Вьетнам

Антониев монастырь в великом новгороде. Великий Новгород. Антониев монастырь Лестничная башня собора

Антоний Великий — святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне. Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет). Умер в возрасте 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан. После смерти родителей в 270 году, когда Антонию было восемнадцать лет, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях. Вся его последующая жизнь была посвящена самоотречению и духовному подвижничеству: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет — в развалинах близ Нила. Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти и плотских желаний, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем — демонических мучителей.

Обычно Антония изображают бородатым старцем. Как отца монашества (аббат монашеского ордена) он обычно бывает в монашеских клобуке, плаще и рясе. На его одеянии на левом плече нашита синяя (белая) буква Т либо греческая буква «тета». Опирается на костыль (жезл) с Т-образной ручкой — указание на его преклонный возраст. Костыль — традиционная эмблема средневекового монаха, долгом которого было помогать увечным и беспомощным. Колокол (колокольчик) в его руке, либо прикрепленный к костылю. Обычно использовался для изгнания злых духов и считается указанием на искушение Св. Антония и его способность изгонять демонов. Рядом часто изображена свинья — символическое обозначение демона чувственности и ненасытности, указывающее на победу святого над грехом. Кроме того, этих животных в средневековье откармливали монахи-антонианцы ради сала, которое использовалось как средство против антонова огня. Иногда у нее на шее висит колокольчик (В XVII веке свиньям, принадлежавшим приходам братьев Св. Антония, предоставлялось право выпаса на особых угодьях, и колокольчик отличал этих свиней от всех других). Под ногами может быть пламя — напоминание о его видении пламени ада, убившем все плотские желания.

Художник Поль Деларош

Сюжет искушения Св. Антония строится вокруг борьбы святого с соблазнами, которые он называл «демонами». Эта тема нашла отражение во многих произведениях искусства и получила две формы: 1) Демоны (часто в облике диких зверей и монстров, терзающих его плоть) одолевают Антония его в келье, поднимают ввысь, но исчезают, как только Бог является ему в ярком свете. 2) Женщины (блудницы) изображаются благодаря присутствию в нем эротических видений и темы распутства, разжигавших фантазию художников. В ранней ренессансной живописи женщины обычно одеты и могут иметь рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI в. они изображаются как правило обнаженными. Антоний прогоняет их крестным знамением или молитвой. (ссылка)

Картины с описанием

Стефано ди Джованни Сассетта


Стефано ди Джованни Сассетта
«Святой Антоний, мучимый бесами» (1430-1432)

Алтарь Евхаристии. Первый, известный сегодня из документов, заказ на создание алтарной картины Сассетта получил в 1423 году от гильдии торговцев шерстью «Арте делла Лана», которая хотела украсить свою капеллу в церкви Сан Пеллегрино в Сиене. Сегодня это произведение Сассетты известно под названием «Алтарь Евхаристии». В 1777 году алтарь был разобран, разные его части разошлись по музеям, а центральная картина была безвозвратно утрачена. Согласно старым описаниям, на ней было символически изображено священное таинство евхаристии в виде дароносицы для причащения, окруженной ангелами. Алтарь состоял из множества картин, написанных на деревянных досках: «Коронование Марии», «Благовещенье», «Св. Фома», «Св. Антоний-аббат», четыре отца церкви — святые Иероним, Григорий, Амврозий и Августин, четыре святые покровителя Сиены — Ансаний, Виктор, Савин и Кресцентий, а также фигуры пророков Ильи и Елисея (которые сохранились, и находятся в сиенской Пинакотеке). Из крупных частей алтаря сохранилась только одна картина — «Св. Антоний-аббат» (Сиена, Пинакотека). Однако сохранилось много небольших картин пределлы — две сцены из жизни Св. Антония (Сиена, Пинакотека), «Сожжение еретика» (Мельбурн, музей), «Установление евхаристии» (Сиена, Пинакотека), «Чудо священного таинства» (Барнард Кастл, Музей Боуз), «Фома Аквинский молящийся перед алтарем Богоматери» (Будапешт, Музей изящных искусств), и «Фома Аквинский молящийся перед крестом» (Ватикан, Пинакотека). Иконографическая программа алтаря, судя по всему, была разработана монахами из ордена кармелитов, их можно видеть на картинах пределлы. Сассетта не владел приемами перспективы, но в картинах пределлы он смог передать глубину пространства с помощью линейных ритмов холмов и скал — прием, который будет использован почти всеми сиенскими художниками XV века. (ссылка)

Мартин Шонгауэр


Мартин Шонгауэр
«Искушение святого Антония» (ок. 1470-1475)

Мартин Шонгауэр (ок. 1430-1491) — первый художник-гравер, получивший признание за пределами своей страны, который также был живописцем. Его лучшие гравюры отмечены сложностью рисунка, пространственной глубиной и богатством фактуры, что делает их равноценными живописным работам. И действительно, второстепенные художники нередко черпали в них вдохновение для своих картин. В «Искушении святого Антония», одной из наиболее известных работ Шонгауэра, искусно соединяются эмоциональная выразительность и четкая моделировка форм, безудержное движение и декоративная уравновешенность. Чем дольше мы смотрим на это произведение, тем больше восхищаемся диапазоном соотношения тонов, красотой ритма гравированной линии и умением художника передавать всевозможные фактуры — колючки, чешую, кожу, шерсть — путем простого варьирования силы нажима резца на металлическую пластинку. Ни один из последующих граверов не смог превзойти его в этом. (ссылка)

В этой гравюре перед зрителем предстает благочестивый пустынник, терпящий страдания от сверхъестественных страшилищ, которые когтями, клыками, хоботами терзают святого мученика. Картина по-своему символичная. Художники раннего Средневековья изображали чудовищ, демонизируя античные легендарные существа и по-восточному фантастически объединяя человека и зверя. С VIII столетия изображения чудовищ стали основываться на сочетаниях искаженных животных форм с человеческими. (Борев Ю.Б. «Эстетика»)

Микеланджело Буонарроти


Микеланджело Буонарроти
«Мученичество святого Антония» (1487-1488)

Согласно последним исследованиям, эта работа — «Мученичество святого Антония» — была написана в 1487-1488 годах. И если Микеланджело действительно является автором этого шедевра, то он написал его в возрасте 12-13 лет. В исторических источниках упоминается о том, что Микеланджело написал картину с изображением святого Антония. Однако действительно ли это та самая работа с точностью сказать невозможно. Искусствоведы давно знают о том, что Микеланджело действительно написал копию с гравюры с изображением святого Антония работы немецкого художника XV века Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer). Один из биографов Микеланджело, Асканио Кондиви (Ascanio Condivi), написал, что молодой художник говорил ему о том, что, работая над картиной, он отправился на местный рынок, чтобы посмотреть, как писать рыбью чешую. Если сравнить работы Микеланджело и Шонгауэра, становится ясно, что Микеланджело не делал точную копию: помимо того что он добавил одному из демонов рыбью чешую, он слегка приподнял голову святого Антония и придал ему более отрешенное выражение лица. (ссылка)


Джованни Пьетро да Бираго


Джованни Пьетро да Бираго
«Святой Антоний борется с демонами» (ок. 1490)

Главная работа Бираго — это «Часослов Бона Сфорца», по которой он ранее был известен просто как безымянный ее иллюстратор, однако 1956 году его авторство было окончательно установлено. «Часослов Бона Сфорца» — это частная книга для молитв, начатая Бираго приблизительно в 1490 году, и законченная другим художником лишь тридцатью годами позднее, после того как книга сменила собственника. В правом нижнем углу можно увидеть свинью, заглядывающую на сцену. (ссылка)

Бернардино Паренцано


Бернардино Паренцано
«Искушение святого Антония» (1494)

На этой картине великая и страшная сила зла раскрывается в худших проявления человеческой природы вместе со всеми ее пороками и несовершенством. Сатана принимает множество ужасающих форм, но луч света нисходит к святому Антонию с небес и Голос говорит: «Я был с тобой все это время, но я хотел, чтобы ты боролся самостоятельно. Ты прошел испытания и не был побежден, потому что я всегда помогал тебе». (ссылка)

Иероним Босх


Иероним Босх
«Искушение святого Антония» (1497)

На этой небольшой картине святой предается молитвенному созерцанию в странной хижине-шалаше на фоне освещенного солнцем пасторального ландшафта. Отшельничество Антония контрастирует с картиной всеобщего благоденствия. Святого окружают разнообразные дьяволы и чудовища, похожие на механизмы, но взгляд Антония устремлен вдаль. Изображения дьяволов и непривычный пейзаж заставили усомниться в том, что работа принадлежит кисти Босха. Сомнения эти не лишены оснований, однако образы и манера письма Босха настолько оригинальны и неповторимы, что трудно представить другого автора этой картины. Позднее Питер Брейгель Старший использовал некоторые сюжеты и символы Босха, но живописная техника у этих художников столь разная, что их трудно перепутать. (ссылка)

Иероним Босх


Иероним Босх
«Искушение святого Антония» (1505-1506)

Триптих «Искушение святого Антония» — одна из лучших работ зрелого Босха. Еще никогда до Босха во всей европейской живописи не встречалось столь смелой и реалистически точной передачи эффектов освещения. На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса. Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом. На всех трех створках раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю. Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров, они допускают разные толкования, но их природа Зла несомненна.

Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония. В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом, — сотворением Зла в этом мире, который весь — искушение.

На левой створке триптиха Св. Антония мы видим просто легион демонов. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него. Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей. Наружность монстров вступает в противоречие со средой их обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов. Два монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с дьяволом, поднявшим его в воздух, — данная сцена изображена выше, на фоне неба. Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые). Но этот переход — главное, о чем Босх хочет здесь сказать. Преодолев мост, под которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы», Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу — возможно, это та самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным.

На правой створке святой окружен персонификациями разнообразных искушений. На переднем плане сидящий на земле живот человека, пронзенный непомерно большим кинжалом, а также таинственное действо вокруг стола рядом с ним символизируют грех чревоугодия и, если брать еще шире — сладострастия. Сатана в образе обнаженной женщины — царицы бесов — под «шатром Венеры» — персонифицирует грех вожделения и прелюбодеяния, а также иллюстрирует сцену искушения из жизнеописания Антония.

Безобразная птица, вцепившись лапами в яйцо, из которого проклюнулись птенцы, сама заглатывает лягушку, вместо того чтобы покормить собственных детей; устрашающего вида птица, обутая в коньки (на бумаге в ее клюве написано — «лень», имеется в виду неусердие в молитвах Богу), — все это по замыслу художника должно иллюстрировать человеческие грехи и искушения, которым подвергается Св. Антоний.

Центральная часть триптиха посвящена победе Св. Антония, еще окруженного тем не менее всевозможными искушениями: юные красавицы обещают ему радости земной любви, накрытый стол манит своим изобилием… Основной разгул сил преисподней изображен в геометрическом центре створки, где святой, окруженный нечистой силой, оборачивается к зрителю. Дьявольские козни бессильны заставить Антония отречься от веры, но не оттого, что они слишком слабы: количество демонов убеждает в обратном. Сатане необходимо добровольное согласие, он не только запугивает — он соблазняет, он ищет адские ростки в душе грешника.

Святого Антония окружает группа фантастических персонажей, старающихся вывести его из молитвенного состояния. Особенно выразительна церемония так называемой «черной мессы», разыгрываемая вокруг святого. Ее участники наделены признаками, обозначающими магию, ересь, алхимию, и кажется, что все они движутся по мановению волшебной палочки человека в цилиндре. Игроки мечут кости, роскошно одетая дама разыгрывает обряд причащения с сидящей напротив нее «монахиней».

Справа — большой глиняный кувшин с ногами, заменяющий заднюю половину мула, над несуществующей передней половиной которого парит верхом бестелесный крылатый воин с семенем чертополоха вместо головы (чертополох — символ первородного греха). Слева — рыцарь, с черепом лошади вместо шлема, играющий на лютне. На переднем плане — адская флотилия: рыба-лодка, подобная той, что изображена на левой створке, лодка — безголовая утка и лодочка-скорлупка. Погребенный внутри утки-гондолы кричащий человек в очках, распятый на парусе остов ската, тоже как будто издающий крик — дырой между сухих плавников…

Триптих Иеронима Босха наглядно раскрывает тему присутствия дьявола в этом мире, демонстрирует исключительную силу и изобретательность его воинства. Св. Антонию удается противостоять воинству Сатаны, через размышления и молитвы старец преодолевает все искушения и приходит к вечному спасению. (автор Доната Баттилотти)

Иоахим Патинир


Иоахим Патинир
«Искушение святого Антония» (около 1515)

Иоахим Патинир получил известность как один из зачинателей новоевропейского пейзажного искусства, разработав — на базе старонидерландской традиции от Я. ван Эйка до Босха — особый тип широкоохватного «мирового пейзажа» (в немецком искусствоведении — Weltlandschaft), включающего, обычно в масштабе совсем небольших по формату картин, массу разнообразных природных и бытовых деталей. Однако «мировые пейзажи» Патинира не превратились еще в самоценные композиции, всегда сочетаясь с определенным религиозным сюжетом в виде фона и среды действия. Если в сравнительно раннем Крещении Христа (после 1515, Художественно-исторический музей, Вена) сюжет и фон равнозначны, то позднее природная среда — с горами, причудливыми скалами, лесами, полями, дорогами и дальними горизонтами — начинает все заметнее доминировать над более миниатюрными фигурами (несколько вариантов Бегства в Египет; Святой Иероним в покаянии, ок. 1520, Национальная галерея, Лондон; Пейзаж с Хароном, ок. 1520, Прадо, Мадрид). Вероятно, мастер часто писал пейзажные фоны и в картинах других художников. Наиболее достоверный пример такого сотрудничества — Искушение святого Антония, с фигурами работы К.Массейса. Предположительно многие работы, приписываемые сейчас Патиниру или Массейсу, являются на самом деле их совместными работами. (ссылка)

Маттиас Грюневальд


Маттиас Грюневальд
«Искушение святого Антония» (с 1506 по 1515)

Одним из главных произведений Грюневальда считается так называемый «Изенгеймский альтарь», созданный мастером в 1512-1515 годах для церкви монастыря святого Антония в Изенгейме (Эльзас, Германия). Ныне он хранится в Музее Унтерлинден города Кольмара. Среди многочисленных створок Изенгеймского алтаря нас интересует сцена нападения дьяволов на святого Антония. Если Босх в картинах адских мучений подчеркивал оттенок будничности, то Грюневальд в сценах издевательства язычников или чертей над святыми с особой силой передавал звериную жестокость и злобное исступление, охватывающее мучителей праведника. В данном случае мучителями Антония выступают дьяволы, олицетворяющие семь смертных грехов. В отличие от неуклюжих чертей Босха, это мощные и свирепые чудища. Среди них существо в виде оранжевого крылатого гиппопотама олицетворяет чревоугодие; ящерица, кусающая Антония за руку — скупость; рогатый демон, тянущий на себя одеяние святого — зависть, и т.д. Грюневальд мастерски использует контрасты освещения — адскому мороку на первом плане противостоит гармоничный пейзаж с меловыми скалами и ясным небом. В небе виден Бог-Отец, а на втором плане с чертями уже сражается ангел — все это предвещает скорое и благополучное завершение суровых испытаний отшельника. («Крива усмішка Лукавого», журнал «Україна» (№ 9/ 2008))


Корнелис Кунст


Корнелис Кунст
«Искушение святого Антония» (1530)

На картине изображены пять сцен из жизни святого Антония. (ссылка)

Ян Мандейн


Ян Мандейн
«Искушение святого Антония» (после 1530)

Это единственная картина Яна Мандейна. Авторство остальных картин, которые приписывают ему, достоверно не доказано. Считается, что Мандейн был неграмотным и поэтому не мог оставить на своих «Искушениях» подписи готическим шрифтом. Искусствоведы предполагают, что он просто срисовал подпись с готового образца. Яичная скорлупа — символ хрупкости и греха. Изображением герметически закрытого сосуда было и философское яйцо, занимающее большое место в картинах художника. Намек дается иногда скромной, неброской деталью. Яйцо порождает курицу, а вот оно уже превратилось либо в вареное яйцо, либо даже в жаркое из курицы — символ окончания процесса трансмутации металла. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и все сухое — деревья, скелеты животных. Лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт. Перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости. Ключ — (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания. Отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны. Сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного. Черные птицы — грех. (ссылка)



Часть третья см.: http://sergeyurich.livejournal.com/827861.html

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ (ИСТОРИЯ И ФРЕСКИ)

Монастырей в Новгороде и его ближайших окрестностях достаточно много. Они в разном состоянии, есть и вообще полуразрушенные, сохранившиеся фрагментарно (как, например, Духов монастырь в самом центре Софийской стороны города), есть и хорошо сохранившиеся. Часть из них действующие, а некоторые стали музеями. О большинстве из этих монастырей (тех, которые мы посетили) я обязательно расскажу в отдельных частях данных заметок. Эта же часть посвящается знаменитому Антониевому монастырю .


Антониев монастырь расположен в черте города, на его Торговой стороне, несколько севернее того средневекового района, который именовался Плотницким концом (или просто Плотниками).

Если вы остановились в центральной части Новгорода, то добраться до Антониева монастыря можно и пешком. От Ярославова дворища нужно идти по Большой Московской улице в северном направлении, а когда дойдете до Студенческой улицы (почему она так называется, будет понятно потом), поверните налево, в сторону Волхова. Время в пути займет около получаса. Ну а если лень топать пешком, то по Б. Московской автобусов ходит достаточно много. Но советую выйти немного раньше и пройти по улице Панкратова (тоже налево), чтобы заодно осмотреть очень интересную церковь Бориса и Глеба в Плотниках (первой половины XVI века).

История Антониева монастыря достаточно интересна, чтобы остановиться на ней подробнее.
Эта обитель была основана в самом начале XII века (в 1106 году), причем не новгородцем, да и вообще не жителем Руси, а иностранцем, которого звали Антоний Римлянин .

Фреска XVIII века:


Предания рассказывают о преподобном Антонии разное. Но наиболее устоявшаяся версия, отраженная в том числе и на фресках основанного им монастыря, носящего его имя, такова.

Фреска XVIII века:


Некому богатому итальянцу (если этот термин применим к жителям Аппенинского полуострова начала второго тысячелетия), в один прекрасный момент было знамение, после которого всяческие материальные блага стали вызывать у него отвращение. Он раздал все свое имущество нищим (по другой версии, сложив в бочку, бросил в море; честно говоря, первая версия мне нравится больше), удалился в безлюдные места на берегу Тирренского моря, где стал вести жизнь отшельника. Все время он проводил в постах и молитвах. Местом для молитвы он выбрал большой камень на побережье.
И вот однажды этот камень, оторвался от берега и чудесным образом вместе с молящимся на нем отшельником Антонием, вместо того чтобы тут же пойти ко дну, поплыл в открытое море наподобие прочного плота.
Неизвестно, сколько длилось морское путешествие преподобного Антония на его камне, но утверждается, что он на нем проделал путь из Средиземного моря вдоль Атлантического побережья, через Ла-Манш и Северное моря в море Балтийское, а дальше по Неве (через Ладожское озеро) и по Волхову прямо к Новгороду. Таким образом, Антоний почти повторил путь "из греков в варяги", обойдя вокруг всю Западную Европу. Интересно, чем во время этого плавания, которое должно было продолжаться не один месяц, он питался? Но отнесем это к чуду, не поддающемуся логическому объяснению, ведь и камни не плавают...

Преподобный Антоний приплывает к Новгороду на камне (фреска XVIII века):




На правом берегу Волхова, к которому причалил камень преподобного, он сошел на сушу и построил деревянную церковь Рождества Богородицы, ставшую первой постройкой будущей Антониевой обители.

Несмотря на то, что новгородцы к иностранцам давно привыкли, ведь недаром Новгород фактически входил в знаменитый Ганзейский союз, к Антонию Римлянину они отнеслись довольно враждебно, что и не удивительно. Окончательный разрыв между двумя христианскими церквями произошел уже более пятидесяти лет назад, когда папа Римский и патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме. Появление в Новгороде "латинянина" вполне могло быть воспринято новгородцами как попытка католической пропаганды.

Фреска XVIII века:




И скорее всего Антония из города бы изгнали, если бы не неожиданное заступничество новгородского епископа Никиты .

Фрески XVIII века:



Этот епископ тоже не пользовался в Новгороде особенной любовью, поскольку был прислан возглавить новгородскую епархию из Киева (времена, когда новгородцы будут выбирать себе епископов на вече, наступят немного позже). Отношения между Новгородом и Киевом, во все времена не слишком доброжелательные, начиная с того времени, когда князь Олег перенес столицу с Волхова на Днепр, к началу XII века достигли крайней степени напряженности. Новгород всеми силами стремился к независимости, которую в итоге и получил в период с 1126 по 1136 год. Но до этого момента оставалось еще несколько лет, и новгородцы смирились перед епископом, вынужденно признав "своим" и Антония, которого церковный иерарх взял под свою защиту.

В 1117 году Антоний вместо деревянной церкви заложил каменный храм. По преданию, ров для фундамента Рождественского собора Антоний и епископ Никита выкопали вместе. Удивительно, но этот храм сохранился до нашего времени. Таким образом, в этом году ему исполнилось ровно 900 лет. Не правда ли, весьма солидный возраст?

Храм Рождества Богородицы Антониева монастыря - это стройное, увенчанное тремя куполами, с примыкающей к его северо-западному углу круглой толстенной башней здание.
Именно эта башня делает храм необычным.
В остальном же, как и в других новгородских постройках того времени, нет лишнего узорочья и лепнины. Все детали - высокие апсиды, плоские лопатки - направлены на то, чтобы подчеркнуть устремленность постройки ввысь (параметры храма таковы: высота - 25 метров, длина - 18 метров, ширина - 11 метров).
Кладка из традиционного известняка, но с очень широким применением кирпича - его самого древнего, брускового варианта. Использованы тонкая и толстая плинфа и даже пятиугольный кирпич, предназначавшийся для декоративного убранства.






В 1125 году собор был расписан фресками , многие фрагменты которых можно увидеть и теперь, благодаря работе советских реставраторов из Москвы и Ленинграда.
От том, насколько эти фрески интересны, судите сами.

Фрески 1125 года:















А это самая моя любимая фреска в этом храме:


Как и все новгородские монастыри, Антониева обитель много раз горела. Она подверглась ограблениям при покорении Новгорода Иваном III, в дни опричного похода Ивана Грозного, во время Смуты, когда Новгород был оккупирован шведами. Кстати, церковные сосуды-потиры из оникса и яшмы в резной золотой оправе, украшенные драгоценными камнями, которые были вывезены из Антониева монастыря, теперь хранятся в Оружейной палате Московского кремля.

К XVIII веку относится новая роспись церкви Рождества Богородицы, что связано с тем, что в 1740 году в Антониевом монастыре была учреждена новгородская духовная семинария - одно из самых старых учебных заведений России.
Несколько фресок XVIII века , которые показались нам наиболее интересными.





















В настоящее время на территории Антониева монастыря располагаются несколько факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (теперь понятно, почему улица, которая ведет к нему, называется Студенческой?) Видимо поэтому эта территория ухожена и напоминает небольшой парк. Рождественский собор теперь является музеем, относящимся к ведению Новгородского государственного музея-заповедника. Службы в нем не проводятся, зато в нем можно фотографировать, чем мы и воспользовались.

Кстати, советую посетить Антониев монастырь с утра, пока не наехали многочисленные туристы. Музей Рождественского собора открыт с 10.00. К этому времени и приезжайте. Мы, правда были в нем около 11 утра, но кроме нас в храме не было вообще ни одной души (если не считать продавщицы билетов и всего одной музейной смотрительницы; подслушали их спор по поводу того, с какого года нужно отсчитывать историю собора - с 1117 - года его основания, или с 1119, когда завершилось его строительство).
Стоимость билета на посещение Рождественского собора - 100 рублей (фотосъемка - бесплатно). За прогулку по территории бывшего Антониего монастыря платить не нужно вообще.




Продолжение следует...
Сергей Воробьев.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ (ИСТОРИЯ И ФРЕСКИ)

Монастырей в Новгороде и его ближайших окрестностях достаточно много. Они в разном состоянии, есть и вообще полуразрушенные, сохранившиеся фрагментарно (как, например, Духов монастырь в самом центре Софийской стороны города), есть и хорошо сохранившиеся. Часть из них действующие, а некоторые стали музеями. О большинстве из этих монастырей (тех, которые мы посетили) я обязательно расскажу в отдельных частях данных заметок. Эта же часть посвящается знаменитому Антониевому монастырю .


Антониев монастырь расположен в черте города, на его Торговой стороне, несколько севернее того средневекового района, который именовался Плотницким концом (или просто Плотниками).

Если вы остановились в центральной части Новгорода, то добраться до Антониева монастыря можно и пешком. От Ярославова дворища нужно идти по Большой Московской улице в северном направлении, а когда дойдете до Студенческой улицы (почему она так называется, будет понятно потом), поверните налево, в сторону Волхова. Время в пути займет около получаса. Ну а если лень топать пешком, то по Б. Московской автобусов ходит достаточно много. Но советую выйти немного раньше и пройти по улице Панкратова (тоже налево), чтобы заодно осмотреть очень интересную церковь Бориса и Глеба в Плотниках (первой половины XVI века).

История Антониева монастыря достаточно интересна, чтобы остановиться на ней подробнее.
Эта обитель была основана в самом начале XII века (в 1106 году), причем не новгородцем, да и вообще не жителем Руси, а иностранцем, которого звали Антоний Римлянин .

Фреска XVIII века:



Предания рассказывают о преподобном Антонии разное. Но наиболее устоявшаяся версия, отраженная в том числе и на фресках основанного им монастыря, носящего его имя, такова.

Фреска XVIII века:


Некому богатому итальянцу (если этот термин применим к жителям Аппенинского полуострова начала второго тысячелетия), в один прекрасный момент было знамение, после которого всяческие материальные блага стали вызывать у него отвращение. Он раздал все свое имущество нищим (по другой версии, сложив в бочку, бросил в море; честно говоря, первая версия мне нравится больше), удалился в безлюдные места на берегу Тирренского моря, где стал вести жизнь отшельника. Все время он проводил в постах и молитвах. Местом для молитвы он выбрал большой камень на побережье.
И вот однажды этот камень, оторвался от берега и чудесным образом вместе с молящимся на нем отшельником Антонием, вместо того чтобы тут же пойти ко дну, поплыл в открытое море наподобие прочного плота.
Неизвестно, сколько длилось морское путешествие преподобного Антония на его камне, но утверждается, что он на нем проделал путь из Средиземного моря вдоль Атлантического побережья, через Ла-Манш и Северное моря в море Балтийское, а дальше по Неве (через Ладожское озеро) и по Волхову прямо к Новгороду. Таким образом, Антоний почти повторил путь "из греков в варяги", обойдя вокруг всю Западную Европу. Интересно, чем во время этого плавания, которое должно было продолжаться не один месяц, он питался? Но отнесем это к чуду, не поддающемуся логическому объяснению, ведь и камни не плавают...

Преподобный Антоний приплывает к Новгороду на камне (фреска XVIII века):



На правом берегу Волхова, к которому причалил камень преподобного, он сошел на сушу и построил деревянную церковь Рождества Богородицы, ставшую первой постройкой будущей Антониевой обители.

Несмотря на то, что новгородцы к иностранцам давно привыкли, ведь недаром Новгород фактически входил в знаменитый Ганзейский союз, к Антонию Римлянину они отнеслись довольно враждебно, что и не удивительно. Окончательный разрыв между двумя христианскими церквями произошел уже более пятидесяти лет назад, когда папа Римский и патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме. Появление в Новгороде "латинянина" вполне могло быть воспринято новгородцами как попытка католической пропаганды.

Фреска XVIII века:



И скорее всего Антония из города бы изгнали, если бы не неожиданное заступничество новгородского епископа Никиты .

Фрески XVIII века:



Этот епископ тоже не пользовался в Новгороде особенной любовью, поскольку был прислан возглавить новгородскую епархию из Киева (времена, когда новгородцы будут выбирать себе епископов на вече, наступят немного позже). Отношения между Новгородом и Киевом, во все времена не слишком доброжелательные, начиная с того времени, когда князь Олег перенес столицу с Волхова на Днепр, к началу XII века достигли крайней степени напряженности. Новгород всеми силами стремился к независимости, которую в итоге и получил в период с 1126 по 1136 год. Но до этого момента оставалось еще несколько лет, и новгородцы смирились перед епископом, вынужденно признав "своим" и Антония, которого церковный иерарх взял под свою защиту.

В 1117 году Антоний вместо деревянной церкви заложил каменный храм. По преданию, ров для фундамента Рождественского собора Антоний и епископ Никита выкопали вместе. Удивительно, но этот храм сохранился до нашего времени. Таким образом, в этом году ему исполнилось ровно 900 лет. Не правда ли, весьма солидный возраст?

Храм Рождества Богородицы Антониева монастыря - это стройное, увенчанное тремя куполами, с примыкающей к его северо-западному углу круглой толстенной башней здание.
Именно эта башня делает храм необычным.
В остальном же, как и в других новгородских постройках того времени, нет лишнего узорочья и лепнины. Все детали - высокие апсиды, плоские лопатки - направлены на то, чтобы подчеркнуть устремленность постройки ввысь (параметры храма таковы: высота - 25 метров, длина - 18 метров, ширина - 11 метров).
Кладка из традиционного известняка, но с очень широким применением кирпича - его самого древнего, брускового варианта. Использованы тонкая и толстая плинфа и даже пятиугольный кирпич, предназначавшийся для декоративного убранства.






В 1125 году собор был расписан фресками , многие фрагменты которых можно увидеть и теперь, благодаря работе советских реставраторов из Москвы и Ленинграда.
От том, насколько эти фрески интересны, судите сами.

Фрески 1125 года:















А это самая моя любимая фреска в этом храме:



Как и все новгородские монастыри, Антониева обитель много раз горела. Она подверглась ограблениям при покорении Новгорода Иваном III, в дни опричного похода Ивана Грозного, во время Смуты, когда Новгород был оккупирован шведами. Кстати, церковные сосуды-потиры из оникса и яшмы в резной золотой оправе, украшенные драгоценными камнями, которые были вывезены из Антониева монастыря, теперь хранятся в Оружейной палате Московского кремля.

К XVIII веку относится новая роспись церкви Рождества Богородицы, что связано с тем, что в 1740 году в Антониевом монастыре была учреждена новгородская духовная семинария - одно из самых старых учебных заведений России.
Несколько фресок XVIII века , которые показались нам наиболее интересными.




















В настоящее время на территории Антониева монастыря располагаются несколько факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (теперь понятно, почему улица, которая ведет к нему, называется Студенческой?) Видимо поэтому эта территория ухожена и напоминает небольшой парк. Рождественский собор теперь является музеем, относящимся к ведению Новгородского государственного музея-заповедника. Службы в нем не проводятся, зато в нем можно фотографировать, чем мы и воспользовались.

Кстати, советую посетить Антониев монастырь с утра, пока не наехали многочисленные туристы. Музей Рождественского собора открыт с 10.00. К этому времени и приезжайте. Мы, правда были в нем около 11 утра, но кроме нас в храме не было вообще ни одной души (если не считать продавщицы билетов и всего одной музейной смотрительницы; подслушали их спор по поводу того, с какого года нужно отсчитывать историю собора - с 1117 - года его основания, или с 1119, когда завершилось его строительство).
Стоимость билета на посещение Рождественского собора - 100 рублей (фотосъемка - бесплатно). За прогулку по территории бывшего Антониего монастыря платить не нужно вообще.

История монастыря

Основателем и первым настоятелем монастыря был преподобный Антоний Римлянин . Обстоятельства его появления в Новгороде описываются в составленном в XVI веке житии и имеют легендарный характер. Согласно житию, Антоний происходил из Рима и попал в Новгород чудесным способом. Во время уединенной молитвы скала, на которой он стоял, оторвалась от берега и приплыла к берегам Волхова в окрестностях Новгорода. Согласно житию это произошло в 1106 году на праздник Рождества Богоматери (8 сентября). Здесь Антоний и основал свой монастырь.

Хотя происхождение преподобного Антония остается неясным, о нём и его монастыре сохранилось довольно много документальных сведений. Летописи с необыкновенным для частного лица вниманием фиксировали его деяния. Антоний был в Новгороде чужаком. Тем не менее епископ Никита благословил его на создание монастыря, о чём в частности упоминается в сохранившейся в списке XVI века Духовной грамоте преподобного Антония (текст точно повторяет оригинал, датируемый 1100-1130 гг.). Однако после смерти епископа Никиты преподобный Антоний на долгие годы оказался в конфликте с князем Всеволодом и новым владыкой Иоанном Попьяном. Только в 1131 году взошедшый на кафедру архиепископ Нифонт поставил Антония в игумены его монастыря.

Существует очень правдоподобная версия появления Антония в Новгороде, объясняющая в частности причины жесткого конфликта между ним и епископом Иоанном. Преподобный Антоний мог быть выходцем из Киево-Печерского монастыря, который осуществлял широкую миссионерскую деятельность. Возможно, это была часть задуманного монастырского освоения Новгородской земли. Характерно, что владыки Никита и Нифонт, оказывавшие Антонию поддержку, были выходцами из Киево-Печерского монастыря. Напротив, епископ Иоанн был враждебно настроен к Киеву и вероятно даже претендовал на автокефалию своей кафедры от киевского митрополита. Здесь проявились уже существовавшие сложности в отношениях Киева и Новгорода, который все более показывал стремление к независимости.

Несмотря на все сложности, преподобный Антоний смог построить в своем монастыре каменный собор и расписать его фресками. Для этого ему несомненно требовалась сильная поддержка со стороны Киева. Первая Новгородская летопись отмечает закладку собора в 1117 году, а в 1119 году говорит о завершении строительства. Роспись собора была выполнена в 1125 году, а в 1127 строится трапезная церковь.

Умер преподобный Антоний в 1147 году, завещав настоятельство своему ученику Андрею, который позднее написал первый несохранившийся текст жития святого Антония .

В 1528 году новгородский архиепископ Макарий ввёл в монастыре общежительный устав. Вскоре начались новые строительные работы. При архимандрите Геронтии в 1533-1536 гг. были построены Сретенская церковь и церковь «иже под колоколы» в честь Антония Великого. В середине XVI столетия игумен монастыря Вениамин обрел камень преподобного Антония, лежавший на берегу Волхова, и «водрузил» его в наружную стену собора. Сейчас камень Антония Римлянина лежит в притворе справа от входной двери в собор под изображением епископа Новгородского Никиты . В 1558 году было написано «Похвальное слово» преподобному Антонию. Тогда же начало складываться его общерусское почитание, хотя официально включен в список общерусских святых преподобный Антоний Римлянин был только в 1597 году. Эта задержка была связана с опричным разгромом Новгорода в 1570 году, когда были казнены вся братия и игумен монастыря Геласий .

Храмы монастыря

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы. 1117-1125 гг.

Интерьер Рождественского собора. Роспись XIX века.

Фрески XII века на восточных столпах собора. Вид с хор.

Древнейшим и главным храмом монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы . Он был построен вскоре после основания монастыря и был одним из немногих каменных храмов Новгорода начала XII века. Строительство каменного собора частным лицом, каким являлся преподобный Антоний, было для тех лет редчайшим явлением. Другие каменные соборы Новгорода строились исключительно по княжеской инициативе. Рождественский собор имеет по сравнению с ними более скромные размеры и обладает рядом отличий.

Строительство храма происходило в два этапа. В 1117-1119 гг. был построен его центральный практически квадратный в плане объём с тремя высокими апсидами и одним куполом. Интерьер, по-видимому, был хорошо освещен благодаря обилию окон. Его не очень большое пространство отличалось редкой цельностью. Боковые нефы сливались с подкупольным пространством благодаря близко придвинутым к стенам столбам, западная пара которых имеет обтекаемую восьмигранную форму. Алтарные апсиды напротив были более обособленны от наоса храма, так как восточная пара столбов обращена в наос широкими плоскими гранями, к которым примыкала алтарная преграда .

Почти сразу после окончания строительства по непонятным причинам в 1119-1122 гг. с запада к собору пристраивается нартекс с хорами над ним. При этом западная стена первой постройки в центральном нефе разбирается полностью, её торцы превращаются в ещё одну пару несущих столбов. Боковые же части хор остаются отрезанными от интерьера храма простенками с оконными проемами. С северо-запада к нартексу примыкает круглая лестничная башня, по которой осуществляется подъем на хоры. Башня увенчена куполом, в котором с древности располагался придел Онуфрия Великого и Петра Афонского. Для уравновешения композиции с юго-западного угла собора над хорами поставлен третий купол. Он так же служит для дополнительного освещения пространства хор. Эта перестройка приблизила собор Антониева монастыря к другим новгородским каменным храмам того времени. Ближайшей аналогией является Георгиевский собор Юрьева монастыря , так же имеющий внешнюю лестничную башню (правда прямоугольной формы) и увенченный тремя куполами.

Со временем Рождественский собор оброс пристройками. Уже в XVI веке с запада появилась небольшая паперть. В 1671 году с юга был пристроен придел в честь Антония Римлянина. Тогда же он был расписан. В 1680 году с севера возникает придел апостола Иоанна Богослова, а в 1699 возводится новая паперть во всю ширину собора. Вероятно тогда же новые пристройки были соединены с интерьером собора широкими арками, растесанными в боковых стенах. При этом пол собора, ушедшего за века своего существования в землю, был выровнен с уровнем пола пристроек и поднят на 1 метр.

В таком виде храм сохранился до наших дней. Его первоначальный вид так же искажен расширенными окнами и кровлей с прямым карнизом. Изначально он имел позакомарное покрытие .

Роспись храма

Введение Богородицы во храм. Фрески 1125 года.

Фрески диаконника. Фрески 1125 года.

Волхвы из Рождества Христова. Фрески 1125 года.

Набольшие фрагменты на южной и северной стенах дают некоторое представление о росписи наоса. Как обычно, своды и верхние части стен были покрыты евангельскими сюжетами. Характерной особенностью, встречающейся и в других древнерусских храмах, являлось особое сопоставление двух выделенных крупным размером сцен - Рождества Христова на южной и Успения Богоматери на северной стенах. Телесному рождению и воплощению Сына Божия здесь противопоставляется рождение после смерти в новую вечную жизнь. Даже небольшой сохранившийся фрагмент позволяет понять, что здесь Успение было представлено в особом развернутом варианте с изображением перенесения на облаках апостолов в Иерусалим к одру Богоматери.

Благовещение. Архангел Гавриил. Фрески 1125 года.

Благовещение. Богоматерь. Фрески 1125 года.

Целители Флор и Лавр.

Лучше всего сохранилась роспись восточных столбов на обращенных к молящимся западных гранях. Сверху здесь изображено Благовещение . Фигуры Архангела Гавриила и Богоматери по сложившейся традиции изображены по отдельности так, что сцена происходит как бы в пространстве самого храма. Под Благовещением расположены четыре фигуры святых целителей - Кира и Иоанна, Флора и Лавра. Если двое из них держат в руках сосуды с лекарствами, очень напоминающие дароносицы , то другие двое (по одному в каждой паре) имеют в руках свитки. Здесь очевидно вместе с исцелением тела подчеркивается исцеление души христианским учением. Причем изображения целителей фланкируют алтарь храма, показывая, что именно здесь человеку подается исцеление.

Под этими фресками крепился темплон алтарной преграды, в котором первоначально вероятно не было других икон, кроме образов Спасителя и Богоматери . Алтарь закрывала крепившаяся к темплону завеса. На неё намекают изображенные в нижней части столбов полотенца .

Художественные особенности фресок долгое время оставались без надлежащей оценки исследователей. Неполное раскрытие древней живописи мешало ученым адекватно воспринять их стиль. В связи с этим высказывалось мнение о чужеродности этой живописи всему древнерусскому искусству и связь её с романским искусством . В настоящее время стало ясно, что роспись Антониева монастыря все же входит в контекст других новгородских пямятников, хотя и имеет свои яркие отличия. Вероятно, что её исполнителями были все же художники из Киева. Во фресках сохраняются многие особенности росписей раннего XII века, таких как фрески Софии Новгородской и Николо-Дворищенского собора . Фигуры крупные и тяжеловесные, в них преобладает статика. Похожа и пластическая моделировка ликов, выделяющаяся по сравнению с практически плоскими одеждами. Однако в личном письме появляется более интенсивная графическая прорисовка черт, придающая образам гораздо большую активность. Для образов Антониевских фресок характерна большая эмоциональная открытость, граничащая с экзальтацией. Эти новые тенденции, распространявшиеся в разных частях византийского мира, найдут в Новгороде большой отклик. Контраст, столь резкий в соотношении статичности фигур с внутренней подвижностью образов, проявляется и в звучном колорите росписей: здесь темно-синие фоны сочетаются с ярко-желтыми нимбами, а темные монашеские одежды с одеяниями розовых, голубых и салатовых тонов .

Лестничная башня собора

Примыкающая к собору лестничная башня имела в древности много различных функций. Она не только вела на хоры храма, но и имела в своем куполе отдельный придел Онуфрия Великого и Петра Афонского, освещенный в 1122 году. В толще стен башни сохранились крошечные кельи, в которых уединялись для молитвы монахи монастыря. Здесь провел свои последние годы и преподобный Антоний, уподобившийся таким образом столпникам . Последняя архитектурная реставрация обнаружила также, что первоначально башня имела в основании купола три проема для крепления колоколов. Однако, наиболее интересны сохранившиеся на внутренних стенах рисунки, не представляющие собой цельной, выполненной профессиональными художниками декорации, а создававшиеся по-видимому самими монахами. Они выполнены простыми линиями красной охры и плохо сохранились до наших дней. Здесь присутствуют в основном символико-аллегорические и дидактические изображения. Среди них фигура льва с печальным как у человека лицом и завязанным хвостом, что указывает на главные монашеские добродетели - покаяние и смирение. Здесь есть так же изображение фантастического существа на четырёх ногах с человеческой головой - вероятно изображение Китовраса , персонажа апокрифического сказания о царе Соломоне . Китоврас, напоминающий античного кентавра , был наделен необычайной силой и неземной мудростью. Согласно сказанию, Соломон насильственно привлек Китовраса к строительству Иерусалимского храма, но тот смог освободиться и убежать обратно в пустыню, предпочтя свободу мирской славе .

Колокольня

Над южным входом в монастырь возвышалась трёхярусная колокольня. В 1930-х годах два верхних яруса были снесены и разобраны на кирпич .

Сретенская трапезная церковь

Современное состояние

Антониев монастырь на серебряной монете достоинством 25 рублей из серии «Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО»

Сегодня монастырские постройки входят в состав Новгородского музея-заповедника . На территории монастыря расположен ряд факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (бывший Педагогический институт, вошедший в состав университета) .

Настоятели

  • Кирилл (Завидов) (1580-1594) игумен
  • Павел (август 1613-1623) архимандрит
  • Дамаскин (Аскаронский) (1744 - 11 января 1748) архим.
  • Иоасаф (Миткевич) (1750-1756) архим.
  • Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756 - 23 апреля 1758) архим.
  • Симон (Лагов) (январь 1759 - август 1761) архим.
  • Феофил (Раев) (13 июля 1774 - июль 1782) архим.
  • Амвросий (Серебренников) (1782 - 26 декабря 1783) архим.
  • Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 - 17 сентября 1797) архим.
  • Феофилакт (Русанов) (8 ноября 1798-1799) архим.
  • Игнатий (Семёнов) (1823-1827)
  • Илиодор (Чистяков) (1828-1832)
  • Евфимий (Беликов) (1852-1856)
  • Владимир (Богоявленский) (1886-1888)
  • Тихон (Никаноров) (21 января 1891-1892)
  • Аркадий (Карпинский) (1895-1896)
  • Димитрий (Сперовский) (1897-1903)
  • Алексий (Симанский) (1911-1913)
  • Тихон (Тихомиров) (1913-1919)
  • Иоанникий (Сперанский) (1919-1923)

Примечания

Литература

  • Robert Michell and Neville Forbes, ed., The Chronicle of Novgorod, 1016-1471 - New York: American Medieval Society Press, 1970. - 9-10, 12.
  • В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. - М.: «Северный паломник», 2002.
  • Мария Орлова. О некоторых декоративных приемах в стенописи собора Рождества Богоматери Антониева монастыря в Новгороде (1125 г.). - Проблеми на изкуството, 2010, № 1.
  • Сойкин П. П. // Православные русские обители = : Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне., Книгоизд-во П. П. Сойкина, 1910. - СПб. : Воскресение, 1994. - С. 114. - 712 с. - 20 000 экз. - ISBN 5-88335-001-1
  • Э. А. Гордиенко, В. Д. Сарабьянов, Л. А. Секретарь Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия . Том II. - М . : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. - С. 691-695. - 752 с. - 40000 экз. - ISBN 5-89572-007-2

См. также

  • Кирик Новгородец - диакон и доместик Антониева монастыря

Ссылки

Достопримечательности Великого Новгорода