Тунис

Романская архитектура. Монастырь клюни Клюни. Романская и готическая архитектура

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году , тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Недалеко от Клюни находится всемирно известная экуменистическая община Тэзе .

Литература

  • «Клюни» // Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. Т.2. М.:2005
  • Мулен, Лео Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.) . - М.: Молодая гвардия, 2002. - ISBN 5-235-02450-8
  • Catholic Encyclopedia. Congregation of Cluny (англ.)

См. также

Ссылки

  • Abbaye de Cluny (фр.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Уверенность в себе
  • ВолгоМетиз

Смотреть что такое "Клюни (монастырь)" в других словарях:

    Клюни (монастырь) - (фр. Cluny; или Клюньи Clugny) имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. 11 сентября 909 года оно было подарено герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым аббату Бернону для основания нового монастыря. Клюни было изъято из под зависимости… … Католическая энциклопедия

    Клюни (значения) - Клюни (фр. Cluny): Клюни монастырь в Бургундии, Франция. Клюни (конгрегация) монашеская конгрегация, ответвление бенедиктинцев, основанная в монастыре Клюни. Клюни (Франция) коммуна во Франции Отель Клюни парижский музей.… … Википедия

    Клюни - У этого термина существуют и другие значения, см. Клюни (значения). Монастырь Клюни Cluny … Википедия

    Клюни (конгрегация) - У этого термина существуют и другие значения, см. Клюни (значения). Базилика Клюни III (реконструкция) Клюни, Клюнийская конгрегация монашеская … Википедия

    Клюни - бенедиктинское аббатство в Бургундии (см. Бургундия) (департамент Сона и Луара) основанное герцогом Вильгельмом Аквитанским. В правление аббата Одона (927 942) Клюни становится центром Клюнийской реформы, сыгравшую огромную роль в истории… … Географическая энциклопедия

    Монастырь - (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия

    Монастырь - (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история

    Клюни - и клюнийская конгрегация. К. – монастырь в верхней Бургундии, в диоцезе Макона. После того, как Франция стала оправляться от внутренних смут, а также набегов сарацин, венгров и норманнов и был восстановлен мир и тишина, дворянство с новой… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Монастырь - (греч. monasthrion уединенное жилище, от monas одинокий и threw оберегать) общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие монастыри буддийские появились во 2 пол. 1 тыс … Архитектурный словарь

    Клюни имение в Верхней Бургундии - или Клюньи (Cluny, Clugny) имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. В 910 г. оно было подарено аббату Бернону для основания нового монастыря. К. было изъято из под зависимости от какой бы то ни было светской или духовной власти и подчинено … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Это был не просто монастырь, а целая монашеская империя, в которую входило 1100 монастырей - от Англии до Италии и от Португалии до Германии. Орден Клюни насчитывал более 10 тысяч монахов.

После Великой французской революции от аббатства не осталось ничего, кроме колокольни и капеллы.


«Дорогая русская редакция Международного французского радио. Я вас, наверное, не удивлю тем, что я ваш давний слушатель и поклонник. Но, думаю, что духовные лица вам пишут не часто. Я дьякон, и мне очень хочется услышать рассказ о французских монашеских орденах. И еще я хотел бы, чтобы вы в одной из передач «По вашим заявкам» рассказали о первом французском христианском короле. С уважением отец Анатолий Сиротенко». Духовные лица, нам, действительно, пишут не часто, и я с удовольствием выполню обе ваши заявки, отец Анатолий. Сегодня я расскажу о Клюнийском аббатстве.

Свою историю Клюнийское аббатство ведет с начала 10 века. Тогда Святой Престол решил провести монастырскую реформу, в основу которой лег Устав Святого Бенедикта. Это правило было установлено в 6 веке отцом западного монашества Бенедиктом Нурсийским. Его девиз гласил «Ora et labora» («молись и работай»). Сочиненный святым Устав, предписывающий молитву (литургию), работу и учебу как важнейшие требования к монашеству, стал школой праведности для людей, пожелавших расстаться с мирской жизнью. Святой Бенедикт был не только основателем монашеского ордена, по сей день носящего его имя. Он считается одним из творцом христианского Запада. Папа Пий 12 назвал его отцом Европы. Павел 4 провозгласил его в 1964 году покровителем Запада. Вопреки общему пожеланию, он не был священником, а всего лишь дьяконом.

Аббатство Клюни было основано в Бургундии герцогом Гийомом Аквитанским в 909 или 910 году. Ему предназначалась роль главной обители реформированного бенедиктинского ордена. Первых насельников во вновь основанном монастыре было всего 12. Покровителями монастыря герцог Аквитанский выбрал Петра и Павла. А вновь образованную обитель он передал под покровительство Святого престола. С тех пор Клюнийский орден подчиняется Риму. В письме на имя Святого Отца Гийом Аквитанский писал: «Всем управляет Провидение, с этим никто не спорит. И если Провидение захочет, чтобы человек стал богатым, он им станет, если будет отпущенные ему средства употреблять правильно. Богатство человека – это освобождение его души. И я Гийом, герцог милостью Божьей, желая сделать угодное Господу для своего спасения – пока еще есть время – подумал, что будет правильным употребить часть моих богатств на богоугодное дело. Уповая на милость Христа и на любовь Бога и нашего Спасителя передаю Петру и Павлу обитель Клюни со всеми относящимися к ней угодьями» - писал в Рим герцог Аквитанский. Это письмо было также и просьбой к Святому престолу взять под свою защиту это огромное поместье, оградить его от притязаний светской власти. Рим принял этот более чем щедрый дар набожного Гийома Аквитанского.

Первый настоятель аббатства Бернон умер в 927 году. Начиная с эпохи второго настоятеля Одона, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. И здесь стоит сказать о важной детали. Согласно Хартии аббатства монахи, которых, как я сказала выше, поначалу было всего 12, выбирали настоятеля среди братьев. Это, кстати, было одним из важнейших пунктов Устава Святого Бенедикта, однако предписанию основателя бенедиктинского ордена до реформы в монастырях не следовали. Другими замечательными аббатами Клюни в первые века его истории были святые Майоль, Одилон и Гуго. Они неустанно трудились над основанием новых монастырей в соответствии с идеалами клюнийского движения. Все созданные ими на протяжении почти трех веков монастыри подчинялись аббатству Клюни. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась очень действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в Католической церкви в тот бурный для истории европейских государств и Папства период.

Влияние аббатства было настолько сильным, что Клюни получило право чеканить свою монету, открывать школы и собирать библиотеки – одним словом аббатство Клюни было не только большим духовным, но и культурным центром. Вершины своего могущества Клюни достигло при шестом настоятеле Гуго Семурском, который управлял уже не одним монастырем, а целой широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049-1109 годах. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникли по всей Франции, в Англии, Италии, Германии и Испании. При святом Петре Досточтимом, настоятеле Клюни в 1122-1156 годах, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. Из стен клюнийских монастырей вышли четыре Понтифика, в их числе Папа Григорий 7. Так что проведенная им церковная реформа была клюнийской. Своего могущества Клюнийское аббатство достигло в первой половине 12 века. До учреждения аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена обязан был провести несколько лет в самом Клюни.

Главная церковь в Клюни, строительство которой началось в 11, и завершилось в 15 веке, была одной из самых больших в христианском мире. Она была украшена великолепной резьбой по камню и замечательными росписями. По величине и великолепию она уступала лишь Собору Святого Петра в Риме. В Клюни и во всем ордене процветали разные виды искусства, включая музыку. Библиотека аббатства, в которой хранилось множество бесценных сокровищ, была частично разорена гугенотами в 1562 году. Окончательно ее разграбили революционные толпы через 200 лет – в 1790 году. Рукописи, которые монахам удалось спасти, теперь хранятся в Национальной библиотеке в Париже.

После революции от аббатства не осталось ничего, кроме колокольни и капеллы. Во второй половине минувшего века часть аббатства была реконструирована по найденным чертежам. Неподалеку от средневекового центра западного монашества находится всемирно известная экуменическая община Тэзе. Туда, кстати, часто приезжают православные из России. И уже стало традицией, по дороге в Тэзе посещать в Клюни. Да и самом бывшем аббатстве появились насельники – молодые французские католики. Так что духовная жизнь в Клюни продолжается.

Монастырь Клюни находится в 90 км на север от Лиона, недалеко от бургундского города Макон.

Все, кто интересуется историей Средних веков, знают какое влияние и значение имел монастырь Клюни в Х-ХII веках. Без преувеличения можно сказать, что здесь началось духовное возрождение Европы. После развала империи Карла Великого в Западной Европе наступило время междуусобных феодальных войн, продажи церковных должностей, пьянства и разврата. Но всегда находились люди, которых не устраивало такое положение вещей и которые хотели служить Богу.

В 909 году герцог Аквитании Гильом I Благочестивый передал аббату Бернону часть своих владений в Бургундии для основания нового монастыря Клюни, освященного в честь апостолов Петра и Павла. Изначально монастырь Клюни должен был стать образцом для духовного возрождения на Западе.

Монастырь Клюни выводился из какой либо светской или духовной власти и подчинялся исключительно Папе Римскому. В монастыре вводился древний устав Св. Бенедикта. В 931 году началось создание Клюнийской конгрегации – первого на Западе монашеского ордена. Монастырь Клюни получил право принимать в ряды своей братии монахов из других монастырей, недовольных положением дел в их обителях. Вскоре влияние Клюнийской конгрегации распространилось на всю Францию, Италию, Испанию, Польшу и часть Англии. К 1150 г количество монастырей, находящихся под влиянием Клюни достигло 2000.

Монастырь Клюни стал кузницей кадров для Римской церкви. 12 кардиналов и несколько пап, в том числе и Григорий VII были клюнийцами. Пятеро из девяти первых настоятелей монастыря Клюни причислены к лику святых. Монастырь Клюни сразу же стал важным центром образования и паломничества. Школа для детей, библиотека монастыря были крупнейшими в Европе.
Паломники, отправляющиеся в Сантьяго де Компостелла, останавливались помолиться у мощей Св. апостола Петра, находившихся в то время в монастыре Клюни.

Здания монастыря Клюни поражали своим великолепием и размерами. Базилика Клюни III, выстроенная в 1088-1022 гг. оказала огромное влияние на романский стиль. Базилика Клюни III являлась самой большой в мире до 1550 г., вплоть до реконструкции собора Св. Павла в Риме. Длина базилики составляла 187 м, а высота более 30 м.
Но уже к XII веку влияние монастыря Клюни стало уменьшаться, и другие монастырские ордена стали приходить ему на смену — прежде всего орден цистерианцев.

В эпоху религиозных войн в XVI веке монастырь был разграблен гугенотами. Но самый страшный удар нанесла Клюни французская революция. Революционеры сразу же в 1790 году закрыли монастырь, выгнали монахов и разграбили, а затем в 1793 году продали здание главной базилики по частям, на камень и взорвали. А чтобы не было возможности восстановить церковь революционные власти проложили посредине остатков здания базилики улицу. Таким образом, более чем за 100 лет до Октябрьского переворота в России французские революционеры применяли на практике то, что впоследствии с еще большим размахом повторится в России.

Сегодня сохранилось не более 10 % строений от базилики Клюни. Это Башня и Капелла, но и этого достаточно что бы представить, каким грандиозным был замысел средневековых мастеров, и что только с помощью Господа в XII веке можно было возводить такие величественные сооружения.

СРЕДНЕВЕКОВОЕ АББАТСТВО КЛЮНИ

Время наибольшего могущества Франкской империи приходится на правление Карла Великого (768–814), ставшего героем многих легенд и сказаний. Современников поражали его кипучая и неутомимая энергия, способность вникать во все детали управления государством - в дела административные, военные, хозяйственные, дипломатические и т. д. По описаниям современников, Карл Великий был огромного роста, крепкого телосложения и для своего времени человеком образованным: он интересовался многими вопросами науки, знал латинский и греческий языки, хотя писать и не научился.

В результате многих завоевательных походов владения Франкского государства значительно расширились. На юго-западе они доходили до Барселоны и среднего течения реки Эбро, на востоке - до Эльбы, Богемских гор и Венского Леса, на юге включали значительную часть Италии. Однако за внешним благополучием империи скрывалась ее внутренняя слабость и непрочность. В состав Франкского государства входили различные племена и народности, стоявшие на разных уровнях социально-экономического и культурного развития (саксы, фризы, баварцы, алеманы, баски, кельты и др.).

У входа в аббатство Клюни

По существу все войны Карла Великого велись за распространение христианства, и само Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это ясно было выражено и в его законодательстве, в котором были оговорены нормы не только права, но и морали. Но каждая из территорий, населенных определенными племенными группами и народностями, жила своей внутренней жизнью и без постоянного военного или административного вмешательства не хотела подчиняться власти завоевателя. С течением времени удерживать завоеванные территории становилось все труднее, поэтому неудивительно, что через 30 лет после смерти Карла Великого его империя распалась.

Середина IX в. отмечена еще и упадком западного духовенства, когда после распада империи Карла Великого наступила пора феодальных междоусобиц, которая привела к глубокой деградации светских кадров Церкви. Даже папство зачастую было игрушкой в руках местной аристократии. Престол Святого Петра порой занимали отпрыски знатных родов, которые видели в нем лишь средство, чтобы жить в роскоши и разврате.

Почти везде местные сеньоры назначали епископов и аббатов, выбирая их из членов семьи, если только те не находили для себя более выгодного поста. Поэтому епископы, которых называли «светскими аббатами», если и были вполне компетентны в вопросах религии, то слишком часто основной их заботой становилось вовсе не духовное развитие паствы. Не думая о своем пастырском долге, они вели себя так же, как их братья, оставшиеся в миру. Оделон, второй аббат Клюни, говорил об этом прямо: «Руководители Церкви одержимы плотскими желаниями; их распирает гордыня, снедает жадность, расслабляет похоть, мучает злоба, обуревает гнев, раздирает несогласие, извращает зависть, убивает роскошь».

Возрождаться западные монастыри начали с Х в., и началось это движение в Клюни, где Гийом Благочестивый - граф Овернский и герцог Аквитанский - владел доменом. Будучи «благочестивым», он решил обновить монастырь и сделать его образцовым, для чего призвал аббата Бернона, которому и доверил Клюни. В документе говорилось, что монастырь освобождается от всякой светской и духовной юрисдикции и будет подчиняться только Святому престолу. Другие монастыри в той или иной степени зависели от сеньора или короля, контролировавших их доходы и назначавших по своему усмотрению монахов, которые должны были управлять обителями. Новое же аббатство должно было быть защищено от коррупции, и аббат Бернон и его последователи постарались из этой счастливой независимости извлечь максимум преимуществ. Это им вполне удалось, так как монахи Клюни довольно скоро прославились суровостью жизни, а также пышностью и великолепием своих богослужений.

По примеру Клюни начали реформироваться и другие монастыри, принимавшие зависимость от клюнийского аббата, который, таким образом, превратился в «главу ордена». В конце XI в. в Европе уже насчитывалось 1450 аббатств и приоратов, подчиненных Клюни; в них жило около 10 000 монахов.

Жизнь аббатов в то время не ограничивалась стенами монастыря, которым они руководили. Значительную часть времени занимали путешествия и поездки, т. к. настоятели навещали властителей, жаждавших их совета. Аббаты Клюни (в частности, аббат Майель) общались со всеми правителями своей эпохи: с королем Бургундии, Оттоннами и др. Аббат Майель был другом Гуго Капета, который отказался от титула «светского аббата» Мормутье и просил Майеля восстановить эту обитель. Одилон, ставший аббатом Клюни в 1000 г., не уставал мерять шагами Францию, Бургундию, Аквитанию, Италию…

Аббаты крупных монастырей относились к числу наиболее известных и наиболее влиятельных людей своего времени, и это стало возможным в результате их основной деятельности - проведения монастырской реформы. Целью ее было утверждение в монастырях (в несколько измененном виде) устава, выработанного святым Бенедиктом Нурсийским и дополненного святым Бенедиктом Ангианским.

Святой Бенедикт Ангианский основал в своем имении в Лангедоке монастырь, который прославился строгостью и полнотой исполнения устава Бенедикта Нурсийского. В 817 г. на Ахенском соборе был принят составленный им статут для монахов (из 80 пунктов), и один из этих пунктов гласил: «Утешать бедных, одевать нагих, помогать несчастным, поддерживать сокрушенных сердцем». И принцип этот, соответствовавший духу Евангелий, в полной мере воплощался в благотвори тельной деятельности монахов аббатства Клюни.

Особенно тесно с благотворительностью был связан монах, раздававший милостыню. Он должен был принимать бедных путешественников и паломников, странствующих священников и монахов и особенно бедняков, просивших пищи и приюта на несколько дней. Для этих целей предназначался специальный странноприимный дом, возведенный вне стен монастыря. Каждый, кто останавливался в обители, получал из монастырской пекарни хлеб, а когда странник уходил, ему давали хлеба и в дорогу. При приходе и уходе его угощали вином в том же количестве, какое полагалось монаху. С разрешения аббата раздатчик милостыни (елемозинарий) должен был приводить в трапезную бедных священников, путешествующих пешком, если встречал их на дороге. Для них в особой миске сберегалось то, что оставалось от ужина монахов, а также выделялось некоторое количество вина. Им также приносили крепкий посох из самшита.

Раздатчик милостыни должен был знать о всех нуждающихся в округе, для чего один раз в неделю ходил в деревню и расспрашивал людей. Во всех клюнийских монастырях, располагавших достаточными средствами, он каждый день раздавал еду беднякам. В самом Клюни каждый день готовили 12 «пирогов» (ржаных хлебов), каждый из которых весил 3 ливра, для раздачи детям, убогим и старым людям. В дни, когда монахи получали «генеральную» (дополнительную) пищу, для бедняков жарили мясо. Если кто-то из монахов умирал, его доля пищи в течение 30 дней раздавалась как милостыня.

Одежду, которую монахи носили в течение года, потом тоже раздавали бедным. Но этим уже заведовал монастырский эконом, полномочия которого были шире, чем у раздатчика милостыни. Он же выдавал монахам по 2 денье, которые каждый должен был в Святую субботу отдать какому-нибудь бедняку, предварительно омыв ему ноги.

Между собой монахи аббатства Клюни должны были соблюдать заповедь молчания, зато в обществе тех, кому давали приют, они становились словоохотливыми. И то, о чем они говорили, потом разносилось их гостями по разным краям. Так что можно сказать, что монахи во многом формировали общественное мнение того времени на всех уровнях социального общества, но в основном все-таки в низших его слоях.

Большое место в таких разговорах занимали рассказы о чудотворной силе покровителей монастырей, о совершенных ими исцелениях, воздаяниях за благочестивую жизнь и наказаниях для грешников. Святые были неотделимы от Бога, от имени Которого они совершали чудеса. Таким образом, мысль о том, что чудеса совершаются Иисусом Христом, а святые - Его посредники, постоянно высказывалась клюнийскими монахами. И идея вечного Бога - единственного и всемогущего, Который прощает грешников и поощряет благочестивых - постоянно распространялась среди населения.

Во всех средневековых обителях Западной Европы наблюдалась склонность монахов к безмолвию и желание соблюдать его повсюду. Но так как совместная жизнь предполагает общение, то, чтобы не нарушать безмолвия обители, монахи использовали либо деревянную дощечку, покрытую воском, либо язык жестов. Так, в аббатстве Клюни (по словам Л. Мулена) насчитывалось 35 жестов для описания еды, 37 - для людей, 22 - для одежды, 22 - для богослужений и т. д. Чтобы «обозначить», например, молоко, монах клал мизинец в рот, как делают дети. Для «обозначения» хлеба большим пальцем руки рисовали круг, прижав к этому пальцу два других.

Язык жестов не был одинаковым для всех монашеских орденов, и потому язык жестов аббатства Клюни не был понятен в других обителях. В Клюни «говорили», например, «горчица», прижимая первую фалангу мизинца к большому пальцу; монахи же других монастырей для обозначения «горчицы» помешивали пальцами одной руки в другой руке, собранной в горсть, что обозначало соус, приготовляемый поваром…

Переписывание рукописей в массовом сознании до сих пор предстает как наиболее типичная повседневная работа монахов, и действительно, до XIII в. книги переписывались исключительно монахами. Переписывать Евангелие, Псалтирь или Молитвослов поручалось наиболее благочестивым монахам, и хотя в день они переписывали не более 5–6 страниц, в монастырях со временем составились богатые библиотеки. В XII в. говорили: «Монастырь без книг, что гарнизон без продовольствия». А так как книги были очень дорогими, то в аббатстве Клюни (а также и в других) их приковывали цепями. И если аббатству грозила опасность, то именно книги нужно было спасать в первую очередь…

Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга 1 автора Юнгеров Павел Александрович

Послеотеческое и средневековое толкование (VII-XVI вв.). С VI-го столетия начинается упадок богословского и всякого иного образования на Востоке и Западе. Этот упадок соответственно отразился и на толковательной литературе: вместо самостоятельных толкований стали

Из книги Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах автора Безрогов В Г

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВАЛЛИЙСКОЕ СКАЗАНИЕ О ДЕТСТВЕ "Мабиногион" - такое название присвоила сборнику валлийских волшебных легенд, записанных в XI–XII вв., их первая издательница и переводчица на английский язык леди Шарлотта Гест. Это множественное число от валлийского Mabinogi

Из книги Европа в Средние века. Быт, религия, культура автора Роулинг Марджори

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Клюни В период «темных веков» назрело всеобщее недовольство положением в Церкви. Распад империи Каролингов и набеги норманнов, сарацин и венгров привели к разрухе и анархии в Европе. Многие церкви и монастыри были разграблены и сожжены. Светская инвеститура приводила к

Из книги История христианства. Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации автора Гонсалес Хусто Л.

19 Часть третья. Средневековое христианство 20 Новый порядок Если варвары были посланы в пределы Римской империи для того… чтобы церковь Христова пополнилась гуннами и свевами, вандалами и бургундами и другими многочисленными верующими, нам надо воздать хвалу Божьей

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

АББАТСТВО СЕН-ДЕНИ К началу ХХ в. Сен-Дени, расположенный к северу от Парижа, был небольшим городком, заурядным и скучным. Но его собор был главным храмом монастыря, основанного еще в III в. святым Дионисием - просветителем Франции. Аббатство Сен-Дени располагалось в

Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.

ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО Христианизация англосаксов продолжалась почти целое столетие - с 597 г., когда присланные римским папой миссионеры убедили короля Кента креститься, и до конца VIII в. Но общинники долго сопротивлялись чуждой им вере, т. к. языческие обряды были

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

Глава 3. Средневековое вольнодумство Средние века охватывают огромный - тысячелетний - период истории человечества. Условно началом средневековья принято считать год падения Западной Римской империи (476 г.), концом - Английскую революцию XVII в.Что же позволяет выделить

Из книги История российского мусульманства. Беседы о Северном исламе автора Бухараев Равиль

Из книги автора

Средневековое мусульманское государство: идеал и практика Очевидно, что сама система государственной бюрократии и государственного управления была во многом заимствована Волжской Булгарией у государств Средней Азии и восточного Ирана. В свою очередь, эти исламские

Аббатство Клюни (Abbaye de Cluny), расположено в департаменте Сона и Луара, в 17 километрах на северо-запад от Макона и представляет собой уникальный по своему историческому значению монастырский комплекс, игравший значительную роль в религиозных, политических и общекультурных преобразованиях средневекового общества.

К 10 веку Францией правила каролингская династия, но под нарастающим давлением викингов и сарацин авторитет королевской власти сильно ослаб, в результате чего местные власти получили большую независимость. Это явление было особенно выражено на юге и в регионе Макона, где было основано аббатство Клюни. Церковь в то время погрязла в феодальных распрях и в спорах между белым и черным духовенством в отношении десятины. Религиозный кризис затронул в особенности монашествующий клир. Многие монастыри стали жертвами скандинавских набегов или были захвачены знатью. Кризис был усугублен тем, что бенедиктинский устав, регулировавший жизнь в монастырях, соблюдался не везде.

В этой ситуации в 909 или в 910 году герцогом Аквитании и графом Оверни Гийомом I было основано аббатство Клюни, которое подчинялось непосредственно Папе Римскому и обладало политической независимостью. Совсем скоро Клюни сделалось символом религиозного обновления, став очагом преобразований бенедиктинского устава и интеллектуальным центром начала периода зрелого Средневековья.

Строительство монастырского комплекса разделяют на три этапа:

1. Аббат Бернон – первый аббат Клюни – инициировал строительство церкви в 910 году, которое завершилось уже после его смерти в 927 году.

2. К 981 году было построено новое здание, заменившее предыдущее по причине его малых размеров. Это здание имело сложную апсидную часть с несколькими малыми апсидами и притвор в западной части. Его архитектура отразила развитие паломничества и усложнение литургических практик. В трансепте была возведена высокая колокольня. Такое расположение колокольни стало правилом почти для всех романских построек в этом регионе.

3. Развитие ордена и увеличение численности монахов требовали дальнейшего расширения аббатства. Третий этап строительства, начавшийся к концу 11 века при аббате Гуго (впоследствии канонизированного), продолжался больше века. В 1130 году был построен неф, и примерно в это же время началось строительство северного рукава трансепта и башен притвора. Во второй половине 12 века строительство было приостановлено и возобновлено только в начале 13 века. В 1220 году был завершен притвор, построенный уже в готическом стиле. С этого момента и на протяжении почти трех веков церковь аббатства считалась самым крупным храмом на Западе (187 метров в длину и 30 метров в высоту) до возведения базилики святого Петра в Риме в 1506 году.

К концу Средних Веков и с началом Возрождения с его религиозными войнами политическое и экономическое положение аббатства ослабло. А в период Французской Революции монастырский комплекс сделался источником строительных материалов для близлежащих домов буржуа. Знаменитая на весь мир библиотека была сожжена, а внутреннее убранство помещений разорено.

Сейчас на территории аббатства сохранились лишь постройки 17 и 18 веков и ничтожная часть здания третьего этапа строительства (сохранность менее 10 процентов), детали которого известны нам по средневековым схемам.

В плане здание имеет форму архиепископского креста: у него два трансепта. Большой трансепт, от которого сохранилось только три четверти крыла, был настолько велик, что его помещение можно было сравнить с небольшим собором. Этот трансепт венчали три колокольни. Колокольня Святой воды все еще высится на южном крыле (восьмиугольная в плане романская башня высотой 31 метр), в то время как две другие разрушены. Восточнее, между хоров находится так называемый «утренний трансепт», от которого тоже сохранилась только часть. Область перекрестия венчала башня (назначение которой не ясно), включавшая в себя глухой восьмигранный барабан со шпилем. Основной неф был окружен четырьмя боковыми, а высота свода достигала 33 метров.

Еще можно увидеть останки барабанных башен, которые окружали портал и нижние части притвора.

Помимо остатков церкви на территории аббатства расположены следующие здания:

Дворец Жана Бурбонского (15 век), в котором содержатся некоторые элементы внутреннего убранства старой церкви (11-12 века) и скульптуры из близлежащих средневековых домов. Здесь же представлен макет монастырской церкви времен его расцвета.

Монастырские здания 18 века, отличающиеся строгостью и величием и свидетельствующие о реформе Мавристов, повлиявших на эстетические предпочтения монахов.

Сарай 13 века, под дубовым покрытием которого выставлены восемь капителей – шедевры романской скульптуры.