Вьетнам

Как зовут черепашек-ниндзя? Кто есть кто среди зеленых супергероев. Леонардо да Винчи. Рафаэль. Микеланджело Рафаэль донателло

Отличительные черты Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи – архитектор, художник, инженер, основоположник стиля Высокого Возрождения. Фрески и «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Микеланджело Буонаротти – скульптор, архитектор, живописец. Фрески Сикстинской капеллы. Сила и экспрессия скульптурных композиций. Искусство Высокого Ренессанса как воплощение «прекрасного реализма». Характеристика социокультурной ситуации позднего возрождения. Особенности Венецианской школы живописи (Джорджоне, Тициан).

Высокий Ренессанс в Средней Италии

В трудные для Италии времена насту­пает недолгий «золотой век» итальянского Возрождения - так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета италь­янского искусства. Высокий Ренессанс совпал с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независи­мость. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество прогресса. В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично раз­витого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего поднять­ся над уровнем повседневности.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя «Крещение» уже отчетливо демон­стрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная оду­хотворенность образа. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев).

От 80-х годов XV в. сохранились две неоконченные композиции Леонардо: «Поклонение волхвов»
и «Св. Иероним». Вероятно, в сере­дине 80-х годов была создана в старинной технике темперы и «Ма­донна Литта».

Леонардо предлагает свои услуги герцогу Миланскому и уезжает в Милан. Соединяя научное и творче­ское начала, обладая как логическим, так и художественным мышлением, Леонардо всю жизнь занимался учеными изысканиями наравне с изобразительным искусством; отвлекаясь, он казался медлительным и оставил после себя немного произведений искус­ства. При миланском дворе Леонардо работал как художник, ученый техник, изобретатель, как математик и анатом. В архитектуре он занят проектированием идеального города, в скульптуре - созда­нием конного монумента, в живописи - написанием большого алтарного образа. И каждое из созданных им творений было открытием в искусстве.

Первым большим произведением, которое он исполнил в Ми­лане, была «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте»).

Композиция картины конструктивна, логична, строго выверена. Группа из четырех человек образует как бы пирамиду, но жест руки Марии и указующий перст ангела создают внут­ри картины движение по кругу, и взгляд естественно переходит от одного к дру­гому. Это уже не просто пейзажный фон, а определенная среда, в которой взаимодействуют изображенные лица. Созданию этой среды спо­собствует и то особое качество живописи Леонардо, которое полу­чило название «сфумато»: воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры, образующая определенную свето-воздушную атмосферу.

Самой большой работой Леонардо в Милане, высшим достиже­нием его искусства была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» (1495-1498).

Христос в последний раз встречается за ужином со своими учени­ками, чтобы объявить им о предательстве одного из них. «Истинно говорю вам, один из вас предаст меня». Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати на слова учителя. Эта реакция различна, но в картине нет никакой внешней аффектации, все полно сдер­жанного внутреннего движения. За длинным столом, па­раллельно линии холста сидят тринадцать человек: двое - в проф­иль к зрителю по бокам стола, а одиннадцать - лицом. Двенадцать чело­век разбиты на четыре группы по три человека в каждой. Для Леонардо главное - через реакцию разных людей, характеров, темперамен­тов, индивидуальностей раскрыть извечные вопросы человечества: о любви и ненависти, преданности и предательстве, благородстве и подлости, корыстолюбии. По-разному проявляют себя люди в момент душевного потрясения.

С 1499 г. начинаются годы скитаний Леонардо: Мантуя, Венеция и, наконец, родной город художника - Флоренция, где он пишет картон «Св. Анна с Марией на коленях», по которому создает картину маслом в Милане (куда возвратился в 1506 г.). Недолгое время Леонардо пробыл на службе у Цезаря Борджиа, а весной 1503 г. вернулся во Флоренцию, где получил от Пьетро Содерини, теперь пожизненного гонфалоньера, заказ на роспись стены нового зала палаццо Синьории. Леонардо исполнил картон на тему битвы миланцев и флорентийцев при Ангиари - момент ожесточенной схватки за знамя.

Во Флоренции Леонардо была начата еще одна живописная работа: портрет жены купца дель Джокондо Моны Лизы, ставший одной из самых знаменитых картин в мире. Впервые портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозную и мифологическую темы. При всем бесспорном физиономическом сходстве портреты Кватроченто от­личались если не внешней, то внутренней скованностью. В портрете Моны Лизы достигнута та степень обобщения, которая, сохраняя всю неповторимость изображенной индивиду­альности, позволяет рассматривать образ как типичный для эпохи Высокого Ренессанса. Это обобщение, главная идея которого - чувство собственной значительности, вы­сокое право на самостоятельную духовную жизнь, достигнуто целым рядом определенных формальных моментов: и плавным контуром фигуры, и мягкой моделировкой лица и рук, окутанных леонардовским «сфумато».

Идеи монументального искусства Возрождения, в которых сли­лись традиции античности и дух христианства, нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля (1483-1520). В его искус­стве обрели зрелое решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гар­монию всесторонне развитой личности, в чем Рафаэль следовал античности, и сложная многофигурная композиция, передающая все многообразие мира. Рафаэль Санти родился в 1483 г. в городе Урбино. Ранний период творче­ства Рафаэля прекрасно характеризует небольшая картина в форме тондо «Мадонна Конестабиле», с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей (при всей робости композиции) и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения.

В 1500 г. Рафаэль уехал из Урбино в Перуджу учиться в мастерской известного умбрийского художника Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии» (1504).

Рафаэль перебирается во Флоренцию, его многочисленные произведения, толкующие образ мадонны, снискали ему всемирную славу. Заслуга художника прежде всего в том, что он сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства, соединить лиричность и глубокую эмоциональность с монументальным величием. Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства - в «Сикстинской мадонне».

Несомненно, это был путь преодоления простодушного толкования безмятежной и светлой материнской любви к образу, насыщенному высокой духовностью и трагизмом, построенному на совершенном гармоническом ритме: пластическом, колористиче­ском, линейном. Но это был и путь последовательной идеализации. Однако в «Сикстинской мадонне» это идеализирующее начало отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству, исходящему от этой идеально прекрасной молодой женщины с младенцем-Богом на руках, которого она отдает во искупление человеческих грехов. Фигура Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами св. Варвары и Папы Сикста II, жесты которых обращены к мадонне, как и взгляды двух ангелов, - в нижней части композиции.

В 1509 г. Папа Юлий II приглашает молодого художника в Рим для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце. Рафаэль расписывает первые две станцы. В станце делла Сеньятура (комнате подписей, печатей) он написал четыре фрески-ал­легории основных сфер духовной деятельности человека: фило­софии, поэзии, богословия и юриспруденции. Официальная программа росписи станцы делла Сеньятура являлась отражением идеи примирения христианской религии с античной культурой. Во фреске «Афинская школа», олицетворяющей фило­софию, Рафаэль представил Платона и Аристотеля в окружении философов и ученых различных периодов истории.

Их жесты (один указывает на небо, другой - на землю) характеризуют суще­ство различий их учений. У самого края правой группы художник написал себя. Главным в рос­писи остается общая атмосфера высокой духовности, ощущение силы и мощи человеческого духа и разума. Во фреске «Парнас», оли­цетворяющей поэзию, изображен Аполлон в окружении муз и поэтов - от Гомера и Сафо до Данте.

Во второй комнате, называемой «станца Элиодора», Рафаэль написал фрески на исторические и легендарные сюжеты, прославляющие римских пап: «Из­гнание Элиодора» - на сю­жет Библии о том, как кара Господня в образе ангела - прекрасного всадника в зо­лотых доспехах - обруши­лась на сирийского вождя Элиодора, пытавшегося по­хитить из Иерусалимского храма золото, предназначен­ное для вдов и сирот.

Рафаэль был и величайшим портретистом своей эпохи, со­здавшим тот вид изображения, в котором индивидуальное нахо­дится в тесном единстве с типи­ческим.

Третий величайший мастер Высокого Возрождения - Микел­анджело - намного пережил Леонардо и Рафаэля. Первая полови­на его творческого пути приходится на период расцвета искусства Высокого Ренессанса, а вторая - на время Контрреформации и начало формирования искусства барокко. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) родился в Капрезе, в семье градоправителя. В 1488 г. во Флоренции, куда переехала семья, он поступает в мастерскую к Гирландайо, через год - в скульптурную мастерскую при монастыре Сан Марко к одному из учеников Донателло. Молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу произведения: «Вакх» и «Пьета».

Микеланджело изобразил Христа, распростертым на коленях Марии. Молодое, идеально прекрасное лицо мадонны скорбно, но очень сдержанно. Фигуры образуют в композиции пи­рамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность. Господствующими в этой композиции являются черты, свойст­венные именно Высокому Ренессансу: цельность героического образа, классическая ясность монументального художественного языка.

Возвратившись в 1501 г. во Флоренцию, Микеланджело по поручению Синьории взялся изваять фигуру Давида из испорченной до него незадачливым скульптором мраморной глыбы. В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую. В прекрасном образе Давида, в его суровом лице скульптор передал титаническую силу страсти, не­преклонную волю, гражданское мужество, безграничную мощь свободного человека. Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и ее защитника. Общественное значение скульптуры было понято сразу.

В 1504 г. Микеланджело начинает работать над росписью «Зала пятисот» в палац­цо Синьории, но рисунки и картоны к его «Битве при Кашине» не сохранились.

В 1505 г. Папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим для сооружения себе гробницы. Папа от своего замысла отказался. Разгневанный Микеланджело уехал во Флоренцию, но, вытребо­ванный Папой, под нажимом флорентийских властей, боявшихся осложнений с Римом, вынужден был вновь возвратиться в Рим, на этот раз для не менее грандиозного, но, к счастью, воплотившегося замысла - росписи потолка Сикстинской капеллы при Ватикан­ском дворце.

Над росписью плафона Сикстинской капеллы Микеланджело работал один, с 1508 по 1512 г., расписав площадь около 600 кв. м (48х13 м) на высоте 18 м.

Центральную часть потолка Микеланджело посвятил сценам священной истории, начиная от сотворения мира. Эти композиции обрамлены написанным же, но создающим иллюзию архитектуры, карнизом и разделены, также живописными, тягами. Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. Под живописным карнизом Микеланджело написал про­роков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами.

В девяти центральных композициях развертываются события первых дней творения, история Адама и Евы, всемирный потоп, и все эти сцены, по сути, являются гимном человеку, заложенным в нем силам, его мощи и его красоте. Адам идеально прекрасен в сцене «Сотворение Адама», он еще лишен воли, но прикосновение руки творца, как электрическая искра, пронзает его и зажигает жизнь в этом пре­красном теле. Главными выразительными средствами Микеланджело являются подчеркнутая пластичность, чеканность и ясность линии и объема.

Пластическое начало в росписи Микеланджело всегда доминирует над живописным.

Вскоре после окончания работ в Сикстине умер Юлий II и его наследники возвратились к мысли о надгробии. В 1513-1516 гг. Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия. «Скованный раб»,

«Умирающий раб» передают разные состояния человека, разные стадии борьбы.

С 1520 по 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значительных и самых трагических скульптурных произведений - над гробницей Медичи (флорентийская церковь Сан Лоренцо), выражающей все переживания, выпавшие в этот период на долю и самого мастера, и его родного города, и всей страны в целом. С конца 20-х годов Италия буквально раздиралась как внешними, так и внутренними врагами. Одну стену ук­рашает фигура Лоренцо, противоположную - Джулиано, а внизу у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическмие скульптурными изображениями - символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» - в надгробии Лоренцо,

«Ночи, и «Дня» - в надгробии Джулиано. Чувство беспокойства, тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. Этот беспокойный ритм еще усиливается позами аллегорических фигур времени суток: напряженные изогну­тые тела как бы скатываются с покатых крышек саркофагов, не находя опоры.

Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле - к росписи «Страшный суд» (1535-1541) - грандиозному тво­рению, выразившему трагедию человеческого рода.

Творящий суд, карающий Христос помещен в центре композиции, а вокруг него во вращательном круговом движении изображены низвергающиеся в ад грешники, возносящиеся в рай праведники, встающие из могил на Божий суд мертвецы. Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения. Сложные ракурсы переплетенных, закрученных в клубок тел, крайний дина­мизм, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокой­ства, тревоги, смятения,- все это черты, глубоко чуждые Высокому Возрождению.

С 1546 г. он работает над собором св. Петра, начатым еще Браманте. Микеланджело принадлежит рисунок и чертеж купола, который был исполнен уже после смерти мастера и до сих пор является одной из главных доминант в панораме города.

Два последних десятилетия жизни Микеланджело приходятся на тот период, когда в Италии искореняются черты свободомыслия великой гуманистической эпохи Ренессанса. По настоянию инкви­зиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры. Историческое значение искусства Микеланджело, его воздействие на современников и на последую­щие эпохи трудно переоценить. Некоторые зарубежные исследова­тели трактуют его как первого художника и архитектора барокко.

Не за горами, и финальный трейлер про Донателло дает возможность представить вам всех четырех героев грядущей игры и их особенности в бою. Наконец-то во вселенной "Черепашек" появляется интересная кооперативная игра.
Смотрим и предвкушаем!

Рафаэль / Raphael


Красная маска и пара сай. Раф - это один из самых агрессивных и настырных уличных бойцов в игре. Умеет буквально ввинчиваться в толпу врагов, делать убойные перекидывания, а также имеет огромный урон при борьбе с одиночным противником, ведь скорость атаки и урон довольно высокие.

Микеланджело / Michelangelo


Всегда готов к дружественному нападению, Майки буквально душа компании, очень веселый, но будет до последнего защищать спины своих соратников. Благодаря нунчакам имеет самую большую скорость атаки в игре, но и самый низкий показатель урона за один удар одновременно с этим. Полагается на свою ловкость и возможность быстрого набивания комбо, чтобы положить врага до того, как он что-то сделает.

Донателло / Donatello


Как и младший брат, Майки , Донателло не особенно агрессивен. Умеет созерцать и размышлять, всегда ищет рациональные пути, помогающие избежать ненужной борьбы. Бьет медленно, но больно и размашисто, ведь в руках такой длинный шест Бо. Умеет катать на этом шесте своих братьев для умопомрачительных комбо.

Леонардо / Leonardo


Старший из братьев, Леонардо часто берет на себя задачи лидера четырех. Совмещает тактичность и порывистость в атаках своими мечами. Чувство самоотверженности часто заставляет его спорить с упрямым Рафаэлем . Боевые характеристики наиболее сбалансированные и универсальные под самые разные ситуации.

Герои с непростым прошлым.

На этой неделе на экраны российских кинотеатров выходит продолжение фильма «Черепашки-ниндзя» двухлетней давности, который собрал в широком прокате почти $500 млн. Мы решили вспомнить основные исторические моменты одних из самых необычных героев кинокомиксов.

1. Создатели «черепашек» любили боевые искусства


Первые эскизы будущих героев.

Оба художника ставшего легендарным комикса Питер Алан Лерд и Кевин Брукс Истмен были фанатами боевых искусств. Первый изучал в юности айкидо, второй обожал фильмы с Брюсом Ли. Именно, поэтому главные герои получили громкую приставку «ниндзя».

2. Имена главных героев придуманы в шутку


Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Донателло. Оригиналы.

Лэрд и Истмэн любили историю искусства, поэтому идея заимствования имен мастеров эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Донато ди Никколо ди Бетто Барди), обоим создателям показалась забавной.

По легенде самого комикса, сэнсэй черепашек крыса Сплинтер случайно нашёл красочный альбом с картинами этих художников в груде мусора.

3. Изначально «Черепашки» были пародией на другой комикс


Герой комикса «Сорвиголова».

Многие фанаты связывают идею мутации главных персонажей с историей другого персонажа комиксов – «Сорвиголовой». Он, спасая человека из под колес грузовика, перевозящего радиоактивные вещества, лишился зрения. Жидкость попала ему в глаза, лишив зрения, но улучшив слух и обоняние. Черепашки изначально были пародией на данного героя.

Кроме того, комикс был схож с «Ронин» Фрэнка Миллера о приключениях самурая в Нью-Йорке.

4. Разноцветные повязки у героев появились не сразу


Обложка оригинального комикса.

В оригинальном комиксе было много агрессии и жестокости, сами черепашки-ниндзя были чёрно-белыми, лишь на обложке у героев рисовались красные повязки.

Лишь после того, как комикс стал популярен художники «вручили» каждой черепахе повязку определенного цвета и пряжки с буквами на ремнях . Рафаэль получил красную, Донателло фиолетовую, оранжевая досталась Микеланджело, а синяя лидеру квартета Леонардо.

5. Каждая черепашка обладает своим набором характеристик


Все герои разные.

Леонардо

Дата рождения : 12 августа
Оружие : Врагов «наказывает» с помощью двух катан
Характеристики : Дисциплинированный, непреклонный в решениях, постоянно спорит с беззаботным Микеланджело
Фишка : Неформальный лидер коллектива. В мультсериале 1987 года крутит роман с девушкой-ниндзя Лотос

Донателло

Дата рождения : 1 июля
Оружие : В качестве оружия использует бокен (длинная палка из бамбука)
Характеристики : Мозговой центр команды, любит технику и науку
Фишка : В новой киноэкранизации у героя есть ранец с гаджетами, гарнитура с камерой и электронным моноклем, сам же он носит очки. В фильме 2016 года Дон смастерил фирменный грузовик черепашек, который не уступает по количеству гаджетов автомобилям Джеймса Бонда

Рафаэль

Дата рождения : 22 августа
Оружие : Использует пару кинжалов сай (клинковое холодное оружие типа стилета)
Характеристики : Жестокий боец с неуравновешенной психикой
Фишка : В мультсериале «Черепашки-мутанты-ниндзя» Рафаэль крутил роман с Моной Лизой - девушкой, мутировавшей в ящерицу

Микеланджело

Дата рождения : 24 ноября
Оружие : Любимое оружие нунчаки
Характеристики : Беззаботность и легкомысленность команды
Фишка : Главный оптимист коллектива. Больше всех остальных любит пиццу и чаще других шутит. В фильме 2014 года герой неровно дышит к Эйприл, в продолжении истории ждем новых подкатываний черепахи к журналистке. Именно Микеланджело (черепашку с нунчаками) первым нарисовал один из авторов комикса Кевин Истмэн.

6. Рокстеди и Бибоп, два каноничных придурка появятся в новом фильме


Большие и тупые.

Два антагониста и помощники главзлодея Шреддера, которые обещают стать одной из главных фишек будущего фильма, который выходит в самом начале июня . В классическом мультсериале эти два мутанта получились в результате скрещивания двух панков-бандитов с носорогом и кабаном. Оба абсолютно тупые.

Имена героев обозначают музыкальные жанры: Бибоп - это стиль в джазе. Рокстеди - ямайский стиль музыки (отец стиля Регги).

7. Мультсериалы, много и разных


Ностальгия из 90-х.

Для российских зрителей героев комикса открыл сериал, который снимался с 1987 по 1992, общее количество серий - 193, сезонов – 10.

В 2003 Fox Network восстановила мультсериал, который больше похож на оригинальный комикс, став более мрачным и драматичным.

В 2012 года на канале Nickelodeon состоялась премьера мульсериала, в котором используется компьютерная графика.

8. Первая киноэкранизация сейчас смотрится нелепо, в 1990 она стала хитом


Трейлер к фильму из 90-х.

Появившийся в 1990 году фильм, снятый про «Черепашек» повторял основную историю появления героев. При бюджете в $13,5 млн., картина собрала по всему миру $201 млн. Любопытно, что одну из ролей в фильме сыграл Сэм Рокуэлл.

Не верите, что фильм получился странный? Смотрим трейлер.

9. Перезагрузка «Черепашек» получилась успешной


Кадр из фильма 2014 года.

В 2014 году к 30-летию франшизы режиссером Джонатаном Либесманом была снята новая киноэкранизация комикса, выпущенная в 3D-формате.

Фанаты остались недовольны новым отталкивающим видом главных героев. С одной стороны, понять их можно, все привыкли к миловидным мордочкам черепашек, с другой стороны, взгляните на изображения обычной черепахи . У художников новой версии мутантов были для своего творчества все основания.

В целом фильм получился неким симбизом сурового и реалистичного «Темного рыцаря» Кристофера Нолана и #взорвемздесьвсе «Трансформеров» Майкла Бея.

Бюджета фильма составил $125 млн., а сборы по всему миру $493 млн. ($29 млн. в России).

10. Вторая часть новых «Черепашек» обещает быть очень крутой


Вы будете приятно удивлены.

Причин несколько. Масштаб событий стал больше, у героев появились новые известные нам по мультсериалу враги, шуток стало больше, Эйприл #Меган О’Нил раздели еще больше, а женскую партию ей составила модель с мировым именем Алессандра Амброзио.

Каждый землянин, чье детство выпало на конец 80-ых – начало 90-ых годов, без труда перечислит имена самых известных рептилий – черепашек-ниндзя. А россияне еще и добавят слова из надоедливой песни: «Мы не жалкие букашки – супер-ниндзя-черепашки», – с которой начиналась каждая серия классического мультика о мутантах. Жители канализации учили детей верной дружбе, отваге и смелости, непременно побеждая зло.

История создания

Комиксы с одной из самых безумных идей придумали друзья-художники Кевин Истмен и Питер Лэрд. Зимой 1983 года приятели собрались в гостиной дома в городке Довер и нарисовали первых героев будущего культового проекта. По задумке черепахи-мутанты пародировали четыре комикса – «New Mutants» и «Сорвиголова» от «Марвел», приключения самурая «Ronin», придуманные иллюстратором Фрэнком Миллером, и историю о трубкозубе «Серебас», которую написал Дэйв Сим. Идея превратить медлительных черепах в стремительных ниндзя – более чем нелепая. Но кто мог подумать, что четверка мутантов принесет авторам славу и задержится в киноиндустрии на рекордный срок!

Комиксы рассказывают о приключениях четырех черепашек, которых зовут Микеланджело, Донателло, Леонардо и Рафаэль. Имена позаимствованы у великих мастеров эпохи Возрождения, что не совсем стыкуется с образами и навыками героев графических романов. Однако однажды в интервью Истмен объяснил выбор имен:

«Мы использовали все виды японских боевых искусств, но не хотели называть черепах японскими именами, потому что думали, что для американского читателя это будет слишком чуждо. Поэтому мы решили пойти в противоположном направлении и подобрать характерные европейские имена, связанные с историей искусства».

Сначала персонажи были черно-белыми, единственное яркое пятно – красные повязки на глазах. Цвет указывал на видовую принадлежность рептилий – срисованы они с красноухой черепахи. Но когда эти жители канализации завоевали признание у читателей, авторы подарили главным героям разноцветные повязки.


К весне 1984 года готовая серия комиксов отправилась в печать. Обнищавшим за зиму Истмену и Лэрду пришлось на публикацию своего творения занимать деньги, но это того стоило. Похождения необычных рептилий оценили по достоинству – герои заняли умы американских детей. Став звездами комикс-индустрии, черепахи перекочевали на киноэкраны, пополнив собственную копилку целой дюжиной фильмов и мультиков.

Образы и характеры

– лидер отряда. Главные черты его – справедливость и рассудительность. Но умение трезво смотреть на вещи делает героя слегка занудой. Он смело бросается грудью на амбразуру, верный товарищ, чтит правила чести. Выделяется из команды повязкой синего цвета, а его оружие – два меча-катаны.


– противоположность Леонардо. Подозрительный и вспыльчивый черепашка не стесняется проявлять агрессию. Иногда чересчур самостоятельный, многие начинания Рафа приводят к проблемам и катастрофам. Позднее мультипликаторы добавили в образ черты задумчивого философа. Раф носит красную повязку и пару острых кинжалов-сай.


предстает ученым-любителем, мозгом черепашьего отряда. Мускулистый ботаник-ниндзя в фиолетовой повязке обеспечивает команду дирижаблем, компьютером и технологичным фургоном. Научные опыты не обходятся без плачевных последствий: вокруг Донни все горит, взрывается, случаются катастрофы. Персонаж выбирает исключительно мирные пути решения конфликтов, хотя все же приходится применять силу. В арсенале Донателло шест-бо – длинный деревянный посох.


заражает весельем и беззаботностью. Добряк обожает за пиццей порезаться в видеоигры или почитать комиксы, катается на скейте. Героя напрягают тренировки, он с удовольствием променяет погони на крышах на мирные часы у телевизора. Морду Майка украшает оранжевая повязка, а из оружия он использует нунчаки.


Приключения Черепашек-ниндзя

Сюжет построен на приключениях черепашек, превратившихся под воздействием мутагена в необычных существ, в которых совмещены черты рептилий и людей. Будучи маленькими, вместе с аквариумом они попали в канализацию, где уже обитал мудрец-сенсей Сплинтер – из него мутаген сделал крысу-переростка. Персонажи обучились у сенсея приемам боевого искусства и бросились на защиту Нью-Йорка от притязаний злых существ. Главными противниками храбрых и отчаянных зеленых героев выступают кровожадные злодеи и Крэнг. В свободное время герои объедаются пиццей и валяют дурака.

Однажды черепашки спасли от панков ведущую теленовостей , которая становится другом и союзником этой своеобразной команды. В девушку по уши влюбляется Микеланджело, ради возлюбленной черепашка даже готов превратиться в человека.


На счету черепашек-ниндзя десятки сражений с самыми разными врагами. Помимо войны со Шреддером, они ведут бои с Драконами, вышедшими из зеркала, в которое тех заточили китайские мудрецы; разрушают планы таинственного клана в Японии; бывают в киберпространстве и в космосе, чтобы спаси своего наставника. В мультфильме «Монстры против мутантов» и вовсе врагами черепашек выступают жуткие вампиры и оборотни.

Экранизации

Черепашки-мутанты дебютировали на экране в 1987 году. Длинный (десять сезонов, которые транслировались вплоть до 1996 года) мультсериал «Черепашки-ниндзя» имел феноменальный успех. Следом создали еще три многосерийных проекта и две полнометражные рисованные картины. Мультики, хоть и относятся к жанру боевика, – добрые, особенно первый сериал. А персонажи становятся для детей примером отваги, чести и настоящей дружбы.


Популярность черепашек-ниндзя подтолкнула режиссеров на создание кинофильмов. Рептилии «ожили» в 1990 году. Костюмы крутых ниндзя примерили Дэвид Форман (Леонардо), Лэйф Тилден (Донателло), Ли Джош Пэйс (Рафаэль) и Микелан Систи (Микеланджело). Журналистку Эйприл сыграла Джудит Хоаг.

Через год последовало продолжение приключений канализационных мутантов. В картине «Черепашки-ниндзя II: Тайна изумрудного зелья» часть ролей досталась уже другим актерам – Марку Касо (Лео), Микелану Систи (Раф) и Кенну Троуму (Майк). Образ Эйприл стал самым известным в кинокарьере .


Актрисе предложили поработать и в следующей ленте – «Черепашки-ниндзя III» (1993). Главные герои в этом фильме отправляются спасать подругу в феодальную Японию. Костюмы Леонардо, Рафаэля, Донателло и Микеланджело надели Марк Касо, Мэт Хилл, Джим Рапоза и Дэвид Фрайзер. Эту картину критики с фанатами не оценили, назвав крайне скучной. Разочаровало зрителей и отсутствие привычных злодеев – авторы зачем-то отказались от классического Шреддера.

Эпоха нового кино озарилась обновленным вариантом приключений ниндзя-рептилий. Режиссер Джонатан Либесман подарил миру красочный фильм (2014), не оригинальничая над названием. Картина так и называется – «Черепашки-ниндзя». На съемочной площадке супергеройского боевика встретились Пит Пложек, который перевоплотился в лидера черепашьего отряда, Алан Ритчсон, преобразившийся в агрессивного Рафаэля, и Джереми Ховард, взявший роль умника Донни. Весельчака и непоседу Майка сыграл , а красавицу Эйприл О’Нил – . Впрочем, лента хоть и окупилась в прокате, но снова не пришлась по вкусу киноманам – не хватило экшена и спецэффектов.

Пока заключительным фильмом, посвященным черепашьей эпопее, стал сиквел к предыдущей картине, увидевший свет в 2016 году. Актеры, сыгравшие главных героев, вновь встретились. А вот режиссерское кресло занял Дэйв Грин, которому удалось создать более интересный продукт.

  1. Ошеломительный успех комиксов породил десятки настольных и видеоигр. Часть компьютерных игрушек носит названия серий комиксов и мультфильмов, например, «Черепашки-Ниндзя: легенды», «Черепашки-ниндзя: битва за Нью-Йорк». Самым маленьким детям предлагают вылечить рептилий в видеоигре «Черепашки-ниндзя заболели».
  2. Проект о необычных супергероях оброс сопутствующими товарами. К концу 80-ых годов полки магазинов игрушек ломились от боевых фигурок, изображения персонажей красовались на футболках и бейсболках. И сегодня популярность не оставляет черепах. Игрушечная индустрия хитра на выдумки – ни один уважающий себя ребенок не откажется, к примеру, от удивительных 3D-киберочков с функцией ночного видения «Черепашки-ниндзя».

Не только люди огромной культуры, творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.В центре их искусства - образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовного, не отвлеченный от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью.

Леонардо да Винчи.

Однако подлинным осно-воположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519).

Искусство для Леонардо было средством по-знания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо во-площал собой новый тип художника - ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.

К числу ранних произведений Леонардо относится«Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы.

Миланский период творчества оказался самым плодотворным. Много начинаний, но многое остается не завершенным. К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля - «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря».

«Мадонна в гроте» - первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Формат напоминает окно закругленное наверху. Это единое целое четырех фигур. Объединены расположением, взглядами, улыбками. Фигуры в пейзаже. Фигуры как бы вписаны в равнобедренный треугольник. Вершина - Мадонна. Все его мадонны «Мадонна Бенуа», «Мадонна Лита», « Мадонна с гвоздикой» представляют такую замкнутую пространственную пирамиду, где точно вписываются фигуры. Создал новую манеру живописи - невесомую световоздушную среду, смягчающие контуры.

Он помещал источник света спереди и сзади фигуры. Этот эффект дымки называется сфумато. В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей - «Тайная вечеря» фреска трапезной доминиканского монастыря Санта Мария дела Грация. Передал драму человеческих чувств, психологическое состояние каждого апостола. Иуда показан в тени. Смысл композиции состоит во взаимосвязи с пространством интерьера. Фреска - как продолжение помещения трапезной. Для этого, он увеличил на фреске масштабы фигуры и этим показал значимость происходящего.

К этому же времени относится портрет Моны Лизы («Джаконда», ок. 1503). Величественная фигура молодой женщины господствует над отдаленным, окатанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, в ее спокойно-уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холенные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато ), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого взмаха или угловатого контура.


Леонардо кроме живописи занимался математикой, физикой, астрономией, ботаникой, анатомией, оптикой, биологией. В Италии нет заказов и он переезжает во Францию, изготовил герб для короля (лилии выпадающие из пасти льва). Свое имущество оставил ученику. Умер в 67 лет во Франции в замке Клу.

Рафаэль Санти.

Младший современник Леонардо, прошивший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Родился в г.Урбино. Ученик малоизвестного художника. Позже - у Перуджино. У него Раф. Воспринял ту плавность линий, ту свободу постановки фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций. «Мадонна Конестабиле» - просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного пейзажа. Здесь воплощены грезы о красоте, об идеальной гармонии.

В небольших картинах посвященных теме материнства «Мадонна в зелени», «Мадонна-садовница» «Мадонна в кресле» Рафаэль воплотил идеалы гуманизма, создал образ света и тепла. «Сикстинская мадонна» идет по небесам к людям и предвидит участь сына. В цикле мадонн проявилось главное открытие Рафаэля - соединение языческого и христианского мироощущения, поэтому его мадонны не слишком возвышенны, и не слишком чувственны. Рафаэль мастер пространственной композиции. Он точно выстраивает картину, связывает ее в единое целое.

Он расписывал апартаменты папы римского в Ватикане. Дар Раф. - монументалиста и декоратора - проявился во всем блеске. «Диспут», «Афинская школа», «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Здесь виден синтез архитектуры и изобразительного искусства. Римский период отмечен достижениями и в области портрета. (Портрет папы Юлия II, папы Льва Х).

В это же время создана «Сикстинская мадонна» (1515-1519), предназначавшаяся для церк. св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Серьезно и печально-тревожно смотрит мадонна куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына.

Последний монументальный цикл Рафаэля - роспись Лоджий - арочной галереи ватиканского дворца. Это сочетание живописного декора и небольших фресковых композиций. 52 фресковые композиции на темы Ветхого завета «Библия Рафаэля». Рафаэль - создатель стиля, основа которого - идеальное совершенство форм. Его полотна на столетия определили вкусы живописцев академического направления.

Микеланджело Буонарроти.

3 из титанов итальянского искусства. Прошел долгий творческий путь. Гениальный скульптор, живописец, архитектор, рисовальщик, военный инженер, поэт. Его жизнь совпала с историческим потрясениями. Вся его жизнь - непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. Поэтому он изображает человека - борца, действенного, активного, готового на подвиг. Уже в ранних самостоятельных произведениях - тяготение к большим монументальным образам, полных героики и силы («Битва кентавров»).

Впервые в скульптуре он соединил телесную красоту с духовной идеей - статуя Давид во Флоренции, изображен перед свершением подвига. Юноша сильный и отважный. Таким должен быть человек. Работал над гробницами папы Юлия II и Медичи (ск-ра «Ночь», «День», «Утро», «Вечер») - символизируют быстротечность времени. «Пьета» - создал несколько композиций. Грандиозной была роспись сводов Сикстинской капеллы. В течение 4 лет расписывал собственноручно громадный плафон. Сюжеты взяты из Библии. Написал около 200 фигур и композиций. Люди как живые, это могучие титаны, разнообразные позы. «Отделение света от тьмы», « Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др.

Новое наступление католической церкви, период инквизиции и костров - создает в Сикстинской капелле полную мятежного духа протеста и обличения огромную фреску «Страшный суд». В центре - Христос рядом люди, они напуганы, но фигуры полны мощи, их движения конвульсивны, динамичны, они беспомощны перед роком. Завершил постройку собора Св. Петра в Риме, планировка площади и лестницы на Капитолийском холме. Мощь создаваемых образов объясняется желанием передать Величие души в телесной прекрасной оболочке, которая была и темницей. Влияние Микеланджело на современников и последующие поколения огромна.

Тициан.

Представитель венецианской школы. Его творчество принадлежит двум эпохам. Высокого и Позднего Возрождения. Много писал на античные темы, мифологические сюжеты: «Вакханки», «Даная», «Венера и Адонис» - показал простые радости земного бытия, воспевал женскую красоту. Ранние произведения отмечены поэтичностью мировоззрения. Но в отличие от Джорджоне Тициан создает образы более полнокровные, активные, жизнерадостные - «Любовь земная и небесная».

К концу жизни мироощущение худ-ка меняется, он обращается к трагическим темам мученичества и покаяния - «Кающаяся Магдалина», «Оплакивание», «Пьета». Техника живописи тоже меняется. Золотистый светлый колорит сменился густыми красками. Отказался от ярких, ликующих красок, обращается к пасмурным, стальным, оливковым оттенкам. Широкие мазки даже пальцами. Тициан заменил господство линии господством цветового пятна. На протяжении всей жизни обращается к жанру портрета.

Его творчество оказало влияние на Рубенса, Веласкеса.