Вьетнам

Аэропорт Камрань Вьетнам: расписание рейсов, фото, расположение. Город Камрань (Cam Ranh) - аэропорт Нячанга во Вьетнаме География воздушного сообщения

Министерство обороны прорабатывает вопросы возможного возвращения на Кубу и во Вьетнам, где ранее находились советские (российские) военные базы, сообщил в пятницу в Госдуме замминистра обороны РФ Николай Панков

"Мы этой работой занимаемся", — сказал Панков, подчеркнув, что не хочет детализировать этот вопрос.

По его словам, в настоящее время руководство Минобороны переосмысливает те решения, которые были приняты по ликвидации баз в этих странах.Советские (российские) военные базы находились на Кубе и во Вьетнаме до 2002 года.

В Камрани во Вьетнаме находилась военно-морская база ВМФ. в Лурдесе на Кубе располагался радиоэлектронный центр — главный советский, а затем и важнейший российский зарубежный центр радиоэлектронной разведки...



Камрань: время разбрасывать камни, время их собирать...

Как говорил один персонаж советского мультфильма, дерево просто так жужжать не станет. Тем более в наше время. И, если снова начались все более активные разговоры вокруг базы в Камрани, то видимо, за этим скрыто нечто большее, чем кажется на первый взгляд.

17 мая 2016г. посол Вьетнама в России Нгуен Тхань Шон выступил с заявлением, в котором сказал, что Вьетнам не против возвращения России на военную базу в Камрани, но это сотрудничество не должно быть направлено против третьих стран.

"Политика Вьетнама заключается в том, чтобы не вступать в военные союзы или союзничать с одним государством против другого. В этом контексте реализация портов Камрани для многостороннего международного сотрудничества в целях обеспечения морских транспортных услуг, ремонта судов и развитии военной техники для обеспечения мира и стабильности в регионе является подходящим направлением".

Стоит разобраться, что за всем этим стоит. Просто потому, что такие заявления просто так послы не делают.

Итак, база Камрань.



История началась в далеком уже 1979 году, когда через два месяца после окончания вьетнамо-китайского конфликта СССР и Вьетнам подписали соглашение об использовании порта Камрани как пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) советского Военно-морского флота сроком на 25 лет.

В дальнейшем здесь была создана крупнейшая советская военная база за рубежом общей площадью 100 кв. км. Вся инфраструктура была модернизирована. На аэродроме постоянно базировался 169-й гвардейский отдельный смешанный авиационный полк трёхэскадрильного состава авиации ТОФ, включавший противокорабельные ракетоносцы Ту-16К, морские разведчики-целеуказатели Ту-95РЦ, противолодочные самолёты Ту-142, истребители МиГ-23МЛ, а также вертолётный отряд на Ми-14.

По договору на базе одновременно могли находиться 8—10 советских надводных кораблей, 4—8 подводных лодок с плавбазой и до шести других судов. Кроме того, разрешалось одновременное пребывание на аэродроме 14—16 самолётов-ракетоносцев, 6—9 разведывательных и 2—3 транспортных. По согласованию между Министерством обороны СССР и Министерством национальной обороны СРВ количество кораблей и самолётов могло увеличиться.

На ПМТО в Камрани возлагался ряд задач: обеспечение кораблей и судов во время стоянки электроэнергией, водой, ГСМ, продовольствием; поддержание установленных запасов МТС, их выдача и доставка на проходившие корабли и суда советского ВМФ; осуществление транзитной связи между судами и кораблями из зоны Тихого и Индийского океанов с командными пунктами Тихоокеанского флота и ВМФ; использование аэродрома для базирования противолодочной и разведывательной авиации; развитие и поддержание советско-вьетнамского содружества.

С началом базирования 17-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота Камрань получила статус военно-морской базы.


Согласно советско-вьетнамскому договору, аренда базы была безвозмездной. С 1991 года вьетнамская сторона неофициально предлагала СССР, а затем и России оплачивать аренду.

В 2001 году руководство России приняло решение не продлевать договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировать базу. Министр иностранных дел России Игорь Иванов отмечал в 2002 году, что «на протяжении 10 лет наш военно-морской флот не выходил в Индийский океан и не пользовался услугами военно-морской базы».

База была закрыта следом за закрытием военной базы в Лурдесе (Куба). Последние российские военнослужащие покинули Камрань в мае 2002 года.

Такова предыстория.

Следует заметить, что сразу же после поспешного ухода их Камрани наших военных, на представителей Вьетнама вышли бравые ребята из Пентагона. И предложили сдать им Камрань в аренду.

Порт Камрани считается одним из лучших глубоководных портов мира. Плюс еще бывший американский аэродром, который США потеряли в ходе войны в 1975 году, а наши неплохо модернизировали.

К чести вьетнамцев надо сказать, что с памятью у них все отлично. И американцы порт и аэродром не получили. Камрань продолжала существовать как порт и международный аэропорт, скажем так, в усеченном порядке.

Прошло 10 лет. За это время многое изменилось. Менялась понемногу Россия, менялась и обстановка вокруг нас. Как-то незаметно русские из категории "нищих и убогих" перешли в иную категорию. И вдруг Камрань снова всплыла, как всплывает в середине ордера подводная лодка вероятного противника.

12 ноября 2013 года, буквально через полгода после вступления в должность, Владимир Путин и Президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг подписывают соглашение о создании совместной базы для обслуживания и ремонта подводных лодок в Камрани.



Замечу, что подписание этого соглашения не привлекло особого внимания.

Но все самое интересное было впереди.

В феврале 2014 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что Россия расширит свое военное присутствие в мире: идут переговоры по размещению военных объектов с Вьетнамом и Кубой, а также ведется «активная работа на Сейшельских островах, в Сингапуре, в Алжире, на Кипре, в Венесуэле, Никарагуа и еще ряде стран».

Шойгу отметил, что на экваторе и в других регионах мира необходимо обеспечить дозаправку самолетов Дальней авиации РФ.


И с весны 2014-го аэродром Камрани впервые стал использоваться для обслуживания самолётов Ил-78, которые обеспечивают дозаправкой топливом в воздухе стратегические ракетоносцы Ту-95МС.

Это уже не присказка, но еще и не сказка. Хотя сказка от 2014 года уже была в самом разгаре. И, наблюдая за этой сказкой, мы просто упустили моменты, которые начали развиваться на другой стороне земного шарика. Во Вьетнаме.

В ноябре 2014-го, во время визита в РФ генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга было подписано соглашение об упрощенном порядке захода российских кораблей во вьетнамский порт Камрань.


Как пояснили в Минобороны России, российским кораблям и судам после несения службы в Мировом океане требуется лишь уведомление портовых властей, чтобы совершить заход в Камрань. Это стало важным событием, хотя бы потому, что Вьетнам стал второй страной (после Сирии) с которой Россия договорилась о «согласительном» порядке захода кораблей ВМФ.

Вот это уже серьезнее. Президент — это хорошо, но кто жил в СССР, прекрасно понимает, что в стране с социалистическим укладом и порядком генсек правящей (а во Вьетнаме единственной) партии — это весомее вдвое.

Уже тогда некоторые военные эксперты предположили, что не за горами подписание с Вьетнамом и другого соглашения, которое также действует с Сирией — о создании пункта материально-технического обеспечения ВМФ России (ПМТО) в Камрани, вернее — его возвращении.

Да, их мало кто услышал, потому что какая тут Камрань, когда такие дела происходят. Крым уплыл!

Но вот понемногу все успокоилось (если можно так выразиться), Крым остался в новом-старом историческом порту приписки, НАТО начало очередные шевеления у наших границ, и вот снова всплывает Камрань. Да еще и в комментариях посла Вьетнама в России.

Стоит сказать несколько слов о самой базе в Камрани.

Это не сирийский Хмейним, нет. Это намного мощнее.

Если Хмейним действительно ПМТО, так сказать, бензоколонка с минимаркетом,

то Камрань — полноценный глубоководный порт с отличной инфраструктурой.

В советские времена вывеска ПМТО скрывала за собой полноценную военно-морскую базу 17-й оперативной эскадры. Здесь одновременно находилось 8-10 надводных кораблей и до восьми подлодок. Плюс суда обеспечения. Наличие такого количества полноценных боевых кораблей позволяло Тихоокеанскому флоту контролировать юго-западную часть Тихого и весь Индийский океан.

Есть ли в этом необходимость сегодня? Пожалуй, самый главный вопрос.

Здесь есть смысл просто посмотреть на карту мира.

Камрань — некий перекресток на пути из Тихого в Индийский океан. И действительно, оттуда легко контролировать многие перемещения судов вероятного "партнера". Плюс еще, очень немаловажный, до Персидского залива — рукой подать. Нашими мерками. А что такое Залив для наших "партнеров", говорить не надо.

Камрань (в отличие от Хмейнима) очень сложно "запереть на замок". Это не Средиземная лужа, которую можно реально закрыть Босфором и Гибралтаром.

Кроме того, в регионе есть как минимум два стратегических союзника.

Это Вьетнам и Индия.

Плюс Китай, у которого статус менее определенный.

И от амбиций Китая происходят последнее время почти все головняки в регионе. Но так как связка Китай-КНДР выступает на противоположной стороне от связки США-Япония-Южная Корея, то можно сказать, что мы можем дружить против нашего вероятного противника.

И еще один довод к вопросу о целесообразности. Раз так вышло, что работающая вроде бы против Ирана система ПРО возле наших границ в Румынии, Польше и прочих местах, танки в Прибалтике и той же Польше — это элементы глобальной борьбы за мир во всем мире, то в этом случае наше присутствие в других регионах, да еще не с танками, а чем-либо поэффективнее, вполне оправдано.

Никто не ведет речь о создании такой системы баз, какая есть у США. Нам не догнать их никогда, да и смысла нет никакого. Но необходимость в опорных точках в разных частях мира, те же комплексы слежения — это все действительно нужно и важно.

Нет никаких сомнений в том, что в дальнейшем мы будем наблюдать одну и ту же картину: размещение различных военных объектов США (НАТО — не более чем ширма) около наших рубежей. Значит, ответ должен быть. Действительно, не очередная безумная гонка вооружений, а способность дать именно адекватный ответ.

Или, что мне нравится намного больше — способность быстро и неотвратимо нанести упреждающий удар. Из таких мест, чтобы Пентагону было максимально трудно его заблокировать. Поближе, так скажем.

Кстати, базу в Лурдесе кубинцы тоже никому не сдали, если что.


В минувшие годы было разбросано много камней. Даже слишком много. Перечислять не стоит, сплошные огорчения, да и только. Но, как было сказано в умной книге, если было время разбрасывать камни, то рано или поздно настанет пора эти камни собирать.

Видимо, это время настало еще в 2014 году.

Да, в той самой умной книге было еще продолжение фразы. В нем говорилось о том, что есть время обнимать, и есть время уклоняться от объятий.

Перефразируя, скажу так: нас уже наобнимали. Нацеловали. Все эти парни и леди из стран "просвещенной демократии". Вот только почему-то все эти поцелуи и объятия хочется назвать иудиными. Особенно в свете последних событий вокруг наших границ.

Так что время собирать разбросанные камни пришло.

И пришло время уклоняться от объятий "партнеров". Ни к чему это хорошему не приведет.

Конечно, будут и противники нашего присутствия в Камрани и прочих местах, из числа наших сограждан. Без этого никак. Начнут верещать о плохих дорогах и голодных пенсионерах. Но это песенка старая и никчемная. Наслышаны.

Но коль мы хотим действительно быть силой, с которой будут считаться, то придется понять, что камни действительно нужно собрать заново.

Хотя бы для того, чтобы дать этим камнем по башке очередному лезущему обниматься с камнем за пазухой. Ну, надеюсь, все поняли, о ком это я.


ПМТО Камрань.

Выигравший войну и объединенный Вьетнам занимал стратегическое положение для действий советского флота в этой части океана, и наше флотское командование не собиралось игнорировать эту возможность.

В 1978 году экспедиционный отряд под руководством капитана 2 ранга Архипова В.И. выполнил комплексные гидрографические работы на подходах и в портах СРВ.


Переговоры о создании советской военной базы во Вьетнаме были сложными и даже несколько раз прерывались. Дело в том, что после разгрома сайгоновских марионеточных войск и американских оккупантов и объединения Вьетнама, многие страны мира стали помогать Вьетнаму в восстановлении разрушенной в течение 30-летней войны экономики.

При подготовке соглашения о заходе советских кораблей в бухту Камрань вьетнамское руководство опасалось, что после его подписания и вступления в силу, некоторые страны откажутся оказывать Вьетнаму экономическую помощь. И действительно, как только было подписано соглашение о заходе наших кораблей в бухту Камрань, многие страны, в результате антивьетнамской пропаганды, экономическую помощь прекратили и только СССР и страны социалистического содружества продолжали эту помощь. Справедливости ради надо заметить, что в ходе подготовки соглашения о заходе наших кораблей в бухту Камрань отрицательное мнение высказывали некоторые представители нашего Генерального штаба, но уж очень настаивали на необходимости такого соглашения Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков и министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов.


В декабре 1978г. представительная делегация офицеров центральных управлений ВМФ и Тихоокеанского флота под руководством адмирала В.Козлова прибыла в Социалистическую Республику Вьетнам. Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Горшков при инструктаже дал указание ознакомиться с тем, что осталось в Камрани после ухода оттуда американцев. Нужно было выяснить отношение вьетнамского командования к возможности использования этого места для базирования кораблей боевой службы ТОФ (не исключая, конечно, совместного его использования). Вьетнам начинал получать новые корабли и катера советского производства, в наших учебных центрах и училищах прошли обучение почти 2 тыс. моряков из ДРВ. Причем приехавшим самим удалось увидеть, как идет сотрудничество.

Советская делегация облетела и объехала пункты базирования вьетнамского ВМФ: Хайфон, Халонг, Нячанг, Вунгтау, Дананг.

В последнем, встретили группу советских военных моряков, помогавших вьетнамцам осваивать недавно переданные им сторожевики пр. 159 «СКР-82» и «СКР-96». Руководил их обучением капитан 1 ранга А.Коломнин. Наши моряки тогда успешно выполнили непростую задачу и впоследствии все были награждены вьетнамскими медалями.

Ознакомиться с бывшей американской базой Камрань нашей делегации разрешил командующий вьетнамским ВМФ контр-адмирал Кыонг. База занимала большую территорию, чтобы объехать ее территорию, потребовалось около трех часов. Судоремонтная мастерская, снабженная гидроподъемниками по 100 тонн, привлекла особое внимание наших инженеров. Два бетонированных причала могли принимать корабли любого класса. Правда, один из них был серьезно поврежден взрывом в центральной части. Все объекты на побережье соединялись системой водоснабжения и энергоснабжения, также основательно поврежденной отступавшими американцами. Внимание авиаторов привлек аэродром с двумя взлетными полосами протяженностью более 3 тыс. метров. Одна полоса нуждалась в достройке - полностью разрушенным оказался командный пункт управления. Изучение этого объекта заняло несколько дней, наших всегда сопровождали вьетнамцы, удивлявшиеся работоспособности и знаниям наших специалистов. Морскую рекогносцировку пришлось проводить на джонке с подвесным мотором.

Завершив ознакомительную работу, 25 декабря вся группа самолетом возвратилась в Ханой. Из советского посольства В.Козлов связался с Москвой по закрытому телефону и переговорил с начальником ГШ ВМФ Г. Егоровым, а затем доложил об увиденном и самому главкому. Вывод мог быть один: после восстановительного ремонта в Камрани можно иметь хороший пункт материально-технического обеспечения наших кораблей. По рекомендациям Адмирала Флота Советского Союза С. Горшкова подготовили проект протокола и ряд справочных материалов для обсуждения с вьетнамским руководством. Согласование текста протокола с командующим ВМФ контр-адмиралом Кыонгом было сложным. Затем В.Козлов и Кыонг направились на доклад к первому заместителю министра обороны генерал-полковнику Чан Ванча. В часовой беседе оговорили принципиальные положения, остановились на возможности совместного использования пункта базирования советскими и вьетнамскими морскими силами. Решили вопрос и по использованию аэродрома, который нуждался в создании оборудованного КП авиации. 30 декабря вместе с командующим ВМФ подписали протокол, и в тот же день наша делегация отправилась самолетом в Москву.

Китайская агрессия в феврале-марте 1979г. против Вьетнама, ускорила подписание Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о заходе и стоянках советских военных кораблей и о посадках советских военных самолетов Военно-Морского Флота в военном порту и на аэродроме Камрань. 6 марта 1979г. советское боевое судно поставили в док в Дананге. В марте-апреле 1979г. отряд из 3 кораблей которым командовал капитана 1 ранга Д. Чериватый в составе БПК «Василий Чапаев» (командир Э. Знахуренко), сторожевика «СКР-46» и тральщика «Трал» выполнили заход в Камрань. Это был один из первых заходов советских кораблей после эскадры Рожественского в 1905 году. Экипажи в Камрани обследовали что осталось от американцев, осмотрели водолазами пирсы, провели измерение глубин в акватории. Все сфотографировали и описали.

Окончательные переговоры по созданию ПМТО и его совместному использованию, как и подписание двустороннего соглашения, были проведены в Ханое первым заместителем главкома ВМФ адмиралом флота Н. Смирновым 2 мая 1979г. было подписано двустороннее Соглашение между правительствами СССР и СРВ об использовании Камрани как ПМТО Тихоокеанского флота - фактически договор о безвозмездной аренде на 25 лет. В этот же день, на основании этого Соглашения, по распоряжению Генерального штаба Вооруженных Сил СССР на основании директивы штаба ТОФ № 13/1/0143 от 28.08.1980г. был образован Пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) на полуострове Камрань СРВ - в/ч 31350. В соответствии с Соглашением в ПМТО могло одновременно находиться 10 надводных кораблей, 8 подводных лодок с плавбазой и 6 вспомогательных военно-морских судов. На аэродроме разрешено одновременное пребывание 14-16 самолетов-ракетоносцев, 6-9 разведывательных самолетов и 2-3 транспортных самолета. Исходя из обстановки, количество кораблей и самолетов могло быть увеличено по согласованию между МО СССР и СНО СРВ.

В мае 1979г. по иностранным данным советская субмарина впервые зашла в залив Камрань (по некоторым данным это была АПЛ пр.659 «К-45»), а с сентября на аэродроме Дананг стали базироваться советские самолеты разведчики. 5-10 ноября 1979г. с первым официальным визитом во вьетнамский порт Хайфон при возвращении с боевой службы в Индийском океане пришел отряд кораблей под командованием первого заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Н.Я.Ясакова в составе РКР «Адмирал Фокин», БПК «Строгий» и ЭМ «Возбужденный».


В декабре 1979 года, Главнокомандующий Адмирал Флота Советского Союза С. Горшков посетил Камрань, посвятив знакомству с ее объектами целый день. Главкома сопровождал назначенный командиром ПМТО капитан 1 ранга Анохин. Горшков остался недоволен медленными темпами восстановительных работ, в результате чего, тут же последовали необходимые распоряжения. Его указания вскоре дали результат.

3 февраля 1980г. в бухту Камрань на «объект 075» пришел БДК бортовой номер 060, на котором прибыли 200 матросов, старшин и офицеров. Они разгрузили имущество будущей ПМТО. В апреле 1980 года на борту «ПМ-156» (капитан 3 ранга А.Шувалов) на полуостров Камрань прибыл первый состав ПМТО в количестве 54 человек, а уже в ав-густе 1980 года состав увеличил-ся за счет группы связи на 24 че-ловека. В тот период на полуост-рове личный состав размещался в старых вьетнамских домиках и палатках. Вспоминает Ларионов В.В., тогда старший лейтенант, помощник начальника узла связи: «Прибывшим в 1980 году, конечно же, было тяжело. На питание не жаловались. Но трудностей было немало: вода с сильным запахом хлора, отсутствие кондиционеров, телевидения, свежих газет, отсутствие помещений, где можно было бы отдохнуть, выспаться. Спали в КУНГах - спецмашинах на боевых постах по - очереди, матросы также по-очереди в кабинах автомашин на сиденьях. Жара 40 - 45 градусов днём, влажность воздуха до 80% ночью …

Ночная стрельба из стрелкового оружия в расположенных совсем рядом вьетнамских подразделениях. Змеи, москиты, малярийные комары… Днём и вечером вместо отдыха - работы по расчистке и благоустройству отведённой каждому подразделению территории. Зачем, почему я здесь?

Эти вопросы каждый задавал себе. Но, честно признаюсь, утешало другое: ведь здесь же были русские люди в начале 20-го века, а условия их пребывания были ещё хуже. Здесь, в бухте Камрань и вне бухты в открытом море, русские моряки 2-й Тихоокеанской эскадры загружали свои корабли углём, продовольствием, медикаментами, техническим имуществом перед грядущим Цусимским сражением…. Им было тяжелее. Когда всё это начинаешь представлять и осознавать, накопившаяся усталость уходила.

А когда я прибыл на полуостров Камрань в 1998 году командиром 922 ПМТО, увиденное меня не просто поразило, потрясло. Ведь всё это построили, обустроили такие же люди, как я. Тогда я понял: перенесённые нами тяготы, лишения, трудности не были напрасными».

Командованием Вооруженных Сил и правительством СССР на 922 ПМТО возлагались сле-дующие задачи:

- обеспечение базирования кораблей и судов во время стоянки в порту Камрань, снабжение их электроэнергией, водой, ГСМ и продовольствием;

- «поддержание установленных за-пасов МТС, выда-ча и доставка на проходящие ко-рабли и суда ВМФ МТС (в т.ч. ЗИП, техническое и шкиперское иму-щество);

- осуществление транзитной связи кораблей и судов ВМФ с КП ТОФ и ВМФ из зоны Тихого и Ин-дийского океанов;

- использование аэродрома в Камрани для базирования проти-володочной авиации и самоле-тов-разведчиков;

- оказание квалифицированной медицинской помощи;

- сохранение собственной инф-раструктуры;

- развитие и поддержание рос-сийско-вьетнамского содружест-ва.

Используя базу в Камрани Советский Союз использовал свой флот для продвижения своей политики в районе юго-восточной Азии.

Этот район находился в непосредственной близости к нескольким экономическим, политическим и военным центрам Китая, государствам блока АСЕАН, Индийскому океану, Малаккскому и индонезийским проливам. Советский флот расширил районы своего присутствия. Советское военно-морское присутствие в западной части Тихого океана неуклонно росло: 6900 ходовых-часов в 1979, 10 400 в 1980 году и 11 800 в 1981. Флотилия из четырех кораблей во главе с авианесущим крейсером «Минск» появилась в Сиамском заливе в октябре 1980, после боевой службы в Южно-Китайском море в сентябре, одиночный крейсер появился у Сингапурского побережья в феврале 1983.

В соответствии с Соглашением между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам от 2 мая 1979 года и на основании приказа министра обороны СССР и в соответствии с директивой Главнокомандующего ВМФ СССР от 03.03.1982 года в п. Камрань была сформирована 17 оперативная эскадра кораблей ТОФ с базированием в п. Камрань (СРВ) и частично в п. Реам (Кампучия).

Директивой ГШ ВМФ 1982 года определён состав эскадры:

. 38 дивизия подводных лодок (затем 111 бригада пл);

. 119 бригада надводных кораблей;

. 255 дивизион судов обеспечения;

. 300 дивизион кораблей охраны водного района;

. отряд борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами;

. служба радиационной безопасности (СРВ);

. 1073 узел связи;

. 922 пункт материально-технического обеспечения;

. военно-строительный отряд;

. управление маневренного тыла.

В оперативном подчинении командира эскадры находился сформированный 169 смешанный авиационный полк ВВС ТОФ (аэродром Камрань),

Состав соединений, поименный состав подводных лодок, надводных кораблей и судов, подразделений и частей эскадры определялись Главным штабом ВМФ по представлению командующего Тихоокеанским флотом. Особенностью соединений боевых кораблей являлось то, что управления их были постоянными, а корабельный состав периодически менялся. Корабли других соединений ТОФ приписывались в состав бригады или дивизии на время несения ими боевой службы.

Для базирования оперативной эскадры требовалась более развитая инфраструктура чем для ПМТО, по этому в этот период база получила новое развитие.

В начале 1982г. туда прибыл Военно-строительный отряд (далее - ВСО), имевший задачи восстановления разрушенных во время войны объектов военной инфраструктуры, построенных американцами, и строительства легких модулей для проживания строителей, личного состава 922 ПМТО и прибывающих офицеров штабов эскадры и соединений.



На этом этапе строительство выполнялось личным составом ВСО хозспособом из сборных конструкций. Сборные щитовые модули, сантехника и электротехническое оборудование, мебель поступали для ВСО транспортами из Владивостока. За короткий срок было необходимо создать всю инфраструктуру для базирования атомных подводных лодок, надводных кораблей, размещения береговых подразделений и базирования самолётов смешанного авиационного полка.


Капитальное строительство объектов из монолитного и сборного железобетона должен был начать «22 Загрантехстрой» на условиях генерального подряда по линии Министерства по внешнеэкономическим связям СССР (до 1988г., а с его упразднением в 1988г. - Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям, которое просуществовало до распада СССР в декабре 1991 года). Однако, «Загрантехстрой» активности не проявлял. Пока формировались кадры, создавалась производственная база, утверждались проекты, согласовывались технические условия, завозили конструкции и стройматериалы из Одессы, - прошло более года. Вот как характеризует тот период начальник Главного инженерного управления ВМФ, заместитель Главнокомандующего ВМФ по строительству, расквартированию и инженерному обеспечению генерал-полковник О.К.Аниканов: «Наш мудрый Главком ждать не стал. Вызвал меня и приказал в кратчайшие сроки создать все условия для базирование эскадры и авиационного полка в бухте и на полуострове Камрань. Согласовал все необходимые в таких случаях организационные вопросы с командованием Тихоокеанского флота, отдал по своему управлению распоряжения и уже в 1983 году в Камрань многое было завезено (спецтехника, автомобильная техника, стройматериалы, люди) кораблями и судами ТОФ. В конце 1983 года во Вьетнам перебазировано 3 инженерных батальона, отправлено 3 плавпричала. В короткий срок для размещения личного состава, штаба, приёмо-передающего центра и других подразделений пункта базирования хозспособом построены необходимые объекты из сборных конструкций. Для их обеспечения электроэнергией, водой, топливом развернуты инженерные инвентарные комплексы: дизельная и газотурбинная электростанции с электросетями, водонасосные станции с полевыми магистральными сборно-разборными трубопроводами, береговой склад горюче-смазочных материалов. А заявленные капитальные сооружения из монолитного и сборного железобетона были построены Советской строительно-монтажной организацией лишь в период с 1987 по 1991 год».

Тогда же для нормального функционирования ПМТО и эскадры была решена проблема пресной воды. Для нормальной жизнедеятельности личного состава на берегу и на кораблях нужна была чистая питьевая вода. Американским военнослужащим вода доставлялась из соседних стран, в основном из Сингапура, танкерами и перекачивалась в береговые расходные ёмкости. Как же решался этот вопрос у нас? Закупать и доставлять питьевую воду из Сингапура? Дорого! Значит - неприемлемо! Оставался один путь - бурить скважины, закачивать воду в ёмкости (цистерны), очищать (хлорировать) и выдавать потребителям. Но без помощи соответствующих служб тыла ТОФ этот вопрос не решить. Справедливости ради сегодня можно сказать: все службы тыла Тихоокеанского флота (начальник тыла - контр-адмирал Махонин И.Г.) в тот период работали слаженно и на все запросы 922 ПМТО, а затем и командования 17 ОпЭск реагировали положительно и своевременно. Вот как описывает события того периода второй начальник штаба эскадры, ныне контр-адмирал в отставке Красников Алексей Григорьевич: « По снабжению водой дело обстояло крайне напряжённо. 922 ПМТО не справлялось. Глубинные насосы скважин заиливались и выходили из строя, ремонт их на месте был неэффективен. Отправка вышедших из строя насосов в Владивосток положительных результатов не давала: ремонтировались долго и, как правило, в Камрань не возвращались. Скважины постепенно выходили из строя и, как следствие, - дефицит воды. Вводили режим экономии, т.е. подачу воды потребителям осуществляли по графику.

Что же делать? Для промывки скважин от заиливания проводили комплекс мероприятий: над скважиной устанавливали вышку, отсоединяли горизонтальные трубы, талью поднимали и демонтировали вертикальные трубы, закачивали водовозкой или пожарной машиной чистую воду в скважину. Поднимался фонтан грязной воды над скважиной - скважина очищалась, но ненадолго. В это же время поднятый наверх погружной насос промывался чистым спиртом, сушился. В случае его «реанимации» вся операция проводилась в обратном порядке. При мне построили и сдали в эксплуатацию станцию водоподготовки, где установили световые обеззараживатели, но выдавать воду потребителям по инструкции мы могли только при определённом содержании хлора. Пришлось конструировать и сооружать хлораторную. Воды не хватало. Так что «режим экономии воды» для нас не был простым вопросом.

Нужно было искать другие, альтернативные варианты решения данной проблемы. Помог случай. Изучил внимательно карту полуострова. Вижу: «озеро», 5 - 6 км. от пирсов. Обращаюсь к командованию 4-го Военно-Морского района ВМС СРВ. Оказывается, на берегу этого озера когда-то, в период американской оккупации, отдыхал президент США. Прибыл на место, осмотрелся. Грязный берег, грязная, зелёная вода, стадо мелких коров на водопое…... А почему не попробовать? Вдруг, получится? Ведь говорят же: «голь на выдумки хитра».

Далее, «дело техники»: сделан эскизный план на клочке бумаги, вызваны исполнители, поставлена задача исполнителям, сроки, доклады и …. работа закипела. Не без труда «изъял» со склада электромеханической службы эскадры два насоса производительностью 300 тонн в час каждый. Построили на берегу озера водонасосную станцию, установили водозаборные трубы с невозвратными клапанами на концах, которые были подвешены между якорем и поплавком примерно в середине толщи воды. Подвели электропитание, проложили трубопровод, а на возвышенности - водоподъём с ёмкостями для отстоя, хлорирования и очистки воды.

Ёмкости для воды - это несколько цистерн, доставленные из Владивостока, которые соединялись общей трубой и закольцовывались в горловину приёма воды. В горловине приёма воды подвешивалась бочка без верхнего дна, в неё осуществлялся приём воды и подача хлора. Если хлора в воде было недостаточно, вода циркулировала из всех цистерн в приёмную цистерну по замкнутому циклу, сюда же добавлялся хлор. Вахтенный матрос, прошедший подготовку и допущенный к обслуживанию хлораторной станции, каждые 20 минут замерял уровень хлора в воде. Каждую цистерну после отстоя и хлорирования приходилось по графику чистить и сушить». Качество воды постоянно и жестко отслеживали санитарно-эпидемиологическая и медицинская службы эскадры, ПМТО. Очищенная, но с некоторым запахом хлора вода стала поступать к потребителям по двум веткам - основной и резервной. Подали воду с применением насосного водоподъёма и на высокорасположенные посты наблюдения и связи, в отряд борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами, также расположенный высоко на горе. Ежедневно, утром и вечером, оперативный дежурный докладывал командиру ПМТО, а с марта 1982 года - командиру эскадры обстановку по воде: уровень воды в озере (а оно летом сильно пересыхало), количество работающих скважин, количество вышедших из строя насосов, наличие чистой воды на водозаборе, график подачи воды на корабли, суточный расход воды и др. вопросы. Жёстко выдерживался график подачи воды на корабли, идущие в зону Индийского океана и обратно в Владивосток. При выдаче питьевой воды на проходящие корабли для остальных вводился режим экономии. Установившийся жёсткий, дозированный график подачи питьевой воды для личного состава кораблей, береговых частей и жителей площадки № 5 - места временного проживания офицеров, мичманов и членов их семей просуществовал до середины 1988 года. С середины 1988 года проблема обеспечения чистой питьевой водой гарнизона Камрань и 4-го ВМР ВМС СРВ решена специалистами Советской строительно-монтажной организацией в полном объёме.

В течение пяти лет, СССР сформировал в заливе Камрань крупнейшее соединение кораблей, если в 1979г. там было приблизительно 8 судов, то к концу 1983г. их там уже стало 22 судна, включая до 4 субмарин (атомных и дизельных), и до 6 боевых надводных кораблей. Иногда возникали сложности с вьетнамской стороной. В конце августа 1982г. среди вьетнамского политического руководства, неожиданно возник вопрос о нарушении советской стороной соглашения о заходе наших кораблей в бухта Камрань. Так утверждал заместитель начальника Генерального штаба ВНА генерал-лейтенант Фунг Тхе Тай, курировавший в то время ВМС, ВВС и ПВО. Речь шла о том, что два наших корабля задержались с выходом в море после стоянки по техническим причинам на двое суток. В ходе его разбора 8 сентября 1982г. с начальником ПМТО нашей базы капитан 1-го ранга Любимовым Александром Владимировичем выяснилось, что никто из командования ВМФ этот вопрос не поднимал, да и заходы кораблей был очень редкими — за 1,5 года заходило всего лишь 14 судов и то 6 из них с грузами для СРВ.

Как было сказано выше, 3 марта 1982г. в соответствии с Соглашением между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам от 2 мая 1979 г. на основании приказа Министра обороны СССР 1982г. и приказа Главнокомандующего ВМФ №- 0184 было начато формирование 17 оперативной эскадры кораблей ТОФ (17 ОпЭск). 17 ОпЭск была предназначена для несения боевой службы в определённой ей операционной зоне (акватория Южно-Китайского моря, ограниченная береговой чертой, меридианом 120° восточной долготы и параллелью 2° северной широты), а также в Тихом и Индийском океанах. Состав соединений, поименный состав подводных лодок, надводных кораблей и судов, подразделений и частей эскадры в период формирования эскадры, авиационного полка и в последующем объявлялись директивами Главного штаба ВМФ по представлению командующего Тихоокеанским флотом. Продолжительность нахождения на боевой службе в составе 17 ОпЭск: подводных лодок и надводных кораблей 1 и 2-го ранга - 2 - 3 месяца, дизельные подводные лодки 5-6 месяцев, малые ракетные корабли, малые противолодочные корабли, ракетные катера - от 4-х до 10 месяцев. Исключением стала дизельная подводная лодка «Б-427», время нахождения которой на боевой службе составило 17 месяцев. Командир 17 ОпЭск непосредственно управлял силами в операционной зоне эскадры с корабля управления (флагманского корабля) или с берегового КП, за исключением тех сил, которыми специальным решением управлял командующий ТОФ. Запасной КП располагался на одном из кораблей эскадры (как правило это был флагманский корабль командира 119 бригады надводных кораблей).

Состав 17 оперативной эскадры кораблей ТОФ в 1988-1991гг.:

Штаб и политический отдел эскадры;

Электромеханическая служба эскадры;

38 дивизия подводных лодок;

119 бригада надводных кораблей;

255 дивизион судов обеспечения (Днсо);

300 дивизион охраны водного района (ДнОВР);

501 отряд противодиверсионных сил и средств (ПДСС);

Служба радиационной безопасности (СРБ);

1073 узел связи (УС);

Судоремонтная группа в Башоне (п.Хошимин);

Батальон охраны (с 1988г., из состава 55 дивизии морской пехоты);

Боевая десантная группа (БДГ, до 1989г.);

Военно-строительный отряд (ВСО, до конца 1988г.);

Судоремонтный комплекс (плавдок вьетнамский, плавмастерская, плавбаза ПЛ);

Военный оркестр;

Военная комендатура;

Гарнизонная гауптвахта;

Особый отдел Комитета Государственной Безопасности СССР по 17 ОпЭск, Военная прокуратура и Военный трибунал, подчинённые командиру эскадры в гарнизонном порядке.

Командование 17 оперативной эскадры:

Командир эскадры:

1982 -1984гг. - контр-адмирал Анохин Рональд Александрович

1984- 1987 гг. - вице-адмирал Кузьмин Анатолий Алексеевич

1987- 1991 гг. - вице-адмирал Береговой Николай Никитович

Начальник политического отдела:

1982 - 1984 гг. - капитан 1 ранга Присяжнюк Анатолий Романович

1984 - 1987 гг. - капитан 1 ранга Алексеев Олег Викторович

1987 - 1991 гг. - контр-адмирал Матюшин Николай Фаефанович

Начальник штаба:

1982 - 1984 гг. - капитан 1 ранга Девятайкин Виктор Васильевич

1984 - 1988 гг. - капитан 1 ранга Красников Алексей Григорьевич

1988 - 1991 гг. - капитан 1 ранга Никонов Вячеслав Николаевич

38 ДиПЛ (дивизия подводных лодок):

командир дивизии:

Контр-адмирал Спирин Ю.Ф. - 1982-1989гг.

Капитан 1 ранга Сысуев Ю.Н. - 1989-1991гг.

начальник штаба:

Капитан 1 ранга Афонин В.В. - 1982-1986гг.

Капитан 1 ранга Сорокин Г.А. - 1986-1991г.

Капитан 1 ранга Борисов В.В. - 1982-1984гг.

Капитан 1 ранга Сыренков А.И. - 1984-1987гг.

Капитан 1 ранга Резник Н.Н. - 1987-1991гг.

Капитан 1 ранга Градусов В.И. - 1982-1984гг.

Капитан 1 ранга Иванов Г.А. - 1984-1987гг.

Капитан 1 ранга Орехов В.Д. - 1987-1991гг.

старший помощник начальника штаба:

Капитан 2 ранга Черных О.Г.

Капитан 2 ранга Журавлёв А.А.

штаб дивизии:

Флагманские специалисты: Ф-1 - капитан 3 ранга Гринько

Капитан 3 ранга Шевченко А.В.

Капитан 3 ранга Фетисов А.М.

Ф-2 - капитан 3 ранга Башкирцев В.А.

Капитан ранга Рыжков Н.К.

Ф-3 - капитан 3 ранга Корнеев Л.Г.

Капитан 3 ранга Агибалов В.И.

Капитан 3 ранга Пермяков????

Ф-4 - капитан 2 ранга Кусакин В.А.

Капитан 3 ранга Будник С.И.

Капитан 2 ранга Кукарцев В.И.

Ф-РТС - капитан 3 ранга Валиткий М.И.

Капитан 3 ранга Чемакин

Капитан ранга Кирсанов В.А.

Флагманские специалисты: - капитан 3 ранга Ибатулин Г.Г.

Капитан 3 ранга Лисицин В.С.

Электромеханическая служба: - капитан 2 ранга Батманов И.А.

Капитан 2 ранга Сотниченко А.И.

Капитан 3 ранга Литвинчук А.Г.

Капитан 2 ранга Цалик И.И.

Капитан 3 ранга Матрос В.М.

В разное время в состав дивизии включали атомные подводные лодки: ПЛАРК пр.675МК и 675, пр.670, ПЛАТ пр.671, пр.659, в том числе ПЛАРК «К-10», «К-48», «К-108», «К-557», дизельные подводные лодки пр.641 «Б-8», «Б-15», «Б-28», «Б-33», «Б-39», «Б-85», «Б-164», «Б-427» она находилась там всех дольше - 17 месяцев - с июля 1987 г. по декабрь 1988 г.

119 БрНк (бригада надводных кораблей):

командир бригады:

Капитан 1 ранга Сергеев В.Н. - 1982-1984гг.

Капитан 1 ранга Устименко Ю.Г. - 1984-1987гг.

Капитан 1 ранга Поляков Ю.М. - 1987-1989гг.

Капитан 1 ранга Флоряк В.И. - 1989-1991г.

начальник штаба:

Капитан 2 ранга Устименко Ю.Г. - 1982-1984гг.

Капитан 2 ранга Хорьков В.А. - 1985-1989гг.

Капитан 2 ранга Резапов Н.Н. - 1989-1991гг.

заместитель командира по политической части:

Капитан 2 ранга Яковлев Ю.И. - 1984-1987гг.

Капитан 2 ранга Толкачёв В.И. - 1987-1991гг.

заместитель командира по электромеханической части:

Капитан 2 ранга Соболев В.Б. - 1985-1987гг.

Капитан 2 ранга Плесский Б.В. - 1987-1991гг.

штаб бригады:

Флагманские специалисты: Ф-1 - капитан 3 ранга Чернов В.А.

Ф-2 - капитан 2 ранга Дорохов В.А.

Ф-3 - капитан 3 ранга Игуменов А.В.

Ф-4 - капитан 3 ранга Кравченко А.

Ф-РТС - капитан 3 ранга Кершинский

Капитан 2 ранга Перепелицин О.А.

Флагманские специалисты: - старший лейтенант Хотько

Капитан-лейтенант Гарнага

119 бригада надводных кораблей, помимо решения основных задач по боевому предназначению, осуществляла мероприятия по поддержанию оперативного режима, обеспечивала совместно с подразделениями морской пехоты охрану и оборону пункта базирования Камрань, обращая особое внимание на противоподводнодиверсионную оборону, защиту кораблей и береговых объектов пункта базирования. Так, по разработанному штабом эскадры скользящему графику в круглосуточном режиме производился осмотр акватории пункта базирования и профилактическое гранатометание четырьмя артиллерийскими катерами с расходом боезапаса до 200 единиц еженедельно. В интересах ПВО устанавливалось дежурство кораблей: в ночное время - зенитно-ракетные комплексы, в дневное время - артиллерийские катера и малая зенитная артиллерия кораблей, а также корабли радиолокационного дозора с задачей освещения воздушной обстановки в пределах радиолокационной видимости трёхкоординатных РЛС с выдачей данных о воздушной обстановке на дежурные средства ПВО и на КП ПВО эскадры. Готовность к открытию огня: малая зенитная артиллерия кораблей бригады и артиллерийские корабли - одна минута, зенитно-ракетных комплексов - в пределах их технической готовности.

В разное время в состав бригады включали ракетные крейсера, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы - из состава 10 ОпЭск ТОФ, Камчатской и Сахалинской флотилий разнородных сил, СКР: «Летучий»», «Ревностный», «Резкий», СКР-3, СКР-43, МРК: «Муссон», «Бриз», «Смерчь», «Тайфун», «Циклон», МПК: «МПК-81», «МПК-143», «МПК-145», «МПК-155», «МПК-170», «Приморский комсомолец»; Тральщики: 2 БТ и 2 РТ; РК: «Молния»; МРЗК: «Анероид» - из состава Приморской и Сахалинской флотилий разнородных сил, звено артиллерийских катеров: 4 ед. из состава 49 ДиРчК, плавбазы: «Магаданский комсомолец», «Иван Вахромеев», «Иван Кучеренко», плавмастерские: ПМ-5, ПМ-15, ПМ-140, ПМ-156 и другие.

В состав 119 БрНК входили малые ракетные корабли из состава 165 БрРКА ТОФ. Начало боевой службе на ПМТО Камрань кораблей 165 БрРКА ТОФ, в 1984 г положил МРК «Муссон» (к-3р. Филиппов В.В.) 165 БрРКА ТОФ. В том же году 22 июня в Камрань прибыл МРК «Бриз» (к-3р. Яворин В.К.) совершающий переход из Севастополя во Владивосток под буксиром через Суэцкий канал, преданный из 41 БрРКА ЧФ в 165 БрРКА ТОФ, и задержался там до 6 мая 1985 г. С мая 1985 г по май 1986 г боевую службу в ПМТО Камрань несут МРК «Циклон» (к-3р. Чернов С.А.) 165 БрРКА ТОФ и МРК «Тайфун» (к-3р. Кузьмин А.П.) 89 БрРКА КВФ ТОФ. В апреле 1986 г к ним на смену приходит МРК «Смерч» (к-л. Калашников М.З.) 165 БрРКА ТОФ и выполняет задачи боевой службы до июля 1987г. 10 мая 1987 г на смену МРК «Смерч» в Камрань приходит МРК «Бриз» (к-3р. Гребенник Ю.С.) 165 БрРКА ТОФ и выполняет задачи боевой службы до 20 мая 1988 г. В дальнейшем МРК боевые службы в Камрани не несли так как все были преданы в 89 БрРКА КВФ ТОФ на Камчатку.

Обзор города Камрань во Вьетнаме

Сегодня название Камрань знакомо всем российским туристам, хоть раз посетившим южные курорты Вьетнама. Здесь находится международный аэропорт, куда прилетают многочисленные чартеры из России, доставляющие отдыхающих в Нячанг и Муй Не. Камрань – совсем не туристический город и это связано с его недавним прошлым. Это небольшой уютный городок с красивейшим пляжем, несколькими гостиницами и морским портом.

Все дело именно в порте. Впервые русские корабли побывали здесь ещё в начале XX века во время войны с Японией. Во Вторую мировую войну порт был занят военно-морскими силами Японии. Затем во время в Камрани была организована военно-морская база США. В 1972 году она перешла к Вьетнаму, а в 1979 году Камрань была передана в безвозмездную аренду ВВС и ВМС Советского Союза.

Бухта Биньба, которая является акваторией морского порта, уникальна. Она имеет выгодное географическое положение. Её глубина такова, что в ней, не всплывая, могут находиться несколько подводных лодок. Она пригодна для размещения судов разного класса. Американцы за годы войны оборудовали всю инфраструктуру – дороги, причалы, подъездные пути, построили аэродром.

Наши военные находились в Камрани до 2002 года. Численность гарнизона составляла в разные годы от 600 до 700 человек. За годы присутствия советских, а позже российских военных там построено более 28 объектов, в том числе и жилые дома.

Камрань сегодня

В настоящее время Камрань – это ворота южных курортов Вьетнама. Туристы, прилетают сюда и сразу устремляются в Нячанг, даже не думая о том, что городок тоже может быть местом спокойного семейного и даже романтического отдыха.



Территориально город Камрань расположен на берегу одноимённого залива Южно-Китайского моря в провинции Кхань Хоа в 50 км от Нячанга. Население составляет 126 000 человек. Вся жизнь городка кипит на его центральной улице. Она довольно широкая и чистая, движение автотранспорта небольшое. Город растянулся на 3 км вдоль береговой линии, есть два супермаркета (Maximark и Coopmart) и множество небольших магазинчиков. В городе есть вокзал и автостанция.

Туристическая инфраструктура здесь практически не развита по причине недавнего «военного» прошлого города. Это была закрытая для туристов зона. Между тем, окрестности Камрани поражают красотой природы – горы, изрезанная береговая линия с чистейшими уединёнными и почти пустынными пляжами с белым нежным коралловым песком. Кстати, многие пляжи на островах залива Нячанг насыпаны именно из камраньского песка.

Аэропорт

Хоть и небольшой, но по потоку пассажиров занимает 4-е место в стране. Его посадочные полосы способны принимать лайнеры любых размеров. В 2009 году ему присвоен статус международного. Аэропорт имеет два терминала, удобные залы ожидания, магазины, Duty free, аптеки, рестораны и метеостанцию.


Пляж

Протянувшийся почти на 14 км красивейший, чистый и почти дикий пляж Бай Зай – это то, ради чего едут сюда туристы из Нячанга и устремляются целыми семьями на выходные сами вьетнамцы.

Часть пляжа обустроена для отдыха – лежаки, зонтики, пляжные кафе, спасатели. Другая часть – это дикий пляж, который пустует в будние дни. Здесь нет большой волны – пляж находится в бухте. У берега мелко – вход в море длинный и пологий. Идеально подходит для отдыха с маленькими детьми.

Отели

В Камрани есть, где остановиться. Конечно, роскошных отелей здесь нет, но вполне приемлемые 2─3* гостиницы найти можно. В нескольких километрах от города расположен новый отельный комплекс Mia Resort Nha Trang 5*. Он занимает северную оконечность пляжа Бай Зай. Недалеко от вокзала есть отели, где можно снять комнату на двоих по стоимости от 10 до 14 долларов, в зависимости от величины помещения.

Здесь же за 5 долларов в день можно арендовать байк. Отели хороши тем, что они находятся рядом с супермаркетом Coopmart и несколькими весьма приличными ресторанами. Всего отелей, достойных внимания – 5 или 6. Кроме тех, что находятся в районе вокзала, два из них расположены в районе аэропорта и один – в бухте Камрань.

Бывалых туристов уже сложно чем-то удивить. Различные достопримечательности, коих полно во всех туристических мекках со временем становятся однообразными, и хочется простого человеческого спокойного отдыха без суеты и беготни за гидом. Таким тихим местом является город Камрань во . Он совершенно не похож на типичные места, куда сплывается масса отдыхающих и потому здесь есть множество плюсов для тех, кто хочет спокойного и уединенного отпуска.

Раньше в бухте Камрань базировался советский, а затем и российский военный флот, но в 2002 году контракт был расторгнут, и теперь здесь расположены военные морские базы Вьетнама, к слову, очень мощные и засекреченные. Потому туристам не стоит обольщаться, что удастся увидеть их хоть одним глазком.

Отели

В городке Камрань во Вьетнаме не встретить пятизвездочных отелей, и любителям повышенного комфорта это будет явно не по душе. А для непритязательных туристов тут найдутся семейные небольшие пансионаты, где можно отдохнуть ночью, принять душ и отправляться на поиски приключений.

Пообедать можно в двух-трех довольно приличных для этой местности ресторанах, которые предлагают как азиатскую, так и европейскую кухню. Но если чинно сидеть за обедом или ужином не для вас, то многочисленные лавки, предлагающие всякую тут же приготовленную снедь, всегда к услугам отдыхающих.

Что интересно, тут цены и на проживание и на питание очень демократичные и для туристов не делается никакой накрутки – все можно приобрести по тем же ценам, что и для населения, которое, кстати сказать, очень доброжелательное и отзывчивое. Можно снять дешево комнату местных жителей, если вас не пугают условия проживания тут.

Погода в Камрани (Вьетнам)

В летние месяцы, тут достаточно жарко и температура воздуха может составлять от 30 до 45°С в тени. Но благодаря морскому свежему бризу такая жара переносится довольно легко.

Самым любимым туристическим месяцем тут является декабрь, когда температура не превышает 30°С и нет дождей. Солнечные дни декабря позволяют отдохнуть на пляже, позагорать без ущерба для здоровья.

Аэропорт Камрань (Вьетнам)

Ранее аэропорт относился к военной базе и не был доступен для простого населения. Но в 2009 году после ремонта и реконструкции он получил статус гражданского и международного и может теперь принимать воздушные суда со всех уголков мира. Из аэропорта рейсовые междугородные автобусы развозят прилетевших во все крупные города Вьетнама.

Международный аэропорт Cam Ranh International был открыт для гражданского сообщения относительно недавно. После реконструкции в 2004 году он начал принимать первых пассажиров. С тех пор, благодаря развитию туристической инфраструктуры, он претерпел ряд преобразований. На сегодняшний день он соответствует своему статусу, в чем можно убедиться, взглянув на фото терминала.

Аэропорт Камрань

Еще в 1949 году французские специалисты основали на территории Камрани авиабазу Нячанг. Здесь проходили подготовку вьетнамские летчики. В середине 60-х годов прошлого столетия во Вьетнаме разразилась Гражданская война. В то время одну из сторон конфликта поддерживали американские военные. Существующая авиабаза получила для них стратегическое значение. Удобное географическое расположение и близость к морю сделали Камрань основным плацдармом американских ВВС и морской пехоты.

В 1975 году, после окончания войны, военный аэродром использовался правительством Социалистической Республики Вьетнам как основная база ВВС страны. Уже в то время он применялся для гражданского сообщения. Но основное предназначение объекта по-прежнему оставалось военным. Долгое время аэродром эксплуатировался советскими, а позже – и российскими летчиками.

Решение полностью перевести аэрогавань в гражданское русло было принято вьетнамским правительством лишь в 2009 году. Этому в немалой степени способствовал рост интереса в мире ко Вьетнаму как к туристической Мекке.

К 2010 году была завершена реконструкция основного терминала, и теперь он принимает свыше 1.5 миллионов пассажиров в год. В настоящее время аэровокзал значительно перегружен и не выдерживает такого потока путешественников. Поэтому правительством страны было принято решение о поэтапном вводе дополнительных ресурсов. К 2020 году здесь будет построен второй терминал, который рассчитан на 2,5 миллиона пассажиров в год. Дополнительная инфраструктура позволит расширить его возможности. Также планируется, что к 2025 году Камрань сможет принимать 4 миллиона пассажиров, а спустя еще пять лет – до 8 миллионов туристов в год.

Аэропорт внутри

Задачи и характеристики аэропорта Камрань

Аэропорт расположен всего в 50 километрах от столицы провинции Кханьхоа, города Нячанга, хорошо известного туристам во всем мире. Его легко можно найти на карте. Обширная курортная зона на берегу Южно-Китайского моря привлекает туристов со всего мира. Ежегодно увеличивается поток путешественников из России, которые спешат познакомиться с экзотикой тропического побережья.

Исходя из сказанного выше, основная задача аэрогавани Камрань заключается в обслуживании туристов. Сегодня это направление испытывает настоящий туристический бум, что сказывается на комфортности клиентов.

Аэродром оборудован всего одной взлетно-посадочной полосой. Ее длина составляет 3048 метров и позволяет принимать тридцатиметровые борта, такие как:

  • ATR 42 и ATR 72;
  • Bombardier CRJ-100/200;
  • Airbus A319-A320 и A321;
  • Boeing 737, 757 и 777;
  • легкие самолеты и вертолеты любых типов.

Весной 2015 года здесь начали строить вторую полосу и вспомогательные дорожки. После ввода в строй этого объекта, к концу 2018 года, он сможет принимать все типы современных авиалайнеров.

Несколько лет назад этому юго-восточному форпосту был присвоен международный код аэропорта ИАТА – CXR и ИКАО – VVCR. Официальный сайт аэропорта Камрань расположен на общем домене вьетнамской государственной сети аэропортов http://vietnamairport.vn .

Аэровокзал, как мы уже говорили выше, пока не может обеспечить туристов всеми необходимыми условиями для комфортного пребывания. Исходя из отзывов российских туристов, можно сложить актуальную картину здешнего сервиса. Здесь имеется магазин Дьюти фри (к слову, достаточно дорогой). В терминале отсутствует табло на втором этаже, нет в наличии привычной для российских туристов комнаты матери и ребенка.

Наши соотечественники отмечают большие очереди у стоек регистрации, которых здесь явно недостаточное количество. На всех сервисных табличках надписи дублируются на английском и русском языке, что упрощает навигацию нашим туристам. На вокзале имеются заведения быстрого питания и несколько кафе с национальной кухней. Беспроводной интернет, который представлен несколькими операторами, все же имеет ограничение по трафику.

Официальный сайт аэропорта Камрань

География воздушного сообщения

Расположившийся на полуострове терминал находится в 10 часах лета от Москвы . Он имеет сообщение не только со столицей России, но и с рядом российских мегаполисов. Сюда регулярно летают чартеры:

  • China Southern;
  • Korean Air;
  • Jeju Air;
  • Vietnam Airlines;
  • Nordwind Airlines;
  • Qatar Airways;
  • Sichuan Airlines.

Норвежские и катарские авиакомпании осуществляют рейсы из Шереметьево и Внуково. В сезон улететь в Камрань можно из Красноярска. Свои чартеры предоставляют китайские и вьетнамские перевозчики.

Необходимо отметить, что существует также местное авиасообщение между этим курортным аэродромом и такими портами Вьетнама, как Хошимин, Дананг и Ханой. Национальные лоукостеры осуществляют междугородние перелеты по довольно умеренным ценам.

В столицу этой страны летают на постоянной основе самолеты «Аэрофлота». Чартерные рейсы представлены в большом количестве в разгар сезона, весной и в ноябре, а с пересадками сюда можно долететь в любое время года.

Вид на взлетную полосу

Пассажирский сервис

Терминал обеспечен основными объектами клиентского сервиса, такими как:

  • онлайн-табло аэропорта Камрань с указанием времени прилета и вылета рейсов;
  • багажной зоной, где производится упаковка багажа;
  • стойкой информации, основным справочным бюро по вопросам пребывания и перелетов;
  • банкоматами и пунктами обмена валют;
  • торговой сетью.

Свой борт можно отыскать, изучив расписание рейсов, которое расположено на табло в главном зале вокзала. В случае затруднения необходимо обратиться в информационное бюро. Менеджеры говорят по-русски, и у вас не возникнет трудностей в общении. В интернет-источниках также можно найти расписание вашего перелета, задав необходимые координаты. В любом случае к организации своего отдыха стоит отнестись серьезно, изучить возможности заранее или поручить эти заботы специалистам туристических компаний.

В терминале перед вылетом вы пройдете стандартную процедуру. Регистрация на рейс начинается за 2 часа до вылета. Необходимо еще успеть с оформлением багажа. Учитывая очереди, постарайтесь прибыть сюда заранее. Бывалые туристы советуют выполнять процедуры с багажом во внутреннем терминале, так как здесь стоимость услуги в разы дешевле, чем в международном отделе.

Еще одно правило касается спиртного в стеклянных бутылках. Такой багаж необходимо упаковывать в пенопластовую обертку. Если вы не сделали этого заранее, то это за вас сделают в багажном отделении. Придется, правда, доплатить за дополнительные хлопоты.

Обратите внимание также на тот факт, что основное табло в терминале не выдает отдельной информации о чартерах – она расположена в общем списке.


Как добраться из Нячанга

Автоперевозки из курортной столицы побережья до аэровокзала очень развиты. Здесь существует автобусное сообщение. Можно воспользоваться и услугами такси.

Бывалые туристы советуют пользоваться официальными перевозчиками, которые располагают свой транспорт на специальных площадках такси, расположенных неподалеку от вокзалов. Машины имеют специальную окраску и фирменную атрибутику.

Ближе к зонам выхода в город, как правило, размещают транспорт частники, которые завышают стоимость проезда и зарабатывают на неопытных туристах. Переезд из Нячанга до Камраня обойдется в 10-15 долларов, частники попросят в два раза больше.

Пригородный автотранспорт работает с 5 утра до 20 часов вечера. Билет будет стоить 2 доллара. Кроме того, между центром курортного города и терминалом постоянно курсирует автобус-челнок.

Что посмотреть и где переночевать

Как и подобает курорту, Нячанг имеет богатый выбор отелей, гостиниц и апартаментов для ночлега путешественников. Они представлены здесь во всех классах. Большая их часть, ввиду пляжной ориентации курорта, расположена на побережье. Если у вас остался день до вылета, то, поселившись в одном из уютных отелей с видом на море, вы сможете позволить себе приятный отдых.

Для любознательных туристов и вне сезона морского отдыха появится возможность познакомиться с основными достопримечательности этих мест, посетить парк развлечений или ландшафтные парки. Из центра города к большинству объектов можно добраться на арендованном скутере или велосипеде. Расскажем лишь о нескольких самых любопытных местах, которые стоит посетить.

Главной достопримечательностью этого города считается пагода Лонг Шон – место, где находится Большой сидячий Будда. Храм расположен на горе и открывает замечательный вид на побережье. Это действующее святилище. Добраться к нему можно, пройдя по длинной лестнице.

Туристы советуют ехать сюда ранним утром или поздним вечером, перед закатом. В это время здесь можно погулять без многочисленных групп туристов и толп посетителей. Вход в храм предполагает определенный дресс-код: в вашей одежде должны быть закрыты колени и плечи. Посещение этого места бесплатное, но остерегайтесь «ловцов удачи», продающих сюда билеты.

В самом городе расположен Кафедральный собор Святой Марии. Прекрасная архитектура делает его очаровательным островком Старого Света в Азии. Комплекс храмов, Башни По Нагар, относится к VII веку. Здесь расположены действующие индуистские и буддистские святыни. Не забывайте о правилах в одежде при посещении этих святых для вьетнамцев мест. Добраться сюда можно на городском автобусе № 6, маршрут которого, к слову, проходит по большинству туристических объектов.

Вконтакте

Но этот рассказ будет о том, что здесь примечательного, а может быть о том, что ничего примечательного здесь нет.

Предупреждение

В этом посте не будет красивых фотографий, потому что почти все отщелкано на телефон.

Общая информация о городе Камрань

Время: +4 от Москвы

Камрань расположен на берегу Южно-Китайского моря.

На территории есть военная база и глубоководный порт.

Находится в 15 км от аэропорта и в 52 км от центра Нячанга (см. Карту ниже).

Офис Mobifon

Здесь можно купить вьетнамскую симку, положить деньги на счет и подключить интернет. Персонал немножко говорит на английском.

Напоминаю, что на карте Камрани в начале поста отмечены важные места города.

Природа

Природа чудесна. Горы видны почти с каждого проулочка. Люди живут в такой красоте! Интересно, они ее замечают или принимают как должное?


Торговые центры Maximark и Coopmart

Находятся на одной улице. На первых этажах супермаркеты, где можно приобрести еду, одежду, хозяйственные вещи.

Захотите сдать вещи в камеру хранения, имейте в виду, что камеры могут не закрываться. Однако охранники с удовольствием постоят рядом, обеспечивая безопасность ваших вещей:)

В Coopmart`е произошел забавный случай: я хотела купить дождевик. Как обычно вбила в гугл-переводчик слово, получила перевод на вьетнамский, показываю перевод работникам магазина. Мне жестами объясняют, что здесь такого нет. Нет дождевика в сезон дождей? Этого не может быть. Иду к охранникам. Они читают перевод, говорят по рации, созывают продавцов к себе, дают им указание и через 2 минуты мне принесли дождевики всех размеров и цветов радуги. Сервис:)

Некоторые цены в Maximark`е и Coopmart`е:

очищенный ананас, шт. - 13 000 ,

манго, кг. - 15 000 ,

огурцы, кг. - 6 000 ,

свежемороженный тунец, кг. - 82 000

картошка, кг. - 17 000

дождевик из плотной ткани - 43 000




На первом этаже Coopmart`а есть Lotteria - вьетнамский Макдональдс. Не очень дорого, не очень вкусно:)

На верхних этажах Maximark и Coopmart столовые, где порция вареного риса или лапши с овощами, рыбой или мясом за 20 — 30 000 донгов. Дешево и вкусно.





Кофейни

Мы нашли 2 кофейни с вкусным кофе. Они отмечены на карте Камрани в начале поста.

Магазины одежды

Их немало. Цены адекватны.


Заправки

Не знаю, с чем это связано, но их в городе слишком много. Большинство пустует. Людей то мало.

Кстати, о людях: здесь к вам не будут обращаться «You, you!» С вами поздороваются. Причем здороваться будет каждый пятый. «Hello!» - кричит бабушка, натирая витрину. «Hello!» - приветствует водитель машины. «Hello!» - восклицает девушка, попивая кофе. В общем, не соскучитесь:) Взрослые думают, что их дети хорошо говорят по-английски: подталкивают, уговаривают пообщаться с иностранцем. Дети смущаются, выдавливают из себя «How are you» и прячутся за родителей. Вот у этого мужчины несколько детей, никто инглиша не знает.

Хотя, зачем владеть английским, если владеешь французским. Этот мужчина важно спросил «Parlez français?» Получив отрицательный ответ, взял стол и уехал.

Что еще есть в Камрани?

Военная база

Порт

Отмечен на карте Камрани в начале рассказа.


Здесь как и в , и других городах Вьетнама распространены мини-парикмахерские, где вас подстригут, побреют и почистят уши.

Кокосы за 7 000 . Их при вас почистят, откроют, еще и трубочку дадут.

Кафешки, где за 12- 30 000 можно покушать суп Фо и рис с гарнирами. Не нужно бояться подобных заведений. Выберете самое чистое, протрите столовые приборы салфеткой и ничего не бойтесь:) За 2 года жизни в Азии мы ни разу не травились. Серьезно, ни единого раза.

Камраньцы - жуткие сладкоежки. Торты и пирожные продаются на каждом шагу. Нам не нравятся вьетнамские сладости, кажется, что они безвкусные. Маленький тортик за 60 000 .

На каждом углу есть маленькие магазины с продуктами.