, а Татищевы.
В 1804 году имение перешло к тверским дворянам Кожиным.
Название села Вешаловка, вероятно, произошло от слова вешний. Село расположено на пересохшей реке Сухая Лубна, в которую весной стекают вешние воды. Есть предположение, что недалеко от Вешаловки разбойники похищали свернувших с Лебедянского шоссе людей, грабили и вешали.
Главная достопримечательность Вешаловки - церковь Знамения Божьей Матери (Знаменская).

Церковь Знамения строилась с 1768 по 1784 год на средства Я.А.Татищева. Автором проекта, как предполагают, был знаменитый русский зодчий . В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов. Например, вот этот символ - шестиконечная звезда, которая, на самом деле, является знаком грома.

Именно по причине наличия якобы масонских знаков и символов церковь долго не освящали.Однако каких-либо документов, подтверждающих причастность Баженова к строительству в Знаменском (Вешаловке), пока не обнаружено.
В пользу версии о строительстве церкви Знамения по проекту В.И.Баженова говорят следующие факты:
1. особенности архитектурных приёмов, которые использовал автор.
2. двоюродный брат владельца усадьбы Я.А.Татищева Петр Алексеевич Татищев (1730-1801) входил в попечительский совет Московского университета. В 1765 году он выплатил долг В.И.Баженова Академии художеств за пенсионерскую поездку по Европе.
Задала я вопрос о причастности Баженова к строительству церкви Знамения и эксукрсоводу - Клокову Александру Юрьевичу, который сопровождал наш тур. Он рассказал о том, что сын Кожина писал, что в имении сохранились чертежи Баженова, подписанные его рукой. Однако, к большому сожалению, как и многое во время революции, чертежи сгорели...
В Правобережном округе Липецка с 29 июля 1960 года существует улица Баженова. Первоначально статус улицы был другой - переулок. Только позже, когда к переулку Баженова присоединили дополнительный участок, он стал улицей Баженова.
Знаменский храм построен в псевдоготическом стиле, не характерном для средней полосы России и напоминает больше храм Западной Европы.
Автор использует совершенно разные стили в архитектуре - традиционное барокко сочетается с псевдоготикой.

Кубовидный объём храма увенчан вспарушенным куполом со световым барабаном, высоким шпилем и крестом. По четырем сторонам храма, по диагонали, высятся высокие шпили с крестами. В куполе с четырёх сторон выполнены люкарны с ланцетовидными окнами, через которые поступает свет внутрь храма.

Церковь сделана из красного кирпича и богато декорирована белым камнем. Этим камнем отделана вся церковь, им украшены карнизы, из него выложены шпили и башенки, стрельчатые своды окон. Церковь и колокольню опоясывают несколько ярусов белокаменного декора. Колокольня была отдельно стоящей от храма, и лишь позднее их соединили переходом, поэтому в церкви Знамения нет традиционного входа с запада, через колокольню.
Входы в церковь расположены с севера и с юга построенного перехода между колокольней и трапезной. Колокольня, за исключением первого яруса, круглая и напоминает башни Московского Кремля, вверху она заканчивается шатром со слухами.
На колокольню ведёт винтовая лестница, нам посчастливилось по ней подняться, но сделать это было нелегко. То ли от того, что лестница оказалось слишком крутой, то ли по причине того, что весь тур мы прошли-протопали не меньше 12 километров, сегодня у меня болят все мышцы:))

Мы поднялись на колокольню и о чудо, пошёл снег!!!

Путешественникам эксукрсовод разрешил тихонечко ударить в колокола:)) Это был удивительный опыт...


на Яндекс.Фотках

Сегодня церковь Знамения - памятник архитектуры (федеральный).
По левую сторону от храма находится фамилиный склеп Кожиных . Склеп постигла просто дикая участь... После революции, крестьяне, отмечая Пасху и изрядно "перебрав", разорили склеп, выставляя останки Кожиных возле дверей церкви, как они говорили "пугать девок"...


на Яндекс.Фотках


на Яндекс.Фотках

В 1804 г. Татищевы продают имение Знаменское капитану артиллерии Ивану Иосифовичу Кожину. Михаил Иванович Кожин приступает к строительству усадебного дворца, разбивает огромный парк с террасными прудами и фруктовым садом.
После смерти И.Ф. Кожина Знаменское достается Михаилу Ивановичу Кожину. После смерти М.И. Кожина хозяином имения станет его старший сын Александр Михайлович Кожин. После смерти А.И. Кожина (43 лет от роду) имение наследует его жена Маргарита Семеновна (владела им до 1917 г.).
От дворца, напоминавшего средневековый замок и разрушенного после революции, сегодня сохранилась лишь часть угловой башни.
Посмотрите - башня видна за деревьями.

Ли́пецкая о́бласть - субъект в составе Российской Федерации. Областной центр - город Липецк. Образована 6 января 1954 года из смежных районов Рязанской, Воронежской, Курской и Орловской областей. Площадь - 24 047 км². По этому показателю область занимает 72 место в России и последнее среди пяти регионов Центрально-Чернозёмного экономического района. Липецкая область граничит с Курской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской областями. Население - 1 150 201 чел. (2018) - 3-е место в Центрально-Чернозёмном экономическом районе и 45-е в России. Плотность населения - 47,83 чел./км². В ноябре 2017 года, на шестом Санкт-Петербургском культурном форуме Липецкая область была отмечена министерством культуры РФ как регион, динамично развивающийся в области культуры. Много полезной информации вы найдете тут простройммагнитит

Достопримечательности и архитектура

В Данковском районе Липецкой области в имении Полибино расположено уникальное архитектурное сооружение - первая в мире гиперболоидная конструкция, стальная ажурная сетчатая башня удивительной красоты. Первую гиперболоидную башню построил и запатентовал инженер и учёный Владимир Григорьевич Шухов. Эта шуховская башня была построена и представлена на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде 9 июня 1896 года. Первую в мире гиперболоидную башню купил меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов и установил в Полибино. Гиперболоидные конструкции впоследствии строили многие великие архитекторы: Гауди, Ле Корбюзье, Оскар Нимейер. Аналогичные сетчатые башни-оболочки построены в XXI веке в Китае (610-метровая), Арабских эмиратах, Испании, Венгрии, Великобритании, Чехии, Норвегии и др. странах.

В Данкове расположен единственный в Липецкой области планетарий.

Дворец Нечаевых, конец XVIII века, архитектор В. И. Баженов. В Ельце расположены многочисленные памятники церковной и светской архитектуры, в том числе Вознесенский собор (1889; Построен по проекту известного архитектора К. А. Тона, автора Московского вокзала в Санкт-Петербурге и Ленинградского в Москве, а также - Храма Христа Спасителя). С Ельцом тесно связана жизнь И. А. Бунина, М. М. Пришвина, Т. Н. Хренникова, Н. Н. Жукова и др.


В Задонске также имеются значительные памятники церковной архитектуры и истории, в том числе три действующих монастыря.

В усадьбе Полибино расположен классический дворец XVIII века, построенный по проекту архитектора В. И. Баженова в стиле ампир в конце XVIII века и обширный парк, спускающийся от дворца до берега Дона. Эта усадьба была родовым имением Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, великого мецената России, пожертвовавшего на строительство и экспонаты Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина) в Москве более миллиарда долларов (в пересчёте по современному курсу)[источник не указан 2415 дней]. До революции в усадьбе Полибино у Ю. С. Нечаев-Мальцова гостили и творили Л. Н. Толстой, И. Е. Репин, И. К. Айвазовский, К. А. Коровин, В. Д. Поленов, В. В. Васнецов, И. В. Цветаев, А. Н. Бенуа, Ольга Книппер-Чехова, Анна Ахматова.

В Становлянском районе расположен Мещерский дендрарий - крупнейшая по площади лесостепная опытно-селекционная станция (ЛОСС) в России с собранием интродукцированной флоры из северных районов Европы, Азии и Северной Америки.

В селе Борки Тербунского района расположена Усадьба Борки, называемая так же Борковский замок. Это единственный в области памятник архитектуры в английском готическом стиле, является памятником архитектуры последней четверти XIX века. В начале века усадьба принадлежала двоюродному брату императора Николая II Великому князю Андрею Владимировичу Романову.

В Усмани находятся две Триумфальные арки в честь войны 1941-1945-х годов и победы над немецкими фашистами.[источник не указан 1721 день] На территории Чаплыгинского района Липецкой области в поместье Рязанка создан мемориальный музей П. П. Семенова-Тян-Шанского.