Испания

Мечеть Баязида — старейший храм Стамбула. Панорама Баезид (мечеть). Виртуальный тур Баезид (мечеть). Достопримечательности, карта, фото, видео Мечеть Сулеймание в районе Эминёню

Мечеть Баезид (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Турцию
  • Горящие туры в Турцию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Несмотря на космополитизм Стамбула , количество мечетей в городе растет и растет. По последним данным, цифра уже перевалила за 3000. У многих храмов богатая история, но всех их посетить практически невозможно. К счастью, с легкой руки какого-то туристического справочника в обиход гостей Стамбула вошло понятие «Семь имперских мечетей». В списке - храмы, построенные по личному приказу султанов. Рядом с руинами форума Феодосия стоит один из них, старейшая из мечетей Стамбула - Баезид.

Что посмотреть

Мечеть Баезид возвели в 1506 г. по указу османского султана Баязида II. Правда, сегодня глазам жителей и гостей Стамбула предстает храм, перестроенный в 19 веке - аутентичное здание серьезно пострадало из-за землетрясения. Но мечеть сохранила все свои главные средневековые особенности, многие приемы, которые применяли при ее сооружении, в дальнейшем получили широкое распространение. Можно сказать, Баезид - канон мечети в Османской империи.

Во время строительства мечети широко использовались колонны и другие элементы с соседнего византийского форума Феодосия.

Перед входом устроен окруженный купольной колоннадой двор, харим, с фонтаном для омовения. Решение, впоследствии многократно повторяемое в турецком храмостроительстве. А вот расположенные на приличном удалении от мечети два минарета - особенность, которая, напротив, встречается очень редко.

Главный купол поставлен на боковые нефы, которые разделены колоннами и «несут» по 4 купола поменьше. В остальном все традиционно: светлые купола, обрамленные орнаментальными рисунками, и гигантская люстра, свисающая почти до пола.

Практическая информация

Адрес: Стамбул, Beyazıt Mh., Ordu Cad.

Мечеть расположена в 500 м от станции метро Vezneciler.

Время работы: 5:00-23:00 ежедневно.

Годы

Размеры 40 × 40 м Высота купола 44 м Диаметр купола 17 м Количество минаретов 2 Материал Мрамор , гранит Библиотека {{{1}}} Y Мактаб {{{1}}} Y Медресе {{{1}}} Y Сайт Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Координаты :

Мече́ть Баези́д (Беязы́т ; тур. Bayezid Camii, Beyazıt Camii ) - одна из больших мечетей Стамбула , имеет два минарета . Расположена в старой части города на площади Беязыт . Рядом с мечетью находятся ворота Гранд базара и главные ворота Стамбульского университета .

Мечеть построена по приказу султана Баязида II в -1506 годах . Диаметр купола - 17 метров. Минареты украшены кирпичным орнаментом. При мечети сохранились бани и медресе .

История

Мечеть была построена по приказу султана Баязида II в -1506 годах и стала второй крупной мечетью, появившейся в Константинополе после его завоевания в 1453 году . Первой была мечеть Фатих (1470 год), однако она сильно пострадала во время землетрясения 1509 года и в дальнейшем была полностью перестроена. В этом отношении мечеть Баязида имеет намного большую историческую и архитектурную значимость , так как землетрясение лишь частично разрушило её купол.

Об архитекторе, построившем мечеть Баязида, известно немногое. Он построил караван-сарай в Бурсе . Однако, по стилю мечети видно влияние ранней османской и западной архитектурной техники . Мечеть Баязида проектировалась как кюллие (на англ. ) - большой комплекс, в котором были медресе , начальная школа, публичная кухня (имарет) и хаммам .

Повреждённый в 1509 году купол был вскоре восстановлен. В дальнейшем здание мечети ремонтировалось в 1573–1574 годах архитектором Мимаром Синаном . Минареты горели отдельно в 1683 и 1764 годах. Надпись над входом во двор мечети также сообщает о ремонтных работах 1767 года.

Архитектура

Внешний вид

С северо-запада к зданию мечети примыкает двор примерно такой же площади. Он представляет собой перистиль с колоннадой. Стоящие во дворе двадцать колонн состоят из порфира , офикальцита и гранита , они были найдены в византийских православных храмах и древних руинах. Крыша вокруг двора увенчана 24 маленькими куполами. С каждой стороны во двор ведут порталы, пол сделан из многоцветного мрамора.

Сама мечеть имеет площадь приблизительно 40 × 40 м², диаметр купола 17 м. Центральный купол поддерживается полукуполами с четырёх сторон. Мечеть построена целиком из тёсаного камня; строители также воспользовались цветными камнями и мрамором, извлечёнными из близлежащих разрушенных византийских зданий.

Интерьер

Интерьер мечети Баязида выполнен по примеру собора святой Софии , только в меньшем масштабе . Вдобавок к огромному центральному куполу, восточный и западный полукупола образуют центральный неф , в то время как северный и южный продлевают боковые нефы, каждый из которых имеет по четыре маленьких купола и увеличивает длину мечети, причём они не разделены на галереи . Помещение освещается с помощью двадцати окон у основания купола и семью окнами в каждом полукуполе, в дополнение к трём ярусам окон в стенах.

В западной части мечети есть широкий длинный коридор, значительно выступающий за её пределы. Изначально, на его месте находились четыре куполообразные комнаты, в которых могли приютиться странствующие дервиши . Флигеля мечети были оборудованы под молельни в XVI веке и сейчас состоят из трёх комнат со сводчатым проходом. В конце флигелей стоят два минарета.

Близлежащая территория

За мечетью есть небольшой сад, где находятся тюрбе (склепы) султана Баязида II , его дочери Сельчук Султан и великого визиря Мустафы Решид-паши . Аркада, что ниже уровня сада, была построена Мимаром Синаном в 1580 году и расширена в 1960-х. С самого момента постройки здесь размещались магазины, чей доход должен был идти на содержание мечети. Это до сих пор торговое место. Бывшая общественная столовая была превращена в Государственную Библиотеку «Беязит» при султане Абдул-Хамиде II в 1882 году, сейчас она вмещает более 120 тысяч книг и 7 тысяч рукописей. В бывшем здании медресе ныне находится Городская Библиотека Стамбула.

Галерея

    Bayezid Camii Dome.JPG

    Центральный купол

    Interior of Bayezid II Mosque.JPG

    Правый неф

    Интерьер мечети

    Calligraphy Above Bayezid II Mosque Door.JPG

    Каллиграфическая надпись над входом

    İstanbul 5493.jpg

    Внутренний двор

См. также

Напишите отзыв о статье "Баезид (мечеть)"

Примечания

Источники

  • Freely John Blue Guide Istanbul. - W. W. Norton & Company, 2000. - ISBN 0-393-32014-6. (англ.)
  • Ochsenwald William The Middle East: A History. - McGraw-Hill Humanities, 2003. - ISBN 0-07-244233-6. (англ.)

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Баезид (мечеть)

– Откуда ты знаешь, что он не придёт, малышка? – как бы желая получить подтверждение, спросила она.
Малышкой меня уже давно никто не называл и особенно в тот момент это прозвучало немножечко странно, потому, что я была именно той «малышкой», которая только что, можно сказать, нечаянно спасла её жизнь… Но обижаться я естественно, не собиралась. Да и не было никаких сил не то, что на обиду, а даже просто… чтобы пересесть на диван. Видимо всё до последнего «истратилось» на тот единственный удар, который повторить теперь я не смогла бы ни за что.
Мы просидели с моей соседкой вместе ещё довольно долго, и она мне наконец-то рассказала, как всё это время (целых десять лет!!!) мучил её муж. Правда она тогда не была совершенно уверена, что это был именно он, но теперь её сомнения рассеялись, и она знала наверняка, что была права. Умирая, Влад ей сказал, что не успокоится, пока не заберёт её с собой. Вот и старался так много лет...
Я никак не могла понять, как человек может быть настолько жестоким и ещё осмелиться называть такой ужас любовью?!. Но я была, как моя соседка сказала, всего лишь маленькой девочкой, которая ещё не могла до конца поверить, что иногда человек может быть ужасным, даже в таком возвышенном чувстве, как любовь…

Один из наиболее шокирующих случаев в моей, весьма продолжительной «практике» контактов с сущностями умерших произошёл, когда я однажды преспокойно шла тёплым осенним вечером из школы домой... Обычно я возвращалась всегда намного позже, так как ходила во вторую смену, и уроки у нас кончались где-то около семи часов вечера, но в тот день двух последних уроков не было и нас раньше обычного отпустили домой.
Погода была на редкость приятной, не хотелось никуда спешить, и перед тем, как пойти домой, я решила немного прогуляться.
В воздухе пахло cладко-горьковатым ароматом последних осенних цветов. Игривый лёгкий ветерок шебуршился в опавших листьях, что-то тихо нашёптывая стыдливо краснеющим в отблесках заката обнажённым деревьям. Покоем и тишиной дышали мягкие сумерки...
Я очень любила это время суток, оно притягивало меня своей загадочностью и хрупкостью чего-то не свершившегося и в то же время даже ещё не начавшегося... Когда ещё не ушёл в прошлое сегодняшний день, а ночь тоже пока ещё не вступила в свои права... Что-то «ничейное» и волшебное, что-то как бы зависшее в «междувременье», что-то неуловимое... Я обожала этот коротенький промежуток времени и всегда чувствовала себя в нём очень особенно.
Но в тот день именно и случилось что-то «особенное», но уж точно не то особенное, что я бы хотела увидеть или пережить ещё раз...
Я спокойно шла к перекрёстку, о чём-то глубоко задумавшись, как вдруг оказалась резко вырванной из своих «грёз» диким визгом тормозов и криками испуганных людей.
Прямо передо мной, маленькая белая легковая машина каким-то об-разом умудрилась стукнуться о цементный столб и со всего маху ударила огромную встречную машину прямо в лоб...
Через какие-то считанные мгновения из смятой почти что в лепёшку белой машины «выскочили» сущности маленьких мальчика и девочки, которые растерянно озирались вокруг, пока наконец обалдело уставились на свои же изуродованные сильнейшим ударом физические тела...
– Это что-о?!. – испуганно спросила девчушка. – Это разве там мы?... – показывая пальчиком на своё окровавленное физическое личико совсем тихо прошептала она. – Как же так... но ведь здесь, это же тоже мы?..
Было ясно, что всё происходящее её шокировало, и самое большое её желание в тот момент было куда-то от всего этого спрятаться...
– Мама ты где?! – вдруг закричала малышка. – Мама-а!
На вид ей было годика четыре, не более. Тоненькие светлые косички, с вплетёнными в них огромными розовыми бантами, смешными «крендельками» топорщились с обеих сторон, делая её похожей на доброго фавна. Широко распахнутые большие серые глаза растерянно смотрели на так хорошо ей знакомый и такой привычный мир, который вдруг почему-то стал непонятным, чужим и холодным... Ей было очень страшно, и она совершенно этого не скрывала.
Мальчонке было лет восемь-девять. Он был худеньким и хрупким, но его круглые «профессорские» очки делали его чуточку старше, и он казался в них очень деловым и серьёзным. Но в данный момент вся его серьёзность куда-то вдруг испарилась, уступая место абсолютной растерянности.
Вокруг машин уже собралась ойкающая сочувствующая толпа, а через несколько минут появилась и милиция, сопровождающая скорую помощь. Наш городок тогда всё ещё не был большим, поэтому на любое «экстренное» происшествие городские службы могли реагировать достаточно организованно и быстро.
Врачи скорой помощи, о чём-то быстро посоветовавшись, начали осторожно вынимать по одному изувеченные тела. Первым оказалось тело мальчика, сущность которого стояла в ступоре рядом со мной, не в состоянии что-либо сказать или подумать.
Бедняжку дико трясло, видимо для его детского перевозбуждённого мозга это было слишком тяжело. Он только смотрел вытаращенными глазами на то, что только что было «им» и никак не мог выйти из затянувшегося «столбняка».
– Мамочка, Мама!!! – опять закричала девочка. – Видас, Видас, ну почему она меня не слышит?!.
Вернее, кричала-то она лишь мысленно, потому что в тот момент, к сожалению, физически уже была мертва... так же, как и её маленький братишка.
А её бедная мама, физическое тело которой всё ещё цепко держалось за свою хрупкую, чуть теплившуюся в нём жизнь, никаким образом не могла её услышать, так как находились они в тот момент уже в разных, недоступных друг другу мирах....
Малыши всё больше и больше терялись и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и у девочки начнётся настоящий нервный шок (если это можно так назвать, говоря о бестелесной сущности?).
– Почему мы там лежим?!.. Почему мама не отвечает нам?! – всё ещё кричала девчушка, дёргая брата за рукав.
– Наверное потому что мы мертвы... – мелко стуча зубами проговорил мальчонка.
– А мама? – в ужасе прошептала малышка.
– Мама жива – не очень уверенно ответил брат.
– А как же мы? Ну, скажи им, что мы здесь, что они не могут без нас уйти! Скажи им!!! – всё ещё не могла успокоиться девчушка.
– Я не могу, они нас не слышат... Ты же видишь, они нас не слышат, – пробовал как-то объяснить девочке брат.

Мечеть султана Баязида II

Все мечети, строившиеся в Османской империи до XVI в., по своей планировке и внешнему облику были схожи с более ранними - возводившимися в городах Бурса и Изник. И лишь в мечети султана Баязида II получил свое выражение новый тип культовых сооружений, ставший впоследствии «классическим». За основу его был взят план храма Святой Софии, о чем сразу же напоминают внушительные размеры и формы мечети, а также молитвенный зал ее.

Мечеть султана Баязида II, сына и наследника султана Мехмеда Завоевателя, начали строить на месте древнего форума императора Феодосия. В народе эта мечеть известна под названием Голубиной, так как не успеют еще на мраморном полу двора раскидать корм, как взвивается многочисленная стая голубей… По одной из легенд, султан купил однажды у охотника пару лесных голубей, и от них развелось целое потомство. По другой версии, голуби расплодились от голубки, которая что-то важное проворковала на ухо Пророку Мухаммеду, когда ему пришлось бежать из Мекки в Медину. Голубей в мечети содержат в течение вот уже нескольких столетий. Точно так же здесь каждую пятницу раздают порции хлеба уличным собакам.

Большую султанскую мечеть в течение пяти лет возводил зодчий Хайреддин. По одним сведениям, сооружение ее было завершено в 1501 г., по другим - в 1498 г. Молитвенный зал в мечети Баязида II, как и в храме Святой Софии, размещается под большим куполом и двумя полукуполами, которые расположились по продольной оси на полукруглых осях. Это придает мечети султана Баязида II оригинальный вид. Внутри мечети купол и арки расписаны цветным орнаментом по белому фону.

Справа от михраба расположилась максура из резного мрамора, опирающаяся на мраморные колонны. На этой же стороне находится и минбар.

Справа и слева от главного входа открываются два крыла, выходящие за пределы боковых частей центрального зала и образующие род притвора, украшенного острыми сводчатыми аркадами.

Перед мечетью раскинулся двор с колоннадой, крытый куполами; колонны держатся на стрельчатых арках из розового и белого мрамора (вперемежку). В центре двора разместился фонтан для омовений, устроенный в XVII в. Во двор ведут три входа: один - с фасада, два других расположились по бокам. На дворе растут несколько кипарисов, которые придают ему очень живописный вид.

В прежнее время значительная часть двора этой мечети была занята Сахавлар-чарши (Книжным базаром) - одним из самых древних в мире. Он располагался на том месте, где еще во времена Византийской империи торговали книгами и бумагой. После завоевания Константинополя его захватили тюрбанщики и гравировщики по металлу, но в начале XVII в. из «Крытого рынка» сюда вновь стали переселяться книготорговцы. Во второй половине XVIII в., когда в Османской империи было разрешено книгопечатание, торговцы книгами заняли почти всю территорию двора.

Перед мечетью раскинулась площадь Баязида, окруженная новыми зданиями. Сюда по пятницам приходили толпы стамбульцев, усаживались на корточки возле пышного фонтана, грызли засахаренные орешки и в приятном ничегонеделании проводили долгий праздничный досуг. А в уютном мраморном дворике мечети, в будках из тонкой дранки, пропахших снадобьями и ароматическими маслами, колдовали фалджи - мастера толкований и знахарства.

В этих гадательных лавочках на дворе мечети родились гениальнейшие турецкие поэты XVI в., да и сама поэзия выросла, можно сказать, из искусства толкования снов и раскладывания пасьянсов на рассыпанном песке. Первым критиком, лириком и отцом романтической поэмы был Эйваз Зати, которого по праву можно назвать «Карамзиным турецкой литературы». Родился он в небольшом малоазийском городке Балыккиссире в семье сапожника. Сначала, как и отец, он тачал чувяки, а потом ушел за счастьем в Стамбул. Здесь он поднес панегирик султану Баязиду II и быстро получил его благосклонность. Был Зати некрасив и глух, к тому же любил выпить, поэтому придворным поэтом он не стал. И тогда открыл он во дворе мечети гадательную лавочку, которая быстро сделалась своего рода литературным клубом. Сюда стали приходить начинающие авторы, чтобы представить на суд Зати свои стихи. Тот делал замечания и даже, по просьбе самих молодых поэтов, поправлял их произведения. А потом, ничуть не стесняясь, пускал их в ход как свои собственные. Случалось, что молодые поэты протестовали, но, к чести Зати, следует сказать, что своих лучших учеников он все же выводил в люди. В их числе были Маххамед Фезли, Хыяли (будущий придворный поэт) и сын муэдзина Баки - автор бессмертных касид и газелей.

При мечети есть основанная султаном Баязидом II библиотека, которая раньше считалась самой большой в Стамбуле. В настоящее время это богатейшее собрание бесценных рукописей по всем отраслям знаний разместилось в отдельном современном здании.

автора Низовский Андрей Юрьевич

«Голубая мечеть» в Стамбуле (Мечеть Ахмедийе) После завоевания Константинополя турками главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы являлся обращенный в мечеть грандиозный собор Святой Софии. И только в начале XVII столетия султан Ахмед I приказал

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Мечеть султана Хасана в Каире Старый Каир – сказка Арабского Востока. Многие его дома в неприкосновенности сохранились с XVII, а то и с XVI столетия. Над лабиринтом узких улиц возвышаются древние мечети – их более пятисот. Это обилие мечетей напоминает нам о том, что с 1261

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Кордовская мечеть В 711 году воины Арабского халифата, подчинив Северную Африку, начали вторжение в Европу. Остановленные у границ Франции Карлом Великим, арабы ограничились лишь завоеванием Пиренейского полуострова, и единственным островком христианства на Пиренеях

Из книги Записки янычара [Написаны Константином Михайловичем из Островицы] автора Михайлович Константин

ГЛАВА XIX. О ВЕЛИКОМ ХАНЕ И О МУРАДЕ, СЫНЕ БАЯЗИДА Турецкий султан Мурад, третий сын Баязида [после смерти своего отца], должен был выплачивать великому хану дань потому, что тот победил его отца. Великий хан, называемый на их языке Цихан-шах, то-есть «Властитель всего

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Рассказ о преследовании Чингисханом султана Джалал ад-Дина, о поражении султана на берегу реки Синд и его переправе через реку Синд К тому моменту, когда Шигихутуг пришел к Чингисхану, тот уже захватил крепость Талекан, Цагадай и Угэдэй возвратились победителями из

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Соборная мечеть Пронзительный и притягивающий небесно-голубой цвет купола и минаретов соборной мечети, кажется, вобрал в себя звенящую чистоту и свет далёкого неба каких-то неведомых стран. И с радостью делится этим светом.Необычное для Петербурга здание соборной

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА LXV Возведение Тимура, или Тамерлана, на самаркандский престол. - Его завоевания в Персии, Грузии, Татарии, России, Индии, Сирии и Анатолии. - Его война с турками. - Поражение и взятие в плен Баязида. - Смерть Тимура. - Междоусобная война между сыновьями Баязида. -

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Мечеть Мухаммеда Али (Алебастровая мечеть) в Каире При слове «Египет» возникает множество ассоциаций, связанных прежде всего с глубокой древностью. Это вполне объяснимо с исторической точки зрения: Египет – колыбель мировой цивилизации, величайшая империя Древнего

автора Ионина Надежда

Мечеть Эйюба После завоевания Константинополя разрушения в городе были огромными, но столица бывшей Византийской империи недолго оставалась в развалинах. В интересах самих завоевателей было прекратить уничтожение выдающихся памятников культуры, тем более что

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Фатихчрками (мечеть султана Мехмеда-Завоевателя) Фатих-джами, видная издалека, расположилась на вершине Фанарского холма - чуть севернее того места, где некогда стояла церковь Святых Апостолов. При владычестве латинян храм этот пережил много разрушений, грабежей и

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Мечеть султана Селима I В саду позади мечети находится гробница султана Баязида II, скончавшегося в 1512 г., но строилась она уже при султане Селиме I.На дверях мечети, отделанных искусной резьбой, позолоченными буквами сделана следующая надпись: «Почитаемая мечеть эта была

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Шах-заде (Мечеть принцев) Читатель помнит, что в главе «Тайны Сераля» мы рассказали о смерти принца Мустафы, который был уже объявлен наследником престола. Заподозрив его (по доносу) в измене, султан во время одной из военных кампаний вдруг потребовал сына в свой шатер. И

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Гёк-джами (Голубая мечеть) Самой знаменитой в Стамбуле считается мечеть султана Ахмеда I, построенная в 1609-1616 гг. архитектором Седефкаром Мехмедом-ага (учеником Синана) на месте бывшего дворца византийского императора - напротив храма Святой Софии. Строительство мечети

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. Мечеть Фетхие - бывшая мечеть Богородицы, а мечеть Михримах - бывшая мечеть Мариам, то есть той же Богородицы? Но почему на карте упомянуто именно название мечети Мурада, а не мечети Селима? Дело, вероятно, в том, что западноевропейский составитель карты, будучи

Из книги Очерки по истории архитектуры Т. 1 автора Брунов Николай Иванович

Колонная мечеть Колонная мечеть - первое крупное самостоятельное создание мусульманской архитектуры. Ряд основных памятников позволяет проследить ее развитие и сложение. Достаточно рассмотреть Большую мечеть в Самарре, в Сирии, 846–852 гг. (рис. 254 и 255), мечеть Ибн-Тулуна

Из книги Шедевры нашей старины автора Шумская Ирина Михайловна

МЕЧЕТЬ В ИВЬЕ Еще один экзотический образец деревянного культового зодчества расположен в небольшом городке Ивье Гродненской области.Согласно одной из версий, его название происходит от татарского слова «вуз, Eve» (гнездо, жилище). Возможно, эта версия не является

Султанская мечеть Баязида (Баезида) является старейшей в Стамбуле. Она расположена в Бурсе. Ее построили в начале 1500-х годов по указанию султана Баязида второго, который был наследником завоевателя города Константинополь. Здание впечатляет своими размерами и красотой, оригинальной архитектурой.

Вконтакте

Мечеть находится на площади с одноименным названием. Религиозный ансамбль включает в себя все традиционные составляющие, в том числе, хамам и больница.

Архитектурный стиль раннеосманский, переходящий в классический. Внутренний двор украшен мрамором, внутри двора фонтан. Это немного мрачноватое место, которое так и веет атмосферой загадочности. Главный купол, поддерживаемый двумя дополнительными, имеет диаметр почти 17 метров. Интересно, что расстояние между минаретами составляет 100 метров. В качестве строительных материалов использовался порфир, гранит и мрамор. Когда-то мечеть предназначалась для купцов, дервишей, паломников.

Если вас интересует история Константинополя, заходите . В Стамбуле очень много , и каждое сооружение непохожее и уникальное. А прославленные турецкие поражают роскошью и изяществом.

В караван-сарае и минарете находится библиотека. В медресе находится местный музей каллиграфии. Дополняют архитектурный ансамбль несколько вековых кипарисов, уютно расположившихся в саду около мечети.

С юга находятся несколько захоронений, в том числе усыпальница Баязида второго. В мечети сегодня расположен музей медицины. Один из разнообразных и удивительных музеев: , и т. д.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать — именно поэтому предлагаем вам взглянуть на фотографии мечети.



















До площади можно добраться на трамвае №T1 до одноименной остановки. С восточной части Стамбула лучше ехать на пароме с пересадкой на трамвай на

Стамбул, как и полагается Второму Риму, стоит на семи холмах. Шестеро братцев выстроились в ряд над Золотым Рогом, седьмой - нелюбимый - приютился поодаль у Мраморного моря. Хотя сейчас городской рельеф сильно сглажен, холмы Второго Рима по-прежнему царственны: почти каждый из них увенчан большой имперской мечетью или византийской церковью. На первом холме, на самом мысу полуострова, стоит Святая София. Здесь туристический центр Стамбула - район Султанахмет с его дворцом Топкапы и Голубой мечетью. Дальше на запад раскинул ковры Большой базар, а вокруг - кварталы Старого города. В сердце каждого из них - красавица мечеть, что красивы немного по-своему. Немного фэнтазийная Голубая мечеть, строгая в своей симметрии мечеть Мехмеда Фатиха, грандиозная Сулеймание, уютная Лалели. В этой главе читателя ждет настоящий хадж по историческим мечетям Стамбула.

Точное число мечетей в Стамбуле неизвестно, город растет, и каждому кварталу положено иметь свою мечеть. Так что сейчас называют число в более чем две тысячи исламских храмов. Я был в более чем десяти из них, самых больших и имеющих историческое значение, о которых было что прочитать при подготовке к путешествию. Семь имперских мечетей - скорее штамп из иных путеводителей, нежели устоявшееся определение. Но именно так описывают своеобразную обязательную программу для всех интересующихся главными достопримечательностями. Вот они: Мечеть султана Мехмеда Фатиха-Завоевателя, Мечеть Баезид, Мечеть Селима Явуза, Мечеть Шехзаде, Мечеть Сулеймание, Голубая Мечеть Султанахмет и Мечеть Лалели. Все они были сооружены непосредственно по приказу султанов, что их объединяет. В разные дни, по сложной ломаной кривой маршрута я обошел их всех, заходил внутрь, фотографировал окружающий вид и любовался внутренним убранством. В некоторых из них вечно толпятся туристы, чье посещение прекращается только во время намаза, в некоторых из них нет никого, кроме нескольких молящихся.

У мусульман нет сложной церемонии богослужения. Мечеть - это место для коллективной молитвы и проповеди, поэтому она устроена предельно просто. С балкончиков на остроконечных башнях-минаретах правоверных зовут на молитву. Сейчас муэдзинов везде заменили электронные табло с расписанием молитв у дверей мечетей и динамики, они есть даже на минаретах вроде бы музейной Святой Софии. Запись включается по расписанию нестройных таймеров, и с интервалом в минуту-полторы во время проигрыша азана весь Стамбул наполняют звуки призывающие к молитве. Перед входом в мечеть обычно устроен двор с фонтаном для омовений (обязательных перед молитвой). Молятся, обратившись лицом к Мекке, поэтому главное место в мечети - ниша-михраб , показывающая направление на Мекку (в Стамбуле это юго-восток). К михрабу не принято стоять или сидеть спиной. Сбоку от михраба - кафедра-мимбар , с которой читается пятничная проповедь. Михраб и мимбар -обычно наиболее заметные и щедро украшенные части мечети, далеко не во всех мечетях к ним могут подходит немусульмане, так что праздным туристам обычно остается любоваться высотой сводов.

Турция - светское государство, но остается при этом мусульманской страной. Проявление какого-либо неуважения к исламу, критика его святынь и обычаев совершенно неуместны. Посему при посещении мечетей принято закрывать плечи и колени (у входа в большие мечети висят большие платки, в которые могут укутаться легкомысленные туристки) и снимать обувь (есть полки и большие железные ложки для обуви). Самое мудрое - прочитать эти строки и положить в походный рюкзак свою собственную ложку. Именно из-за мечетей, в Турции непопулярна мужская обувь на шнурках, а популярна с оттягивающимся задником. Естественно, нельзя шуметь и мешать молящимся, хотя во время намаза вас не пустят в мечеть, а вежливо попросит подождать привратник. Вроде бы есть мечети, находящиеся в распоряжении особо консервативных исламских общин, куда туристов вообще не пускают, но я с подобным нигде не сталкивался. А раз, пожелав зайти в католический храм на стыке площади Таксим и улицы Истиклаль я столкнулся с очень нехорошим взглядом привратника в дверях окруженных коллекцией разнообразных табличек с запретами на съемки, шум и т.д. Так не зашел, поняв, что туристов тут не ждут. Мечети же демократичны, туда может зайти любой желающий турист не во время намаза с утра и до темноты. Там можно сесть и отдохнуть с дороги или даже полулечь на ковер, опершись спиной на колонну чтобы удобней было рассматривать изразцы под сводом. Если приходит турецкое семейство, то маленькие дети скинув обувь начинают радоваться просторам, покрытым мягкими коврами и с визгами бегать по центру мечети Селима Явуза, как ниже на фото. Родители пытаются их остановить, но прихожане со свойственным туркам детским всепрощением совершенно не обращают на шалости внимания.

Но свое путешествие я начну не с вышеперечисленных величественных храмов, а с небольшой на их фоне, но крайне важной для османской государственности мечети. Мечеть Эйюп-султана (Eyüp Sultan Camii) была чуть ли не первой, построенной турками после взятия Константинополя, в 1558 году, но ее, как и другую древнюю мечеть - Фатих, разрушило землетрясение 1766 года. Нынешнее - довольно красивое - здание построено в конце XVIII века. Особенно хорош интерьер: большая его часть не оштукатурена, видна каменная кладка красивого теплого тона и вообще, сама мечеть выдержана в подчеркнуто светлых тонах и очень нарядна внутри в отличии от несколько тяжеловесной внутренней отделки исполинов на холмах. Простите за некоторую размытость внутренней фотографии.

Сама мечеть находится с самом конце Золотого Рога, за мостом Халич, в квартале Эйюп (Eyüp), тихом и размеренном, и только суета турецких паломников нарушает его покой. Абу Айюб аль-Ансари , которого турки называют Эйюп-султан был одним из первых мусульман, ближайшим другом, сподвижником и личным знаменосцем пророка Мухаммеда. Эйюп погиб во время арабской осады Константинополя в VII веке, а его могилу чудесным образом обнаружил один дервиш вскоре после турецкого завоевания. Гробница Эйюпа и построенная рядом с ней мечеть Эйюп-султана - четвертая по значению святыня ислама после Мекки, Медины и Иерусалима (и единственная, насколько я могу судить, которую может увидеть вблизи любопытный путешественник, если он не мусульманин).

Около нее всегда людно, каждый из паломников старается подойти вплотную к стеклу "окна молитвы", забранному решеткой с арабской вязью: считается, что молитвы, произнесенные здесь, обязательно исполняются. Внутри расположен саркофаг окруженный решеткой из чистого серебра - подарок султана-стихотворца Селима III. Здесь, у гробницы происходили важнейшие государственные церемонии. Нового султана опоясывали здесь мечом Османа - родоначальника оттоманской династии. После этого аналога европейской коронации новый монарх Блистательной Порты становился законным наследником Османа и одновременно преемником пророка Мухаммеда. А огромный платан возле мечети повидал, судя по всему, многих султанов на своем веку.

Сюда стекались тысячи пилигримов, обильные пожертвования использовались для украшения святынь, правоверные старались поселиться поближе к святому месту. Вдоль берега и на склонах окрестных холмов поднялись деревянные особняки и обители дервишей, появилось множество лавок со съестным, а на улицах рядом с пристанью раскинулся шумный рынок, с которого можно было унести на память какой-нибудь душеспасительный сувенир. Рынок открыт и сейчас, только переместился вглубь квартала. Благочестивые люди старались обзавестись фамильным местом на кладбище Эйюп, что простирается отдельными террасами от мечети к Золотому Рогу. Тут много захоронений и целых мавзолеев, но я, признаться, никогда не думал, что можно организовать кафешку в конце дорожки между могил. В Турции, видимо, с этим все проще.

А теперь, после исторически первой и наиболее сакрально значимой мечети пойдем собственно семи имперским сестрам в хронологическом порядке их строительства. И первой на очереди будет мечеть Мехмеда Завоевателя, покорителя Константинополя. Каждый вновь вступивший на престол султан, после того как его опоясывали мечом в мечети Эйюп, непременно приезжал поклониться праху Завоевателя, чтобы унаследовать его мужество и военную удачу. Мечеть Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet Camii), сооруженная в 1463-1470 годах, рухнула во время уже знакомого вам землетрясения 22 мая 1766 года и была восстановлена в 1766-71 годах султаном Мустафой III (ритмично святыни рушились, да).

Мечеть Мехмеда Фатиха трудно сфотографировать на отдалении, к ней вплотную жмутся жилые постройки, мавзолеи и неизменные могилы. Следует знать, что целью строительства у всех крупных мечетей никогда не было только постройка самого здания для молитв. Возводился целый комплекс сопутствующих сооружений: медресе (религиозная школа), госпиталь, хоспис, начальная школа, караван-сарай для путешественников, хамам (баня) и даже рыночные ряды с кухней для приготовления пищи для всех этих заведений. Все это было воплощено в этой и в других мечетях, частично сохранилось, частично нет. Кстати, перед главным входом в мечеть Фатиха расположен книжный рынок с обилием поп-исторических книг по истории Турции вперемешку с религиозной литературой.

По легенде, мечеть Мехмеда Фатиха была построена греком-христианином по имени Атик Синан, что значит Синан-вольноотпущенник. Ради первой имперской мечети была снесена уже сильно обветшалая к тому времени, но все еще грандиозная византийская церковь Святых апостолов - второй по значимости храм Византии после Святой Софии, в нем были похоронены десятки восточно-римских и византийских императоров. По той же легенде, Мехмед расстроился и рассердился - купол мечети его имени был ниже и меньше, чем купол Софии. И Завоеватель приказал отрубить архитектору руку за нехватку грандиозия. Синан после экзекуции взял и... пожаловался на султана городскому судье-кадии, который, рассмотрев вопрос, постановил, что султан был... неправ и архитектор вправе... отрубить руку султану в ответ. Мехмед, услышав приговор, как не в чем не бывало вызвал Синана и... сказал, что подчиняется решению судьи - на, руби. Насмерть сраженный силой мусульманского правосознания, грек простил султана и обратился в ислам, а султан, в свою очередь, подарил архитектору целую улицу города во владение. Впоследствии, вплоть до самой смерти Синан построил сотни зданий и мечетей в Османской империи.

Внутри мечеть до перестройки представляла из себя покоящийся на четырех арках купол диаметром 26 метров. После перестройки XVIII века проект переработали по канонам Святой Софии, с куполом того же диаметра покоящийся на четырех полукуполах с каждой стороны, поддерживаемые мощными колоннами. То есть переработанное в соответствии с горьким тектоническим опытом как более устойчивое сооружение. В итоге получилось внушительное здание, чья достаточно контрастная отделка с крастными, золотыми и зелеными красками напоминает именно оригинальные украшения внутри мечетей времен расцвета империи XVI - XVII веках: впоследствии традиция поменялась и мечети стали более бело-голубыми внутри.

Внутри мечети очень хороша собой кафедра проповедника (мимбар) из разноцветного мрамора, сохранившаяся еще от оригинальной мечети.

Как не странно, но в гробницу-тюрбе Мехмеда Фатиха пускают всех, более того - никто не сидит на входе одной из главных городских святынь. Даже после упразднения султаната гробницы султанов оставались объектами настоящего религиозного паломничества, и Ататюрку, пытавшемуся искоренить этот вредный для республики культ, пришлось закрыть все мавзолеи. Впоследствии их опять открыли для посетителей и молящихся. Именно, там моляться точно также, как и в мечети.

Внутри гробница богато украшены измитскими изразцами, османским гербом и изречениями на арабском. Сам мраморный саркофаг увенчан обязательным тюрбаном.

Следующий пункт маршрута - Мечеть Баезид султана Баязида II, построенная в 1501-1506 годах возле руин форума Феодосия чуть в стороне от Мезы, осевой улицы Старого Города. На этом отрезке улица называется Еничерилер (Yeniçeriler Caddesi), улица Янычар, из-за находившейся когда-то кофейни Çınaraltı Cafe, в которой собирались янычары - их казармы были рядом. Увы, но тут меня постигло разочарование - мечеть закрыта на ремонт, лишь с одной стороны комплекса открыто медресе, где снуют туда-сюда бородатые турки.

Остается написать, что купол мечети - 17 метров в диаметре и так как мечеть Фатиха не сохранилась в оригинальной постройке, то мечеть Баязида является старейшей из существующих больших имперских мечетей Стамбула. Немного странно, что в западных источниках сообщается, что архитектра звали Якуб и про него практически ничего не известно. Советская литература по истории турецкого зодчества уверенно называет совсем другое имя - Кемаль-эд-дина, как зодчего. Интерьер внутри отчасти повторяет всю ту же Софию в меньшем размере, главный купол опирается на боковые нефы, разделённые колоннами и несущие по четыре небольших купола, что видно на наружней фотографии. Увы, увы, тут прилагается не моя фотография, а взятая из Викии.

Кроме того, Зодчий Кемаль-эд-дин, вводя в планировку мечети Баязида перекрытые куполами крылья, соединенные аркадами с централь­ной частью, развил более ранний конструктивный прием. Добавив же об­ширный, окруженный купольной колоннадой квадратный двор - харим или авлу - перед мечетью, с фонтаном для религиозных омовений, он внес не только еще один новый элемент в общее решение, но и осуществил задачу создания культового комплекса. Многократно повторяемый впо­следствии, этот элемент не был случайным, а имел глубокий смысл. Легкие колоннады двора, тонкие и стройные минареты, играя подчиненную роль, подчеркивали крупные, нерасчлененные формы средней части комплекса. Впоследствии, это стало каноном для османской архитектуры. Проследуем к первому примеру канона - мечети султана Селима.

К мечети лучше всего подходить не со стороны Золотого Рога, а по улице имени султана Селима Явуза. Перед мечетью раскинулся огромный котлован оставшийся от Аспара, самого крупного водохранилища в Констатинополе, выкопанная на склоне пятого холма города. Это просто находка для фотографов, с других сторон вряд ли удастся снять мечеть на крупном расстоянии. Сейчас в котловане спортплощадки, но южная стена цистерны до сих пор сохранилась.

Султану Селиму I Явузу ("Грозному") было особо некогда строить себе мечети, он все правление занимался покорением земель на Востоке, поэтому мечеть Sultan Selim Camii в его память построил в 1520–1528 годах его наследник, Сулейман Великолепный. Об архитекторе известно мало, приводится только его имя Аладдин и что он был из персидского Тебриза, города, который покорил покойный султан. Зодчий построил достаточно скромную мечеть, тут так же есть двор с портиком с колоннами из разных материалов фланкированный двумя минаретами.

Внутри архитектор явно рискнул и отошел от схемы Айи-Софии, заставив опираться внушительный и заметно сплющенный купол диаметром примерно 24,5 метра только на стены и заметные на общей фотографии контрфорсы. Тем не менее, храм стоит до сих пор и не страдал от землятресений. Внутри он оформлен без особых изысков, но очень красивы разноцветные окна со стеклами, прорезанные в толстых, почти двухметровых стенах. Это самая тихая и малолюдная из имперских мечетей Стамбула, туристы доходят туда достаточно редко, местных прихожан не во время намаза тоже мало.

Утверждается, что гробницу султана построил не зодчий мечети, а сам Мимар Синан или Архитектор Синан, современник Микеланджело и Ивана Грозного, величайший архитектор за всю историю Османской империи, сделавший при Сулеймане Великолепном великолепную карьеру военного инженера, а потом ставший главным зодчим державы. Следующие две имперские мечети вышли из под его резца, и первой из них стала мечеть Шехзаде (Şehzade Camii) что у перекрестка Шехзадебаши и бульвара Aтатюрка. Она была построена в 1543 = 1548 годах Сулейманом Великолепным в память о рано, в 22 года, умершем любимом сыне султана - шехзаде (принце) Мехмеде . Но о ней и о других мечетях подробнее - уже завтра, потому что размер поста тоже имеет свои ограничения:)