Черногория

Причины крушения самолета боинг 737. Что известно о крушении «Боинга» в Индонезии. Что именно говорится в отчете

Россиян. Разбираемся, что могло привести к крушению самолета.

Трагедия 35 стран

Утром 10 марта самолет Boeing 737 MAX8 авиакомпании Ethiopian Airlines, летевший из Аддис-Абебы в Найроби (Кения), потерпел крушение спустя шесть минут после взлета. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Катастрофа унесла жизни 157 человек (149 пассажиров и восьми членов экипажа), граждан из 35 стран. Среди них было 18 граждан Канады, девять – Эфиопии, восемь – Италии, восемь – Китая, восемь – США и семь – Великобритании. Тем же рейсом летели семь граждан Франции, шесть египтян, пять жителей Германии, четверо индийцев и четверо словаков.

В самолете находились в том числе три человека из Австрии, Швеции, а также двое граждан Марокко, двое – Испании, двое израильтян, двое поляков. Помимо них, в салоне было по одному пассажиру из Бельгии, Джибути, Индонезии, Ирландии, Мозамбика, Норвегии, Руанды, Саудовской Аравии, Судана, Сомали, Сербии, Того, Уганды, Йемена, Непала, Нигерии и один пассажир с паспортом ООН.

К сожалению, среди пассажиров оказались и трое россиян. Жертвами авиакатастрофы в Эфиопии стала в том числе – Екатерина и Александр Поляковы, которые работали в Сбербанке.

Молодые люди очень любили путешествовать, вели активный образ жизни, а о своих поездках рассказывали в социальных сетях, давали советы, как удачно спланировать отдых. Они хотели посмотреть Кению, однако планы разрушила трагедия. Мать погибшей девушки долго отговаривала дочь и зятя от путешествия, однако привыкшие к авантюрным приключениям молодые люди все же решились на поездку. Накануне крушения женщина рассказала, что ощущала тревогу.

Третьим погибшим стал Сергей Вялико из Твери – профессиональный парашютист и инструктор по прыжкам в тандеме. Знакомые Сергея отмечают, что он никогда не курил и не позволял себе употреблять даже легкие алкогольные напитки.

Посольство РФ в Кении заявило, что готово помочь родным жертв из России. В частности, дипмиссия окажет содействие родственникам и близким для возвращения останков погибших россиян на родину.

Возможные причины крушения

Самолеты авиакомпании Ethiopian Airlines. Фото: ТАСС/AP/Ben Curtis

По предварительным данным, вскоре после взлета командир лайнера сообщил о проблемах. Он запросил разрешение вернуться и получил его, но это не смогло предотвратить крушение. Известно, что за штурвалом самолета был опытный пилот, который налетал более восьми тысяч часов и работал на данной модели самолета с 2017 года. Сам самолет совсем новый, авиакомпания приобрела его в конце 2018 года, с ним не было никаких технических проблем.

Авиакомпания Ethiopian Airlines и Boeing сейчас проводят совместное расследование, чтобы выяснить причины трагедии. Поисковая группа уже обнаружила разбившегося самолета.

ЧП с Boeing 737

По состоянию на 26 февраля текущего года в результате катастроф и серьезных аварий были потеряны 210 самолетов Boeing 737. Несколько инцидентов, связанных с Boieng 737, произошло еще в прошлом году. В апреле у Boeing 737-3H4 американской авиакомпании Southwest Airlines, следовавшего регулярным рейсом WN1380 из Нью-Йорка в Даллас, в полете разрушился один из двигателей. Обломком был разбит один из иллюминаторов, в который затянуло пассажирку. Другие пассажиры смогли удержать ее и вернуть в кресло. Женщина скончалась от ранений.

В мае Boeing 737-201 мексиканской авиакомпании Global Air, арендованный кубинским авиаперевозчиком Cubana de Aviacion для выполнения рейса по маршруту Гавана – Ольгин (Куба), потерпел крушение при взлете из международного аэропорта Гаваны имени Хосе Марти. Погибли 112 человек. В сентябре Boeing 737-800 авиакомпании Air Niugini выполнял регулярный рейс с острова Понпеи (Микронезия) в Порт-Морсби (Папуа – Новая Гвинея). Авиалайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в океан, один человек погиб.

А крупнейшей по количеству погибших стала катастрофа Boeing 737, произошедшая 29 октября 2018 года у Джакарты. Самолет авиакомпании Lion Air после взлета упал в море. Никто из находившихся на борту 189-ти человек не выжил. Самолет был той же модели, что и в трагедии в Эфиопии.

Причиной катастрофы в Индонезии, по словам следователей, стала воздушной скорости лайнера, который подавал ложный сигнал о падении воздушной скорости, после чего автоматика начинала маневр, предназначенный для повышения потока, чтобы избежать "сваливания" воздушного судна в штопор.

Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора и заслуженный пилот СССР Олег Смирнов рассказал порталу Москва 24,
что возможной причиной катастрофы могла стать в том числе неполадка в электронной системе самолета.

"Недавно очень похожий случай произошел в Индонезии: и этот же тип самолета, и такие же мрачные последствия – после взлета самолет сразу же упал. Это наталкивает на мысль о том, что это из оперы передоверия пилотов электронике. Электроника на этом самолете показала свое бунтарство. Она именно на "МАКСах" так сделана, и "Боинг" это подтвердил, что часто выходит из под контроля пилота", – пояснил он.

"Восстание роботов", что называется. И пилот уже ничего не может поделать, потому что это все происходит мгновенно.

Олег Смирнов

залуженный пилот СССР

При этом Смирнов подчеркнул, что истинные причины происшествия смогут назвать эксперты комиссии только после расшифровки черных ящиков, так как могут быть "тысячи причин" трагедии.

"Проблемы могли быть как по работе техники и электронного оборудования самолета, так и по уровню подготовки экипажа, погодные условия также могли стать причиной... После того как расшифруют черные ящики, перед нами предстанет полная объективная картина происшедшего", – пояснил он.

В свою очередь, заслуженный пилот России Юрий Сытник также допускает, что виной мог стать сбой в технике, однако сопоставлять катастрофы в Индонезии и нынешнюю пока еще рано, по его мнению.

"Если есть ошибка в датчике набора скоростей, который выдает команду на рулевой агрегата и дальше на рулевые приводы, тогда пилот не в состоянии что-то изменить", – пояснил он каналу Москва 24.

Система реагирует так, что, если летчик по какой-то причине задрал штурвал на себя, и самолет теряет скорость, она самостоятельно вмешивается, несмотря на то, что пилот сопротивляется этому вмешательству.

Юрий Сытник

заслуженный пилот России

При этом исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев в беседе с порталом Москва 24 подчеркнул, что пока нет официальных причин катастрофы, поэтому нельзя называть данную модель самолета опасной.

"Сейчас никто не может однозначно сказать, что самолеты данной модели представляют опасность и существуют производственно-конструктивные дефекты. Есть действующий сертификат типа, выданный американскими властями и валидированный властями ряда других государств. Наличие сертификата является подтверждением выполнения всех требований в области безопасности полета, заложенных в типовую конструкцию самолета", – пояснил эксперт.

По его словам, любые решения о приостановке эксплуатации самолетов "являются мерами предосторожности, пока недостаточно информации об истинных причинах катастроф".

Что будет с "Боингом"?

Модель Boeing 737 MAX 8 является самым продаваемым самолетом в истории компании. Число заказов таких самолетов уже превысило 4,5 тысячи единиц по всему миру. После авиакатастрофы эфиопская авиакомпания Boeing 737 MAX8, эксплуатацию этой модели самолетов и в Китае. А компания Boeing отказалась проводить презентацию своего новейшего летательного аппарата Boeing 777X.

Корпорация Boeing также родственникам и близким пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту потерпевшего крушение Boeing-737-800 MAX.

По словам ведущего эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрея Крамаренко, приостановка использования данного типа самолетов серьезно не отразится на положении самой компании.

"Причины пока неизвестны. И если даже вопрос в некотором техническом несовершенстве, то у "Боинга" есть все ресурсы для того, чтобы в сжатые сроки решить проблему. У нее будут определенные потери, которые, скорее всего, будут связаны с тем, что придется выплачивать некоторые компенсации компаниям за задержку будущих поставок, потому что, если вопрос в техническом плане, потребуется время на устранение. Но для масштабов "Боинга" – это не проблема", – пояснил эксперт.

Даже если все авиакомпании в мире закупили по контракту Boeing 737 MAX8, то, чтобы перейти на другую модель, им придется ждать 2029 года.

Андрей Крамаренко

ведущий эксперт НИУ ВШЭ

ДУШАНБЕ, 21 мар - Sputnik. Гендиректор корпорации Boeing Деннис Мюленбург опубликовал открытое письмо, в котором подчеркнул, что "обеспечение безопасных и надежных полетов на наших самолетах — непреходящая ценность и абсолютный приоритет компании".

Между тем авиационные эксперты во всем мире говорят о технических проблемах 737 MAX, обернувшихся гибелью 346 человек за полгода.

О том, почему падают новые Boeing , — в материале РИА Новости .

Программа катастрофы

"Мы знаем, что жизнь людей зависит от работы, которую мы выполняем, и наша команда каждый день относится к этой работе с глубоким чувством ответственности. Трагические потери рейса 302 Ethiopian Airlines и рейса 610 Lion Air затрагивают всех нас, объединяя людей и целые народы в общем горе", — утверждает глава Boeing в письме, адресованном авиакомпаниям, их пассажирам и всему авиационному сообществу.

По словам Мюленбурга, "Boeing занимается авиационной безопасностью уже более ста лет" и постоянно старается "сделать безопасные самолеты еще более безопасными".

"Вся наша команда посвящает себя качеству и безопасности самолетов, которые мы проектируем, производим и поддерживаем. И мы продолжим предоставлять лучшие продукты, проводить обучение и оказывать поддержку нашим клиентам и пилотам всех авиалиний мира", — отмечает гендиректор авиаконцерна.

Мюленбург пообещал, что Boeing вскоре выпустит "обновление программного обеспечения и соответствующую программу подготовки пилотов для 737 MAX, которые позволят устранить проблемы, обнаруженные после аварии рейса 610 Lion Air".

Таким образом, глава корпорации косвенно признал, что причина катастроф — программное обеспечение.

Однако многие эксперты не готовы с этим согласиться.

"Это не проблема программного обеспечения, это была, в первую очередь, экономическая проблема, связанная с тем, что двигатели Boeing 737 потребляли слишком много топлива", — полагает специалист по авиационному программному обеспечению, глава компании Mentality.ai Дэвид Каммейер.

По его словам, компания решила поменять двигатели на более мощные и эффективные, с увеличенным диаметром турбины.

В результате в 2016 году появился Boeing-737 MAX. Однако из-за размера новые двигатели невозможно было установить на место прежних — пришлось вынести вперед и закрепить выше. В результате нарушилась центровка, и самолет начал задирать нос в полете.

Для исправления этого дефекта специалисты компании разработали специальную компьютерную программу MCAS, которая при чрезмерном задирании носа самолета автоматически его опускала, переводя воздушное судно в пикирование.

Секретное оружие

В ситуации с MCAS разработчики Boeing поступили весьма нестандартно — никому не сообщили об этой новинке. До индонезийской катастрофы об этой программе не знали ни пилоты, ни технические службы, ни руководители авиакомпаний.

Как отмечает пилот Денис Окань, с 2005 года летающий на различных модификациях Boeing-737, включая MAX, в руководстве по летной эксплуатации этого самолета MCAS упоминалась ровно один раз — в списке аббревиатур.

Мало того, система устроена так, чтобы программу было трудно обнаружить: MCAS беззвучно включалась, когда компьютеру казалось, что нос задирается слишком сильно, работала несколько секунд, направляя самолет к земле, а потом снова "засыпала" до следующего выхода на критический, по мнению компьютера, режим.

Практически все специалисты искренне недоумевают по поводу такой секретности, отмечая, что именно это послужило одной из главных предпосылок произошедших катастроф: зная о MCAS, экипаж мог бы просто выключить автоматику и продолжать полет в ручном режиме.

Однако некоторые американские эксперты уверены, что Boeing держал в тайне свою новинку вполне сознательно — чтобы не тратить время и деньги на ее сертификацию.

​Теперь можно представить, как происходили катастрофы 737 MAX. При взлете самолета компьютер в какой-то момент решал, что нос задран слишком высоко, и включал MCAS.

Пилоты видели, как опускается нос самолета, и, не понимая, что происходит, тянули штурвал на себя, безуспешно пытаясь преодолеть сопротивление автоматики. Через несколько секунд MCAS отключалась, сопротивление на штурвале пропадало — и самолет резко задирал нос, теперь уже по-настоящему. После этого автоматика снова просыпалась и направляла самолет в пике.

Единственный способ защититься от самоуправства MCAS — выключить автоматику и пилотировать в ручном режиме.

До этого догадался экипаж авиакомпании Lion Air, выполнявший полет в Джакарту 29 октября 2018 года. В аэропорту пилоты сообщили о проблемах техникам, те проверили работу "железа", неполадок не нашли и, ничего не зная про MCAS, успокоились.

А затем пришел новый экипаж, и в 6:21 утра этот же самолет вылетел в Панкалпинанг. Примерно через четыре минуты после взлета воздушное судно начало "скакать", резко меняя высоту, а еще через семь — самолет свалился в крутое пике и рухнул в океан. На борту находился 181 пассажир (в том числе трое детей) и восемь членов экипажа.

Через две недели представители Boeing разослали в авиакомпании первое официальное сообщение о системе MCAS, которая "выдает команды на порционное отклонение стабилизатора на пикирование", и объяснили, как ее отключить.

Пилотов предупредили, что работа MCAS, помимо опускания носа самолета, может сопровождаться автоматическим отключением автопилота и невозможностью его включить, непрерывной или прерывистой тряской штурвала, сообщениями компьютерной системы о критическом значении скорости, угла атаки и крена.

При этом сам момент включения MCAS по-прежнему остался тайной для экипажа.

Поэтому, заметив, что нос самолета опускается, пилоты просто тянули штурвал на себя, безуспешно стараясь перебороть автоматику и парировать беспрестанные сигналы о снижении высоты, скорости и критических значениях угла атаки и крена. Судя по всему, именно это произошло с самолетом.

Еще одна пикантная деталь. Как сообщается, Boeing предлагает авиакомпаниям опцию для 737 MAX — дополнительный датчик угла атаки (задирания носа), а также индикатор, сигнализирующий пилотам о включении MCAS. Однако это дополнение — платное, так что многие авиакомпании не согласились его приобретать. В том числе Ethiopian Airlines и Lion Air.

Возвращение в небо

После того как стало известно о схожести авиакатастроф в Индонезии и Эфиопии, во многих странах запретили поднимать в воздух Boeing 737 MAX. Дольше всех отрицали проблему, естественно, США. Однако 13 марта и Дональд Трамп приостановил полеты этих машин.

По одной из версий, американцы до последнего надеялись спустить скандал на тормозах и защитить Boeing от гигантских убытков. Помешало лишь то, что на разбившемся эфиопском лайнере находились 22 сотрудника ООН с привилегированными страховками.

Страховщики ООН пустили в ход все лоббистские возможности, чтобы добиться выплаты компенсаций с виновника катастрофы. В роли которого они, судя по всему, видят только Boeing.

По оценкам экспертов, всего на компенсации в связи с авиакатастрофами в Индонезии и Эфиопии авиакорпорации придется потратить до трех миллиардов долларов. Еще несколько миллиардов предстоит выплатить авиакомпаниям по всему миру в рамках возмещения убытков из-за запрета на полеты Boeing 737 MAX.

Если же выяснится, что Boeing химичил с сертификацией, речь пойдет уже не только о финансовых потерях, но и о судебном преследовании топ-менеджеров компании.

Однако это не означает, что Boeing 737 MAX больше не будут летать. Дело в том, что у авиаперевозчиков просто нет выбора.

Компания Airbus на этой неделе официально сообщила, что все ее производственные мощности заняты заказами на несколько лет вперед и предоставить замену авиалайнерам Boeing невозможно при всем желании. А других производителей самолетов аналогичного класса в мире просто нет.

Так что в апреле на Boeing 737 MAX обновят программное обеспечение, сделав MCAS менее чувствительной и своевольной.

Летчиков научат определять моменты, когда компьютер берет управление на себя, и при необходимости отключать автоматику.

Возможно, авиакорпорацию даже заставят сделать бесплатной опцию по установке дополнительных датчиков угла атаки и индикаторов включения MCAS.

В любом случае через несколько месяцев авиапассажиры вновь будут спокойно летать на Boeing-737 MAX, а катастрофы в Индонезии и Эфиопии останутся лишь очередными трагическими страницами в истории мировой авиации.

На его борту находились 189 человек: 181 пассажир, включая троих детей, и восемь членов экипажа. Все они погибли, сообщили индонезийские власти.

По данным местных СМИ, на борту находись более 20 служащих Министерства финансов. По предварительным сведениям, среди пассажиров не было российских граждан.

Детали

Лайнер принадлежал авиакомпании Lion Air. Он летел по внутреннему маршруту из Джакарты в Панкалпинанг. Однако рухнул в Яванское море близ западного побережья острова Ява. Очевидцы сообщили, что видели падение самолета в море.

Связь с пилотами пропала через несколько минут после вылета из столичного аэропорта. Перед падением они передали, что хотят вернуться. Причины решения пилоты сообщить не успели.

В настоящее время в районе крушения продолжается поисковая операция. Ее участники обнаружили фрагменты лайнера, тело одного пассажира и личные вещи летевших.

Причины

Информации о причинах падения самолета пока нет. Упавший «Боинг» начал летать всего два месяца назад, его сдали в эксплуатацию в этом году. В компании заверили, что он был пригоден к полету. Отмечалось, что у лайнера возникла техническая проблема во время пердпоследнего рейса. Специалисты устранили ее и самолет вернулся в строй после проверки. Оба пилота были опытными. В районе, где они пролетали, была хорошая погода.

Власти Индонезии подчеркнули, что изучат все данные, включая сведения с бортовых самописцев, и назовут причины происшествия.

Крушение индонезийского лайнера стало первым для модели Boeing 737 MAX 8, которая является новым поколением. На коммерческих пассажирских полетах ее начали эксплуатировать в прошлом году.

Соболезнования

Индонезийский президент Джоко Видодо выступил с обращением к гражданам страны по телевидению. Он выразил соболезнования родственникам и близким погибших. Он отметил, что правительство сосредоточилось на поисковой операции в районе крушения лайнера. Глава государства также добавил, что экстренные службы выясняют причины происшествия.

Российский лидер Владимир Путин обратился к главе и гражданам Индонезии с соболезнованиями. По его словам, в России «разделяют скорбь тех, кто потерял своих родных и близких в этой катастрофе». Он также пожелал им «мужества и стойкости».

Версия – теракт

Авиационный эксперт и бывший военный летчик Владимир Попов назвал теракт одной из возможных причин крушения Boeing-737.

По его словам, экипаж самолета не просто так запросил разрешения на посадку. «Это говорит о том, что какие-то неполадки заставили их принять такое решение», – цитирует Попова ФАН ссо ссылкой на Nation News .

Попов отметил, что члены экипажа не объясняли причину. Он уточнил, что пилоты не смогли полностью передать информацию именно из-за теракта.

10 марта в Эфиопии потерпел крушение самолет компании Boeing 737 MAX 8 - это вторая за полгода авиакатастрофа с участием одной и той же модели американской корпорации. В обоих случаях погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа. Причиной крушения в Индонезии стали проблемы в новой системе управления судном, что случилось в Эфиопии - неизвестно, расследование продолжается. Эксперты и работники авиационной отрасли усматривают связь между двумя событиями. Именно поэтому до конца расследования и выяснения причин крушения страны ЕС, Азии и Африки закрыли свое воздушное пространство или приостановили полеты этой модели. «Новая газета» рассказывает, что произошло с момента трагедии.

Что произошло?

10 марта около 8:44 по мск в Эфиопии самолет Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс из Аддис-Абебы в Найроби. Проблемы с управлением лайнер начал испытывать уже через две минуты после начала полета. На борту лайнера находились восемь членов экипажа и 149 пассажиров, все они погибли.

Среди жертв крушения — граждане 33 государств, в том числе Кении, Эфиопии, Канады, Италии, Китая, США, Великобритании, Франции и других. В числе погибших жена, сын и дочь депутата парламента Словакии Антона Грнка.

Этим же рейсом летели трое туристов из России. Супружеская пара Александр и Екатерина Поляковы в Сбербанке. «Они были совсем молоды, вместе учились, а последние годы работали в компании “Сбербанк Лизинг”. В Африку Екатерина и Александр поехали на отдых, который столь трагично оборвался», — сообщили в компании. Третий россиянин, Сергей Вяликов, работал инструктором по прыжкам с парашютом в Твери.


Фото: AP/TASS

Есть ли связь этой катастрофы с крушением в Индонезии?

Предварительные причины крушения в данный момент неизвестны, идет расследование. Однако эксперты отмечают схожесть катастрофы с Boeing 737 MАХ 8 в Индонезии. 29 октября у побережья острова Ява упал лайнер индонезийской компании Lion Air через 13 минут после вылета из аэропорта Джакарты. Все 189 пассажиров и членов экипажа погибли.

Причиной катастрофы назвали новую компьютеризированную систему управления, в частности проблемы с отсчетом высоты и скорости. После взлета приборы командира и второго пилота стали показывать разную скорость.

Кроме того, стабилизатор самолета начал автоматически менять положение. Нос борта уводило вниз не менее 20 раз, его положение приходилось вручную каждый раз вытягивать обратно. Пилоты не смогли отключить автоматическое управление, борт перешел в пике и на большой скорости врезался в море.

Как The Wall Street Journal со ссылкой на источники, Boeing могла скрыть от авиакомпаний информацию о потенциальных рисках, связанных с новой системой контроля полетов. Собеседник газеты утверждал, что новые функции не были описаны в учебных материалах для пилотов, которые летали на последних моделях американской корпорации.

Как на падение самолета отреагировала мировая индустрия?

«Безопасность является приоритетом номер один для Boeing. Мы полностью уверены в безопасности 737 MAX. Мы понимаем, что регулирующие органы и клиенты приняли решения, которые они считают наиболее подходящими для своих внутренних рынков», — заявили в Boeing 12 марта. Накануне корпорация пообещала представить новое программное обеспечения для самолетов, чтобы сделать полет «еще более безопасным».

Власти стран, эксплуатирующие самолеты модели 737 MАХ 8, к заявлениям корпорации отнеслись скептически. Об этом свидетельствует то, что

к среде практически все государства, в авиапарках которых есть лайнеры этого типа, временно закрыли для них свое воздушное пространство.

Первым временный запрет для самолетов Boeing 737 MАХ 8 ввел Китай, который усмотрел «определенную схожесть двух катастроф», произошедших на стадии взлета лайнеров. Следом «в качестве дополнительной меры предосторожности» полеты этой модели приостановила авиакомпания Ethiopian Airlines. Позднее к «бойкоту» присоединились Индонезия, Вьетнам, Сингапур, Малайзия и Оман.

11 марта временный запрет на эксплуатацию Boeing 737 MAX 8 ввели власти Германии, Франции, Австрии и Великобритании. К вечеру о закрытии воздушного пространства в интересах безопасности пассажиров Агентство по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) на всей территории Европы. После этого временные ограничения ввели Новая Зеландия, Фиджи, Казахстан, Индия, Турция, Ливан и Египет.


Фото: AP/TASS

Сейчас в международном воздушном пространстве находятся 38 лайнеров типа Boeing-737 Max 8. Единственными странами, которые продолжают эксплуатировать самолеты остались Канада (Air Canada, WestJet) и США (American Airlines, Southwest Airlines). Свое решение американское Федеральное управление гражданской авиации (FAA) объяснило тем, что до сих пор его оценка «не выявила системных проблем в функционировании» самолетов.

Несмотря на это, американские сенаторы и авиационные работники призвали власти США временно остановить полеты лайнеров по примеру других стран. Глава Boeing Деннис Мюленбург, как передавала The New York Times, лично позвонил президенту США Дональду Трампу и заверил его в безопасности самолетов.

Краткий разговор, утверждало издание, состоялся после того, как американский лидер написал в своем официальном твиттере: «Самолеты становятся слишком сложными для полета. Скорее нужны не пилоты, а компьютерные специалисты из Массачусетского технологического института».

Эксплуатирует ли Россия модель 737 MAX 8?

Boeing 737 MAX 8 используется на коммерческих рейсах с мая 2017 года и является одной из самых свежих, рассказывает независимый авиационный эксперт Вадим Лукашевич: «Она имеет специфические особенности в системе управления. В частности, у самолета возникали проблемы с механизмом перестановки “угла атаки” хвостового стабилизатора (это стало причиной крушения самолета в Индонезии . — «Новая». ). Если говорить в общем, то проблемы с управлением возникают тогда, когда случаются внештатные ситуации, например, из-за плохой видимости и метеоусловий».

В России самолеты этой модели эксплуатирует авиакомпания S7 Airlines, в ее парке находились два лайнера этой модели. Оба воздушных судна приостановили полеты до получения более подробной информации о причинах крушения в Эфиопии. Перевозчик сообщал, что это решение не повлияет на регулярность рейсов.


Фото: AP/TASS

При этом источник Интерфакса в органах управления воздушным движением утверждал , что Россия не будет ограничивать пролет самолетов Boeing 737 MAX 8 над своей территорией: «Таких распоряжений не поступало. Закрывать воздушное пространство для самолетов такого типа не планируется».

Как сообщало РИА Новости, ранее ряд российских авиакомпаний планировали приобрести самолеты 737 MAX 8 и после катастрофы не пересмотрели свое решение. 28 лайнеров заказала «Ютэйр», 20 — «Победа» и 14 — «Уральские авиалинии». Последняя компания заявила, что «не планирует отказываться от заказов», стоимость которых составила больше 1,5 млрд долларов.

Как крушение повлияло на репутацию Boeing?

«Это была последняя капля, у всех лопнуло терпение. Индонезия прекратила полеты, потому что полгода назад у нее произошел похожий случай. Китай прекратил полеты, можно сказать, отчасти из-за конкурентной борьбы: там на массовый рынок выходит Comac C919, который работает в той же нише, что и 737 MAX 8», — рассказывает Лукашевич.

По его словам, мировой рынок гражданской авиации поделен между «двумя гигантами» Boeing и Airbus, и когда самолеты одной из компаний терпят крушение, это всегда хорошо для конкурента.

Сейчас можно ожидать увеличения заказов моделей Airbus, предполагает эксперт.

Катастрофа может повлиять на перераспределение доли Boeing и Airbus на рынке гражданской авиации, но незначительно, считает эксперт института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. В этом он усматривает две причины: во-первых, рынок достаточно консервативен, во-вторых, замена типа базовых самолетов требует серьезных издержек. По мнению Борисова, для корпорации будет некритично восстановить 350 машин (столько Boeing поставила авиакомпаниям по состоянию на январь 2019 года «Новая». ) в случае, если расследование покажет неполадки в самолетах и если доработки не окажутся фундаментальными.


Фото: AP/TASS

«До тех пор пока не будет произведено расследование, крушение, вероятно, никак не отразится на репутации Boeing. Если выяснится, что сработал человеческий фактор, то последствий не будет, на продажах катастрофа вряд ли скажется, — рассказывает Борисов. — Люди, которые закупают лайнеры, неэмоциональные. Они смотрят на экономику и базовые показатели. Кроме того, есть публичная репутация, она существенна и долгосрочна. Сейчас все взбудоражены, но важно понять, действительно ли в том, что случилось, есть вина Boeing».

Тем не менее, по данным Американской фондовой биржи, корпорация уже понесла материальный ущерб. На следующий день после крушения акции Boeing на открытии торгов подешевели более чем на 11% — до 371,27 долларов за бумагу. По информации Bloomberg, это стало самым большим падением акций в течение дня с момента теракта в США 11 сентября 2001 года — тогда цены на бумаги рухнули на 13%. 12 марта акции поднялись на 3,6% до 384,7 долларов за бумагу.

Предсмертное селфи. На нём перепуганные пассажиры Boeing 737 в кислородных масках. Позже станет известно, что на борту находилось, по разным данным, от 185 до 189 человек. Лайнер пропал с радаров через 10 минут после взлета. Выживших нет, все пассажиры Boeing 737 погибли‍. Сухой официальный отчёт - всё, что известно об индонезийской трагедии.

Вопросов пока больше, чем ответов. И главный из них: что произошло с лайнером, полёт которого из Джакарты на Суматру прервался в Яванском море?

Читайте также:

Спасая жизни 189 человек, экипаж индонезийского Боинга пытался вернуться в аэропорт. Фото и видео с места крушения Экипаж Боинга, рухнувшего в море спустя 13 минут после взлета, запрашивал у диспетчеров экстренную посадку.

Эксклюзивный комментарий телеканалу «Царьград» дал заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов :

«Катастрофа в Индонезии произошла в простых метеоусловиях - природа не угрожала лайнеру. Однако самолет оказался не там, где ему положено, а на дне океана. Самолет взлетел, и практически сразу после взлёта командир корабля сообщил на землю о принятом решении возвратиться назад в Джакарту, в аэропорт вылета. Подобные решения командир корабля принимает тогда, когда нет никакой возможности продолжать полёт. Очевидно, произошло всё настолько скоротечно и катастрофично, что у командира корабля не нашлось даже доли секунды, чтобы нажать на кнопку радиопередатчика, чтобы сообщить о внештатной ситуации».

Что случилось с самолётом вблизи острова Ява, остаётся трагической загадкой. Boeing 737 MAX 8 - абсолютно новый лайнер, авиакатастрофа в Индонезии стала для него первой. Эксплуатация крылатой машины началась всего год назад. С тех пор в очередь на его приобретение выстроились многие страны мира, в том числе и Россия.

Господин Смирнов считает, что неисправность лётного судна - наименее вероятная версия трагедии. «Самолет - это сложнейший механизм. У него, конечно, могут быть какие-то недостатки. Но этот самолет новый, с августа он эксплуатируется - совсем юное воздушное судно, - указал пилот. - Лайнер учёл недостатки всех предшествующих моделей: стал более экономичным и, что важно, более безопасным. Многие авиакомпании мира хотят его приобрести. Индонезийцы оказались одними из первых».

Бой с тенью: у кого отберут заработанное?

Позже появилась информация, что на месте трагедии найдены топливные баки со следами взрыва. Однако официальных подтверждений этому пока нет. Более того, поведение индонезийцев Олег Смирнов назвал загадочным. От широкой общественности скрывается причина, по которой командир корабля принял решение вернуться в аэропорт вылета.

«Очень интересно ведет себя Индонезия, - отметил эксперт. - Она рассказала о том, что командир корабля связывался с ними по принятию решения о возвращении в Джакарту после взлёта, но никто не объясняет, чем мотивировал командир корабля этот возврат. Командир обязан сообщать на землю мотивы принятия решения относительно возвращения в аэропорт вылета. Почему молчат, непонятно. Можно только строить предположения. Это может быть взрыв, теракт. Индонезия - не очень спокойное место».

Фото: Olena Yakobchuk/shutterstock.com

Пролить свет на трагедию должны бортовые самописцы. Известно, что глубина, на которой находится лайнер, небольшая - 30-40 метров, а значит, обнаружить «чёрные ящики» не составит труда водолазам, работающим на месте происшествия.

Трагедия в Яванском море вновь заставляет задуматься, насколько сегодня безопасна авиация. Нашу страну едва ли можно отнести к самым безаварийным государствам. Крайняя и, как хочется верить, последняя российская авиатрагедия произошла 11 февраля. Пассажирский самолет Ан-148-100В российской авиакомпании «Саратовские авиалинии», который выполнял рейс Домодедово — Орск, потерпел крушение через четыре минуты после взлёта в Раменском районе Московской области. Погибли все, кто находился на борту — 65 пассажиров и 6 членов экипажа.

Читайте также:

Вероятно, теракт: Топливный бак разбившегося в Индонезии самолета найден со следами взрыва Никто из пассажиров и членов экипажа Boeing 737 авиакомпании Lion Air, упавшего в Яванское море, не выжил.

Позже специалисты Межгосударственного авиационного комитета пришли к выводу, что к крушению привели неверные данные о скорости полета, которые получал экипаж. Были и другие авиапроисшествия, чудом не закончившиеся гибелью людей. О них напомнил заслуженный пилот СССР Олег Смирнов: «Этот год у нас неудачный. И катастрофа у нас есть, и очень серьезные инциденты в Сочи и Якутии. Это события, которые только случайно не закончились трагедией. Повезло нам и в Сочи, и в Якутии - самолеты разрушились, а все пассажиры оказались, к счастью, живы. Я надеюсь, что эти события заставят наши государственные органы внимательно отнестись к вопросам авиабезопасности».

Государственным органам есть, на что обратить самое пристальное внимание. Практически все лайнеры отечественных авиакомпаний зарегистрированы не в России, а на Бермудах. Более того, именно Бермуды утверждают на работу российских пилотов.

Об этом рассказал лётный директор авиакомпании Utair Андрей Ситнянский : «Если летите на самолете, обратите внимание на бортовой номер. На нём обычно написано VP-B, VQ-B - это значит, Бермудская регистрация. За подготовку пилотов отвечает Россия, но после того, как мы проверили пилота и приняли его на работу, мы должны запросить обязательно бермудскую валидацию, и Бермуды одобряют приём на работу в российскую компанию российского пилота».

Главная причина, по которой авиакомпании регистрируют лайнеры на Бермудах, - экономия на налогах, причём существенная. Но завязана она на безопасности пассажиров, напоминают эксперты отрасли. Первый зампредседателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенёв в интервью телеканалу «Царьград» заявил, что ответственность за лётную годность лайнеров несёт не правительство России, а правительство Бермуд.

Но перевозчиков, как и отечественный кабмин, это беспокоит едва ли. Налоги никто снижать не собирается. По крайней мере, родные производители на это могут не рассчитывать. «Когда мы говорим, вот наш авиапром, мы его поддерживаем, так давайте хотя бы сделаем равные условия, - возмущается господин Гутенёв. - Наш производитель, выпуская самолет в небо, платит НДС, а компания, которая регистрирует лайнер на Бермудах и берёт его в операционный или финансовый лизинг, НДС не платит».

Росстат вновь поймали на махинациях с доходами граждан

И это не все реверансы в адрес зарубежных авиапроизводителей. Правительство России из года в год обнуляет ввозные пошлины для иностранных самолётов. Оттого отечественные перевозчики старательно укомплектовываются американскими и французскими крылатыми машинами. Как издёвка на этом фоне выглядят бесконечные заявления о поддержке российского авиапрома.

Каким бы качественным не получился МС-21, если авиакомпании не станут его покупать, дело прогорит. А словесные интервенции чиновников, которые, к слову, сами предпочитают летать на сверхнадёжных ИЛах, останутся очередной фикцией, положенной на текст публичных заявлений. Трагедия, произошедшая вблизи острова Ява, которая унесла жизни почти 200 человек, - очередной повод задуматься о безопасности авиаперелётов, в первую очередь в России. Ведь по количеству авиакатастроф наша страна занимает тревожное второе место в мире.